Лыжи и вопросы зимней эксплуатации дельталетов.

FlyCat

43 регион
Хотелось бы получить информацию о том как установить лыжи на дельталет, а также советы по их конструкции. Подойдут ли лыжи от аэросаней публикации о которых были в МК или они перетяжелены? Какую конструкцию лыж лучше применить?
Интересуют также особенности зимней эксплуатации.  Как низкие температуры влияют на ткань крыла и элементы конструкции, меняется ли управляемость при установке лыж и как ведет себя двигатель. Вроде бы для него условия лучше: больше кислорода, меньше нагрев...
 
У нас были простейшие лыжи согнутые из листового дюраля 5 мм, вдоль лыжи ребро жесткости - кусок боковины от дюралевой лестницы. При установке надо обеспечить висение лыжи носком немного вверх, иначе зароется на посадке. Переднюю лыжу надо делать достаточной площади  - маленькая лыжа зарывается при даче газа. Вот вроде и все хитрости. Зимой при низких температурах иногда надо немного обогатить смесь регулировкой карбюратора
 
Полезная тема! Интересно из какого расчёта изготавливают лыжи по площади опоры на снегу? Ведь снег бывает разный. Или расчитывают на взлёт-посадку по укатонной поверхности?
 
Есть хорошая книжка 1937 года издания автор Юрьев "Расчет аэросаней". Там приводится формула расчета лыж. Для аэросаней берется нагрузка 500 кг на квадратный метр. По нашим данным для МДП это многовато и надо считать порядка 400 кг на кв м., тогда можно говорить о том, что на разных снегах летать можно, в том числе и по целине.
Хочу так же отметить: немаловажное значение имеет радиус носка лыжи, он должен быть порядка 1 метра, чтобы лыжа могла "всплывать" на снег, а не изображать из себя бульдозер.
 
Важен не столько радиус загиба носка, как точка подвески, она должна быть сдвинута немного назад относительно центра опорной поверхности, или так сказать, центра давления лыжи на снег.   На первых наших лыжах профиль носка вообще имел вид ломаной линии, и ничего, работала.
 
Слышал к выпускаемым (не вспомню чьим) лыжам на подошву усиливают металическим листом, что бы при поломке в куски не разлетались. Это действительно так?
 
Какой материал опорной поверхности для скольжения лыж лучше или от этого мало что зависит? Как бороться с примерзанием и первоначально сдвинуться с места?

Как бороться с зарыванием лыж при боковом скольжении? Полезна ли некоторая V-образность опорной поверхности лыжи или достаточно продольных ребер, чтоб уменьшить боковое скольжение? Не приведет ли отсутствие бокового скольжения к перевороту дельталета?
 
Какой материал опорной поверхности для скольжения лыж лучше или от этого мало что зависит? Как бороться с примерзанием и первоначально сдвинуться с места?

Как бороться с зарыванием лыж при боковом скольжении? Полезна ли некоторая V-образность опорной поверхности лыжи или достаточно продольных ребер, чтоб уменьшить боковое скольжение? Не приведет ли отсутствие бокового скольжения к перевороту дельталета?

На мой взгляд, для скользячки лучше всего титан - он меньше всего подвержен истиранию, аллюминий у нас очень быстро подрался от езды по зимним дорогам. Самый неприлипающий материал, он же один из самых скользких - фторопласт, или полиэтилен. На скользячке лыж должны быть подрезы, иначе телега очень неустойчива по курсу, особенно без крыла, в варианте аэросаней. А перевернуть телегу можно и без них, вряд ли они как-то влияют на устойчивость к опрокидыванию.  С зарыванием лыж при боковом скольжении мы не сталкивались, не было такой проблемы.
Примерзание лыж еще можно значительно уменьшить, если регулярно парафинить скользячку, хотя бы в дни, когда температура воздуха близка к нулю.
 
Добавлю немного из личного опыта.Точка крепления оси лыжи располагается  примерно так - 60% от носка лыжи, радиус носка  лыжи как и написали здесь 1 метр.Мы делали верх лыжи из поливочного агрегата"Фрегат" трубы диаметром 125-130 мм(были такие)подошву из д16Т толшиной 2-3 мм не менее ,потому что при эксплуатации имели место быть прогибы подошвы.Для улутьшения скольжения  и чтобы не "прилипала"наклепывали пластик (от лыж Ан-2)стойки под ось из трубы диаметром  14-16(сталь).Да и подрезы из уголка обязательны(длинной порядка 20-30 см и высотой до 15 см расположенны посередине от оси)!!! вес получался до 5 кг.Эксплуатировали более 10 лет(и поныне стоят).
 
