Кто-нить использовал КВ радиостанции?

радионяня

Я люблю строить самолеты!
Любопытно, кто-нибудь из самодельщиков применял КВ радиосвязь? В большой авиации авиадиапазоны на КВ благополучно функционируют и экипажи их активно используют  🙂
 
А зачем она нам нужна?
Вся прелесть радиосвязи на УКВ в ее ограниченной дальности  и маломощности.
На большинстве  КВ  диапазонов , к то муже  , дальность радиосвязи  существенно зависит от времени суток.
На 40 метрах ( 7мгц )   днем вы легко  ( при наличии хорошей антенны ) с  40-50 вт сможете работать  между Уралом и средней полосой России  ( а ночью с  Европой )
. .. ну и зачем ?
Мы же не стратегическая авиация летящая на Берлин.
Когда снова будет пик солнечной активности – послушайте банальный т.н.   СиБи диапазон  (27-28 мгц ).
С удочкой на балконе и 10 вт можно проводить межконтинентальные связи телефоном
и не только SSB но и даже в ЧМ.
Но соседа в нескольких десятках км от вас вы уже не услышите  тк будете в мертвой зоне.
А на УКВ  в пределам прямой видимости у вас и при 5 вт всегда будет гарантированная радиосвязь.
 
 
По-видимому вы правы,  нам предстоит еще долгий путь к такому уровню, когда появится реальная потребность в текущих сводках погоды и передаче вылетных данных на аэродромы, удаленные более трехсот-пятисот километров)) Но к тому времени наверное КВ связь в авиации прекратит свою жизнь за ненадобностью))
 
Кстати, похоже, мой собеседник - квалифицированный коротковолновик .. пришла в голову мысль, на двухместном СЛА сделать одно место пилотским, а второе - именно радиооператорским, со всем необходимым оснащением . . другими словами, совместить два хобби в  одно)) Вроде как есть такая тема - поднятие антенны на определенную высоту уменьшает угол диаграммы по горизонту и даёт выигрыш в дальности связи))
 
Угу, радиолюбителем (RV9CQS )  я был пока не присоединился  к вашей безумной компании ….
Идея работать на КВ со СЛА  в плане дальности радиосвязи не эффективная.
Размер эффективных КВ антенн больше наших самолетиков .
Делать укорочение – терять кпд.

Реально, при  работе на низкочастотных диапазонах ( 160, 80 метров )
были прецеденты поднятия антенн с помощь воздушного змея и шара
В принципе,  вертикальный штырь 157 м это максимум .
Ну, на 40 метрах вертикал то же еще интересен…
А выше – квадраты и антенны типа волновой канал ( Уда –Яги) на нормальных мачтах и с нормальными киловатными усилителями
однозначно будут эффективнее наших спиралек и тп на самолетиках. 
В  свое время для связи с подводными  лодками на сверхнизких частотах   
были эксперименты,  когда самолет по круг таскал очень длинный провод
Но эта экзотика, выпускать за самолетиком 40 метров  и летать ночью то же ничего хорошего не даст – да  и  земля где ?
скручивать проводки противовесов в бухту … ?   
И при этом еще ночью летать , ну или на совсем на  раннем рассвете…
Хотя …  для прикола – можно  выпустить свой диплом или оригинальные QSL карточки
- это реально.
Многие такие акции любят и за вами гоняться будут со всего мира.
Обратитесь в радиоклуб  может и поддержат, хотя...  если это  будет Москва …

Так что в настоящее время только на УКВ , обычно  на 145.500 иногда можно услышать как с борта  гражданского лайнера  бортинженер или пилот-радиолюбитель  проводит любительские радиосвязи .
По правилам нужно к позывному добавлять буковку А
Те в моем случае  я , работая на любительском диапазоне в России   с борта воздушного судна должен выдавать в эфир…
"радио жук  девять центр щука сергей дробь а" ….
Смешно,…. и никто из нас  так не делает.
Лично я в полете работаю в LPD +  диапазоне ( 433 + МГц ) без всех этих заморочек.
Хотя и у нас уже в этом диапазоне мусор везде .
Это на земле тишина, а стоит только метров 300 набрать кого только не услышишь
И таксисты , и  строители , и свечные заводики,  и грузовые сервисы,  и склады всех мастей  и тп и  тд.

P.S.

А  дипломом и оригинальная   QSL - это круто.
Это хоть и специфический,  но пиарход.
Так что дерзайте...
 
 
Вообще  радиолюбители  -  поднимали  радиостанции  и  ретрансляторы  -  различных  диапазонов  и  мощностей  на  порядочную  высоту  при  помощи  шаров  и  планеров....  Про  такие  эксперименты  писали  на  радиолюбительских  сайтах.  Впрочем  это  игры  радиолюбителей.  Безмоторные  аппараты  -  предпочтительнее  -  так  как  нет  помех  от  зажигания. Летательный  аппарат  -  как  правило  просто  платформа  для  проведения  радиолюбительского  эксперимента....  По  своему  -  это  очень  интересно.....
 
