С началом Весны,Володя!
В связи с этим приятным и перспективным днем ,хочется пого-ворить о законах аэрод. и соблюдении культуры веса , справед-
ливых для всех ЛА, с которыми, считаю, знакомы большинство
конструкторов и АЖ. Скорее ,это мировоззренческие рассуждения.
АЖ присуще низкое аэрод. качество, характерное для всех крыльев малого и сверхмалого удлинения, особенно на малых и
средних скоростях и более повышенные потребные мощности по сравнению с крылатами ЛА на тех же скоростях (Исследования дисковых крыльев проходили в ЦАГИ обширные
исследования в 1946 -47 г.г.).
По этой причине весовая культура приобретает значение одного
из главных факторов, что не всегда выполняется на АЖ любительского производства ( с некоторыми из них знаком ,
коленопреклоненно прошу у них прошения за дерзкое замечание).
Из аэрод. известно , что мощность ВМУ расходуется на два вида сопротивления;
-сопротивление связанное с образованием подъемнои силы-
-индуктивного сопр., обратно пропорционального квадрату скорости.
- сопротивление формы прямо пропорц. кв. скор.
Качество круглого крыла с увеличением скорости энергично растет ( результаты исслед. ЦАГИ), поэтому АЖ на "роду" предписано- летать на больших скоростях.
Сопротивление всего остального растет по закону, как отмечено выше.
И вот здесь на первое место выступает совершенство формы!
Ну , например, создание условий работы ВВ с толкающей ВМУ
обязательное ее капотирование. Проработка и тщательное выполнение стыка фонаря с кабиной, установка обтекателя на стойку НВ, стоек шасси и т. д.- дела всем известные. Весьма показательный пример из
истории нашей авиации.
Знаменитый истребитель Я-3. В результате улучшения аэрод., весовой ревизии ВСЕХ узлов, уменьшения площади крыла,
удалось снизить вес пустого на 266 кг, повысить на 3 ед. качество. Занимался модернизацией О.К. Антонов -будущий Гл. конструктор. В довоенное время Олег Константинович создал много хорошо летавших планеров, был главным инженером и конструктором на планерном заводе. Что такое культура веса, аэрод. совершенство - он прекрасно знал и воплощал свое
мировоззрение в конкретные крылатые машины!
Оценка же веса АЖ в начальных стадиях проектирования, насколько мне известно, производиться энтузиастами ( уверен,
что среди них есть специалисты , разбирающиеся в тонкостях
создания ЛА) методами статистики , на основе опыта постройки
уже летающих АЖ.
Думаю, что такие методы оценки веса становятся все менее
и менее пригодными для современных АЖ, тенденция развития которых направлена в сторону повышения экспл. характеристик.
Судя по материала форума, проявляется все больший интерес
к АЖ в классе 115 кг
Проблема веса, в этом случае выступает на первый план.
Для этого придется отказаться от узкой номенклотуры профилей из слабонесущих сталей, переходить на материалы с более высокой механикой. Может стоит рассмотреть западные
нормы прочности АЖ , они ниже , чем наши-резерв экономии
веса.
Приблизительно можно оценить лишний вес конструкции на построенных у нас АЖ в 6 -8%.
Можно надеяться , что проблемы аэрод.,прочности, дефицита
веса послужат стимулом для более пристального внимания к их
решению.
Хочется привести слова великого ученого Л Больцмана -
-" Нет ничего более практичного, чем хорошая теория"
Всем озарений.