Есть хорошая книжка 1937 года издания автор Юрьев "Расчет аэросаней". Там приводится формула расчета лыж. Для аэросаней берется нагрузка 500 кг на квадратный метр. По нашим данным для МДП это многовато и надо считать порядка 400 кг на кв м., тогда можно говорить о том, что на разных снегах летать можно, в том числе и по целине.
Хочу так же отметить: немаловажное значение имеет радиус носка лыжи, он должен быть порядка 1 метра, чтобы лыжа могла "всплывать" на снег, а не изображать из себя бульдозер.
Книгу не нашел, если есть где в электронном виде, поделитесь ссылочкой.
Не помню, на каком из форумов строителей аэросаней читал, что загиб носка должен быть с прогрессивно уменьшающимся в зависимости от угла загиба радиусом, что способствует более уверенному преодолению встретившихся препятствий в виде кочек и бугорков. Примерно попытался изобразить в Паинте. То есть при угле загиба 0[sup]0[/sup] радиус будет, скажем, 1000мм, а при угле в 90[sup]0[/sup] уже радиус будет 50мм. Там еще была ссылка не сайт горнолыжников.
И шла дискуссия о необходимости заужения и легкого загиба вверх пятки лыжи. Хотел бы услышать мнение и по этому вопросу.
 

Вложения

  • 002_003.JPG
    002_003.JPG
    3 КБ · Просмотры: 194
Надо определиться, для чего нам лыжи. Если для аэросаней, то да, тогда по книге Ювенальева "Аэросани", если для дельты, которая после 30-50 м лыжи от снега оторвет, то требования на порядок проще. Напимер, материал скольз. поверхности. На дельте к нему одно требование - износостойкость, а о коэфф. скольжения можно не беспокоится, дельтлет, способный летать, уйдет с лыж
с любым разумным коэффиц. скольжения, ну пробежит в худшем случае на 20 м больше, зимой это не принципиально.
С примерзанием лыж к снегу столкнулись один раз, при ярком солнце - лыжи нагревались от солнца, растапливали под собой снег, и примерзали. В такои случаях надо либо скользячку из пластика, либо покрывать парафином.
А подрезы мы делали из стального прутка диам. 5-6 мм. длиной 30см. по 1 см от каждого края загибали под 90 град, в лыже свелили дыры, вставляли в них подрез и расклепывали. Работало без замечаний.
 
Слегка загнуть задники лыж полезно - хуже не будет, а вот когда захочется оттащить аппарат немного назад, будет очень обидно, если задники оставить прямыми.
 
В поперечном сечении верхняя поверхность лыжи должна быть полукруглой или треугольной, чтобы снег с нее ссыпался. У меня был случай, когда в плюсовую погоду на носок правой лыжи налипло сверху много снега, и носок опустился вниз после  взлета (амортизатор не смог вытянуть вверх носок). С большим трудом удалось в полете стряхнуть снег, лыжа выпрямилась.

Вообще, очень хорошие пластиковые лыжи для телег одно время были в МГТУГА, сейчас не знаю, есть ли. У них все правильно было сделано, кроме подрезов - они быстро ломались, но можно свои подрезы сделать. У меня передняя лыжа от них, меньше всего всегда проблем с ней, и не прилипает никогда, не то, что основные дюралевые.
 
Лыжи придется делать самодельные. Вероятно клепаные. Профиль верхней поверхрости лыжи спереди будет определяться формой носка, а сзади слегка отогнутой пятки, то есть спереди верхняя поверхность будет иметь большие скосы и шансов того, что снег налипнет спереди будет меньше, а налипший сзади не так и страшен, вроде как.
Пружину поднимающую носок лыжи лучше ставить внутри или снаружи? Внутри - будет меньше элементов на которые налипает снег и несколько лучшая аэродинамика, но затруднен визуальный конторль состояния. Если устанавливать снаружи - может ли обледенение помешать нормальной работе. Примеры с аэросанями не приводить, там лыжа всё время в движении, а на дельталете может и обмерзнуть в полете.
Какое соотношение длины лыж к ширине можно считать оптимальным?
Встречался совет, что для более устойчивого движения нагрузку на квадратный сантиметр задних лыж нужно делать больше, чем передней, чтоб в случае чего задние зарывались в снег раньше.
Однако встречался и совет, что для улучшения руления нагрузку на квадратный сантиметр передней лыжи следует увеличивать с тем, чтоб преодолеть установившееся направление движения задних лыж и что в противном случае лыжа просто будет проскальзывать в боковом направлении не изменяя направления движения аппарата.
Истина, думаю, лежит где-то посередине. Пусть на задние лыжи будет чуть повышенная нагрузка на кв. см, но на передней лыже сделать более развитые подрезы.
Кто-то может привести данные по своим аппаратам?
Интересно бы собрать статистику, а то зима у нас не самый короткий сезон в году и лыжи лишними не будут.
Длина лыжи
передней:
задней
Ширина лыжи:
передней:
задней:
Соотношение длин передней и задней части до точки опоры
передней лыжи:
задней лыжи:
Нагрузка на 1 лыжу
переднюю:
заднюю:
Желательно фото конструкции. И обязательно поделитесь своими впечатлениями от эксплуатации.