У нас стоит на микросамолете-для связи 🙂 с диспетчером аэрпорта,так как летаем маршруты,пользуемся постоянно.Так как с УКВ на удалении 100-150км и на высоте 100-200м связи...нет 🙁.Когда ставили проблем было выше крыши,еле добились хоть какой то работы,иногда качество зависит от...погоды 🙁Все это не так просто....
 
Конечно ,  на УКВ с такой высоты никогда связи не будет.
Упрощенно можно максимальную дальность в км  вычислить по формуле
4*корень квадратный ( из высоты полета в метрах) 

Реально на УКВ до 100-120 км связь будет только с большими  и высоколетящими
Для нас  реально  30-60 км. 
Я когда летаю с радионаушниками Peltor ( там мощность 100-150 млвт и антенка -насмешка  ) что бы меня услышали
подпрыгивать приходится до высоты 350 м,  но до 15 км связь есть даже при такой смешной мощности и антенне .
Максимальную дальность на потерею связи  на 433 мгц и 5 вт и нормальной антенне не получил - пока не вышло так далеко от базы улетать .
В этом году попробую.

как пример для профессиональных  самолетиков

7.9. Радиосвязное оборудование самолёта СУ-26
На самолёте установлена УКВ приемопередающая радиостанция "Бриз", позволяющая вести двустороннюю радиосвязь с наземными станциями и самолётами.
В комплект радиостанции входят:
- приёмопередатчик, расположенный в кабине на приборной доске;
- антенна - в верхней части фюзеляжа;
- кнопка ПЕРЕДАЧА - на РУД.
Дальность двусторонней радиосвязи с наземной радиостанцией на высоте полёта 4000 м - не менее 220 км.

----------------------------------
верится с трудом , но наверное,   при сертификации проверяли .

А можно подробнее о вашей  радиостанции , мощность ,  модуляция ,
на каком диапазоне  работали , что за самолет и какую антенну использовали
ну и в какой местности летали  ( широта-долгота ) 🙂
в северных широтах много чего от погоды зависит 
 
Почти военная тайна- результат работы международного  коллектива  энтузиастов слухачей http://rusdx.narod.ru/RUS.HTM
КВ частоты  авиадиапазонов России. 
http://rusdx.narod.ru/AVIA/frequency.htm
 
Связисты говорят "Самая надежная связь-половая, все остальное призрачно, а потому случайно.
Со мной случился небольшой казус. Мой товарищ, милиционер сдавал какие то зачеты и прислал СМС с вопросом "Дальности связи в милиции?" Нужно помочь другу, тем более я знаю радио, релейку, тропосферку, космос. Изучал физику процессов и распространение радиоволн. И направил ему ответ "Дальность прямой видимости, дальность полутени и дальность тени." Самое интересное ответ оказался неправильным. У них в МИЛИЦИИ, радиосвязь бывает "близкая", "средняя" и "дальняя".
Как так я профи был осрамлен, но такой дальности не бывает, как считать антенны направленные или нет с объектами стоящими или движущими. Но это милиция и у них как раз так, потому что вопрос был о милиции.
Извините  Gyroplanerist , наверное Вы из МИЛИЦИИ.
КВ рст. -первые станции которые ставили на самоли. По памяти только Английские "Харикейны" имели УКВ рст, все остальные воюющие стороны работали в КВ диапазоне с режимом АМ и полосой речевого сигнала 3,1 кГц на антенне бегущей волны. В УКВ полоса 12 кГц, огромное количество частот и для движущих объектов, коим является самоль, самый лучший вариант, так как пилот сигнал не будет влиять на качество связи. Подымаясь выше появляется возможность работать в режиме прямой видимости с корреспондентами. 
Ув.  Gyroplanerist я таких перлов   
[quote author=4A747F627D616C63687F647E790D0
link=1267092809/4#4 date=1267112138]В  свое время для связи с подводными  лодками на сверхнизких частотах   были эксперименты,  когда самолет по круг таскал очень длинный провод Но эта экзотика, выпускать за самолетиком 40 метров  и летать ночью то же ничего хорошего не даст – да  и  земля где ? [/quote]
В принципе,  вертикальный штырь 157 м это максимум .
Ну, на 40 метрах вертикал то же еще интересен…
Размер эффективных КВ антенн больше наших самолетиков .Делать укорочение – терять кпд. Реально, при  работе на низкочастотных диапазонах ( 160, 80 метров )
давно не слышал.
Если самоль таскает 40м луча да еще и ночью, а идеальная длина луча антенны 0,25 длины волны то есть это и есть низкочастотный диапазон с 120м длиной волны.
Имея 2,5 мГц ( я просто привык считать в мГц или кГц) нечего городить огород. Берут дизельненератор на 100 квт+передатчик на 15 квт, поставь X или V образную антенну и во всех режимах качай гарантированную связь вокруг земли. Для справки с подводными лодками в подводном положении держат связь в СДВ диапазоне, а там 40 м ничтожно мало что бы раскачать да и мощь нужна в МВт(ах)
для справки: мах дальность если объекты на земле в УКВ 150 км при ЛПА, если использовать КВ с отражением то это мин 300 км и поэтому 150-300 считается мертвой зоной. Если объекты воздух воздух то дальность увеличивается в УКВ до 250 км, полностью мертвая зона не перекрывается так как земля круглая. Поэтому для ГАРАНТИРОВАННОЙ связи самым лучшим ставить КВ и УКВ рст. Если вы не удаляетесь дальше 50 кв от точки то хватит и УКВ. Кстати Вы потому и слышите помехи, вернее таксистов и т.д т.п. так как появляется прямая видимость. Дальность в УКВ повышается когда есть Еs слой в ионосфере(ядерный взрыв, гроза) но возникают помехи от других рст. так что это тоже не выход.
С ув. и без ехидства.  Gyroplanerist вы просто практик но и Вам должно быть известно, что вокруг земли можно качать связь радиотелеграфом на 1 Вт передатчике.
 
