- Откуда
- Одесса+Таганрог
Модификации Як-12
На Як-12 было создано множество моделей, каждая из которых могла быть использована для конкретных целей. Все модификации самолета:
На Як-12 было создано множество моделей, каждая из которых могла быть использована для конкретных целей. Все модификации самолета:
- Як-12. Базовая версия. Она практически идентична тестовому образцу и имеет минимум отличий. Стала массово выпускаться сразу после запуска в производство. За все время было произведено порядка 700 самолетов, большая часть которых использовалась военными.
- Изделие 21А. Первая выпущенная модификация Яка. По сути – первая работа над ошибками. На нее установили предкрылок, изменили конструкцию шасси, уменьшили размах крыла, что помогло повысить скорость и сократить необходимую для взлета длину.
- Як-12ГР. Немного переработанная базовая версия самолета на поплавковый тип. На ней колесное шасси было заменено на деревянные поплавки с водостойким покрытием. Левый имел водяной руль, управляемый педалями изнутри кабины. В серийное производство самолет не поступил, так как его использование было признано нецелесообразным вследствие недостаточных характеристик – для взлета ему требовалось большое расстояние на разгон, при этом скоростные показатели были значительно ниже стандартных.
- Як-12А. Глубокая модификация базовой версии. Было установлено измененное трапециевидное крыло без предкрылок, ручка управления исчезла, а вместо нее появился полуштурвал. Топливные баки стали объемнее, шасси конструктивно изменились, скорость самолета стала выше, дальность возросла. Обзорность из кабины и комфорт эксплуатации также увеличились.
- Як-12Б. Модификация делала самолет бипланом, так как его крыло состояло из двух отдельных частей, прикрепленных к фюзеляжу. На нем использовался улучшенный двигатель М-14 с форсажем и 300 л. с. и увеличенный бак на 570 л. Самолет взлетал с короткой взлетной полосы – ему хватало всего 35 м. Внутри кабина была оборудована отопительной системой и вентиляцией. По управлению машина стала намного мягче и отзывчивее, что отмечали все летчики. В серию этот Як не пошел, но образцы использовались для сельскохозяйственных работ.
- Як-12М. Новая модификация была разработана для эксплуатации самолета в связных, санитарных, пассажирских и сельскохозяйственных целях. Главным отличием стало удлинение фюзеляжа до 9 м. При этом было уменьшено остекление кабины, шасси получило улучшения в виде гидравлической амортизации. Этот вариант Яка стал одним из самых распространенных.
- Як-12ММ. Еще одна модификация поплавкового типа. Она была создана на базе версии 12М. Шасси самолета отличалось от варианта 12ГР, поплавки имели увеличенный размер, рули были установлены на оба из них. Максимальный взлетный вес повысился, в кабине была установлена специальная стрела, помогающая загружать и выгружать носилки с ранеными. Самолет произвели в количестве 30 единиц, которые использовались для медицинских целей.
- Як-12МС. Специальная версия Яка для проведения поисково-спасательных работ. От обычной модели 12М она отличалась наличием радиопеленгаторного устройства и вращающейся на днище антенны, которые применялись для поиска пострадавших. Также в нижней части гаргроты сделали место для парашютного контейнера с гуманитарным грузом, в который также входили радиостанция и оружие. Сбрасывался он во время полета. До массового производства дело не дошло.
- Як-12Р. Версия Яка для обеспечения связи военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она имела двигатель М-14 с новым усиленным капотом, улучшенный винт с настройкой оборотов, увеличенный бак и переработанную конструкцию шасси. Также был установлен специальный тормозной крюк, выпускающийся при посадке на грунт. Использовался самолет в качестве транспортника. Было выпущено более 2 000 машин.
- Як-12С. Санитарная версия Яка. Отличалась возможностью транспортировки одного больного на носилках с сопровождением врача. Внутри кабины был установлен столик, багажник с аптечкой и термосом. Все обогревалось и вентилировалось, а выхлоп выводился за кабину, что исключало попадание газов в медицинский отсек. Также машина была оснащена радиостанцией, полукомпасом и специальным оборудованием для слепого полета. Под такой тип самолетов было переделано несколько базовых моделей.
- Як-12СХ. Специальная сельскохозяйственная версия самолета. Ее облегчили, удалив радиоаппаратуру, установив охлаждающую спираль с маслом перед двигателем, убрав пассажирские места, поставив вместо них емкости для удобрений и ядовитых химикатов, на днище монтировали распылители с рассеивателями. С его помощью можно было удобрять или засеивать участки, а также уничтожать вредителей, распыляя яды.
- Як-12УТ. Учебный вариант самолета для военных летчиков. Отличался наличием второго комплекта ручного управления, а также специальным оборудованием для слепой посадки. Дополнительно были установлены различные радиоприборы, облегчающие эксплуатацию. В серийное производство этот Як не пошел, были созданы несколько опытных образцов на базе стандартной версии.
- PZL-101. Модификация самолета польского авиастроения, отличается увеличением полезной нагрузки на 500 кг, в остальном характеристики остались прежними. Использовалась модель для сельскохозяйственных работ, всего было выпущено 325 машин.
- Shenyang Type 5. Китайский вариант советского Як-12. Он выпускался таким же, как базовая модель, не было никаких минимальных различий, кроме окраса и опознавательных знаков.