Можно присылать ссылки на чертежи или делиться опытом своих разработок.
Тогда общими усилиями удастся обобщить накопленный опыт использования лыж на дельталетах.
 
Давным давно собираюсь лыжи сделать  ;D ;D Уже года 4 пытаюсь в Солиде их нарисовать, но как то терпения и знаний не хватало. Должно было по задумке получится типа этого.
Но конечно еще надо доработать напильником  :🙂, сделать болваны, матрицы - короче целая эпопея. Но должна же когда нибудь она завершиться  😀
 

Вложения

  • lyzha.jpg
    lyzha.jpg
    12,7 КБ · Просмотры: 186
Лыжи придется делать самодельные. Вероятно клепаные. Профиль верхней поверхрости лыжи спереди будет определяться формой носка, а сзади слегка отогнутой пятки, то есть спереди верхняя поверхность будет иметь большие скосы и шансов того, что снег налипнет спереди будет меньше, а налипший сзади не так и страшен, вроде как.
Пружину поднимающую носок лыжи лучше ставить внутри или снаружи? Внутри - будет меньше элементов на которые налипает снег и несколько лучшая аэродинамика, но затруднен визуальный конторль состояния. Если устанавливать снаружи - может ли обледенение помешать нормальной работе. Примеры с аэросанями не приводить, там лыжа всё время в движении, а на дельталете может и обмерзнуть в полете.
Какое соотношение длины лыж к ширине можно считать оптимальным?
Встречался совет, что для более устойчивого движения нагрузку на квадратный сантиметр задних лыж нужно делать больше, чем передней, чтоб в случае чего задние зарывались в снег раньше.
Однако встречался и совет, что для улучшения руления нагрузку на квадратный сантиметр передней лыжи следует увеличивать с тем, чтоб преодолеть установившееся направление движения задних лыж и что в противном случае лыжа просто будет проскальзывать в боковом направлении не изменяя направления движения аппарата.
Истина, думаю, лежит где-то посередине. Пусть на задние лыжи будет чуть повышенная нагрузка на кв. см, но на передней лыже сделать более развитые подрезы.
Кто-то может привести данные по своим аппаратам?
Интересно бы собрать статистику, а то зима у нас не самый короткий сезон в году и лыжи лишними не будут.

Просто делайте преднюю лыжу такую же, как и задние, оно и проще. За счет меньшей нагрузки на переднюю вилку, давление на лыжу будет меньше.  Есть даже подозрение, что передняя лыжа должна быть даже несколько больше задних, а подвес ее сильнее сдвинут назад.
При наличии подрезов и наклона передней вилки за управляемость можете не беспокоиться. И вообще, по-моему слишком серьезный у вас подход. Плохие лыжи надо еще умудриться сделать.
 
я делал лыжи от ступеней ракет передние делал шире снизу ставил пластик от кубовой бочки  а чтоб не замерзал к снегу я под лыжи подкладываю обычные дровишки унас деревне этого добра хватает
 
\\\а подвес ее сильнее сдвинут назад.\\\ [highlight]хорошие лыжи надо еще умудриться сделать[/highlight].\\\ось качания как можно ниже!  (вот так вкратце согласился бы) :🙂 🙂
 
А какие особенности пилотирования аппарата с лыжами? Ну отличаются ли действия пилота при взлете и посадке "с колесами на поле" от "с лыжами на снегу" ? На что надо обращать внимание? А нет ли обмана высоты при белом снеге?  :~~)
 
А какие особенности пилотирования аппарата с лыжами?
Я когда учился летать и был довольно не опытным пилотом, летал и на лыжах тоже, но ни каких трудностей это у меня не вызвало.
Поначалу очень удивило отсутствие тормоза.
А потом я и сам убедился, что он не нужен.
Вот кстати ролик, правда тут я уже почти ас, полгода стажа ;D
http://smotri.com/video/view/?id=u1021675fd24 (взлет)
http://smotri.com/video/view/?id=v8033002c45 (посадка)
 

Вложения

  • zima.jpg
    zima.jpg
    38,4 КБ · Просмотры: 274
Назад
Вверх