🙂  я Вам про Фому , а  Вы мне про Ерему и таксистов.
Вы сначала ветку читали ?

Конечно я практик , обычный радиолюбитель , для которого
Книжка Low Band Dxind  John Devoldere ( ON4UN)  настольная.
( если есть откройте – там и картинку про самолетик с проволочкой  найдете🙂 дело , кажется в америке было )
И в огорде у меня не тарелки и ретрансляторы стоят
А вертикалы , квадраты и яги.
Вы на  1.8  и на 3.5 с земли  на каких антеннах любите работать и как далеко ?
Вы полноразмерные вертикалы на эти  диапазоны в домашних условиях пробовали делать?.
А в Краснодаре дядька был - на 160 квадрат сделал.
И итальянец один 157 метров вертикал таки поставил.
 
Вопрос – вот выдержка не про Хайрикены , где действительно массово стояли первые УКВ, а про наш  ЯК9

“   Серьезным недостатком этого, как и других самолетов того
времени, являлась малая дальность действия радиосвязи: даль-
ность надежного приема наземной станции составляла 100 км, а
самолетного передатчика - всего 60 км “

На какой частоте они работали ? Почему такая маленькая дальность 
Ровно про это у меня и был вопрос-ответ. Зачем нам КВ в обычных полетах.
А 40 и 10 это просто примеры .( ой, простите , 7 и 28 мгц )
Ну а про  провод – это же хохма.  Вы что серьезно  что ли подумали , что я предлагаю так делать?
Ну что вы , я же не теоретик по космической и тропосферной связи.
А вы на какую антенну предложили бы нам работать ?
Вы вообще размеры наших самолетиков знаете ?
А электропитание на борту ? - у Ротакса генератор на 250 w
Как вы думаете , с каким  трансивером любитель на СЛА может взлететь ?
И на каких диапазонах работать ?
Вы частоты наши знаете ?
А какой основной вид связи сейчас на бортах ?
Правильно, даже милиционер ( я , кстати , медик ) знает. КВ резервный.
Вы лучше практикой нам помогите. А с 1 вт на КВ  сами пробуйте поработать.
Есть и такие QRPсты. Но нам то на СЛА  нужна надежная связь .
Что, кроме определенния дальности прямой видимости  через тени и увеличения дальности радиосвязи на УКВ с помощью атомной бомбы,
можете предложить?

P.S.

Надеюсь , Вы поняли , я не против КВ связи.
Просто мы маленькие , у меня автожир 5 м в длину.
И двигатель посередине .... " и два пропеллера"  😀
один маленький , но шустрый, и с зади,  а другой большой , но медленный и сверху     :craZy
 
Gyroplanerist я не пытался Вас обидеть. И не отношусь к замученным теоретикам.
Вопрос ветки "Можно использовать КВ на СЛА" Можно и нужно. Все равно будет использоваться гражданский диапазон. 28 МГц на мощности 5-25 Вт штыри с пониженным волновым сопротивлением можно спокойно дать 20-40 км дальности. Но есть одна хитрая проблема, там засоренность эфира жуть какая. Не люблю умничать.
Поэтому прошу задайте исходные данные задачи.
УКВ или КВ рст. Диапазон, мощность, режим преобразования сигнала(АМ,ЧМ,ФМ или цыфирь) какая дальность нужна. Напряжение и мощность электропитания.
Попробуем Вам помочь.
С ув.   
 
На 28 mhz( точнее в CB диапазоне 27-28 ) работали только парапланеристы. Да и те уже должны были все подобное выкинуть.
Наши дядьки либо вовсе без связи и таких большинство
либо обычный УКВ авиадиапазон в районе 120-122 (108-136 мгц ).
Ладно , я спать пошел. У нас, в 9 районе поздно уже.
Так то я  буду по мере сил и квалификации пропагандировать диапазон 433-470 мгц. (маскируемся под LPD и PMR )
Осталось только привезти с дачи  4 фазированных петлевых вибратора для наземной станции  - у меня круче на УКВ нет,
да петлевые антенны  для автожира сделать.
И будет маленький отчет обычного практика-дилетанта. 
 
Ув. Gyroplanerist.
Главный вопрос р/связи на ЛА, это вопрос денежный. КВ диапазон начинается с 1,5 МГц до 29,99 МГц. Гражданская часть диапазона, по памяти 27,5-28,9 МГц. КВ рст. делают для автомобилей все известные производители но цена от 300 долларов. Вы правы, что в совокупности цена и возможности 430-470 МГц идеальный диапазон для р/связи на удаление до 15 км от точки. В стандарте эти рст. дают усредненную дальность 5 км, даже Китайцы. Дальность расширяется из-за связи с ЛА и использование направленных антенн на наземной рст.  Комплект из 2-х рст. + руки выльются в 50-70 долларов и даст гарантийную р/связь земли с ЛА. Если есть потребность то обращайтесь.
 
Про  15 км улыбнуло.  Я сегодня аккурат в этом радиусе  летал   и имел устойчивую радиосвязь на мощности  0.1 вт.
То,  что вы не радиолюбитель  КВ, я понял сразу.
Возможно, вы хороший специалист по системам космической связи
но среди нас космонавтов нет ( утрирую, я сам пользователь нескольких спутниковых сервисов )
Вы сами то поняли, на какой форум  попали ?
Вы думаете, что здесь все профессиональные летчики, авиаконструкторы и авиаинженеры ?
И все наши конструкции можно сертифицировать и оснастить профессиональным оборудованием ?
Нет, профессиональных летчиков здесь с десяток другой,  авиаконструкторов  и того меньше.
Здесь Авиаторы и Кулибины!
Конечно, дырку здесь отверстием большинство называет, но это сути не меняет
Люди в подвалах , в гаражах  и сараях  ухитряются своими руками делать то,
что даже в исторических учебниках трудно найти, что летать не может и не должно
Но оно и они, иногда,  летают.
Так что готовьтесь, в угол вас поставят не только в школе милиции,  но и здесь.

Вы сами то,   что строите или на чем летаете?

P.S.

Если серьезно, я вам вводную позже дам .
Если в указанные вами цены уложитесь - я первый у вас куплю.
А потом и другие.

Надеюсь, что у того, кто помнит формулы из  учебника Айзенберга, умеет пользоваться логарифимической линейкой и знает,
что Карл  Ротхамль был ихтиологом
с чувством  юмора все в порядке. 
 

Вложения

  • Rotkhammel__Antenny.jpg
    Rotkhammel__Antenny.jpg
    6,8 КБ · Просмотры: 121
@ GVV

не цепляйся к буквам

@ Gyroplanerist

Так что готовьтесь, в угол вас поставят не только в школе милиции,но и здесь. 

Читаю - улыбаюсь )))

Угу, радиолюбителем (RV9CQS )я был пока не присоединилсяк вашей безумной компании 
Просто перлы ))) Мало кто здесь ЭТО может оценить ))) 😉 ;D
 
Я не состою в жури СЛА и поэтому медалей за особый вклад в развитие присвоить не могу.
Распространение радио волн, входит в десятку самых не изученных тем и опыт решает очень многое.
В лужу Вам посадить меня не удастся, потому что Вы еще не смотали 40 м полотна и не спустились с высоты 157 м на нашу грешную землю.
Вступать в ненужную дискуссию не имею желания.
Если что-то конкретное, пожалуйста в личку.   
 
господа авиаторы подскажите какую КВ станцию установить на 4х самолет?.
появилась необходимость во второй радиостанции, в связи с частыми маршрутами в очень удаленные места.
если у кого опыт пользования современными КВ станциями в самолетах.
 
Умельцы с Радиосканнера рекомендовали Айком 706 мг2. Хреновина, по их данным, работает (может) во всех мыслимых для нас диапазонах (авиа, КВ, УКВ и т.п.). Как можно сказать - все в одном. Кто-то вроде даже ставил на борт.
 
Назад
Вверх