Научите управлять дельталётом

Если по теме: для начала берёшь старенький дельтаплан типа Славутич-УТ, идёшь на горку Н-10м. и сигаешь, желательно зимой, мягко падать, при ровном ветре 6м/сек., при "учителях-свидетелях". И так до тех пор тренироваться по нарастающей, пока сам поймешь чувство полета. А потом хоть куда- на дельталет,на паралет или в  ступу  бабы Яги.
 
Если бы ты удержал аппарат во втором режиме ещё хотя бы секунду, то произошло бы не просто снижение (парашютирование), а глубокий нырок. 
Нырок как раз и происходит.
Трапецию я на себя беру после нырка, в процессе которого аппарат сам набирает скорость.
Просто через объектив камеры это не чувствуется.
 
когда во время полёта топливо расходуеться и уменьшаеться масса дельталёта, то нужно смещать центр тяжести вперёд (тримером смещать кубик узла подвески вперёд ) ? для прямолинейного полёта требуеться поиск оптимального положения центра тяжести ? если центр тяжести изначально не оптимален, то для компенсации (если нет тримера )приходиться компенсировать тяжестью трапеции ? критично ли для дельталёта изменение центра тяжести, или для прямолинейного полёта нужно определённое положение ?
 
Я тоже так думаю.
У меня бак 64 литра. Летал от полного до пустого. Никаких поправок вносить не приходилось.
Во-первых, топливный бак, как правило, размещён вблизи центра тяжести всего дельталёта. А значит, плесо силы, создающий момент вращения системы весьма незначительно, стремится к нулю. А значит и сам момент стремится к нулю. Во-вторых, вес топлива по сравнению со взлётным и посадочным весом незначителен. Поэтому в %-ном отношении изменение несущественно.

Вот на сверхзвуковом Ту-160 или на дозвуковом, но дальнем Ту-95МС -- это да! Там даже перекачка в полёте из бака в бак предусмотрена, для сохранения центровки! 🙂
 
У нас тут с другом спор родился по поводу того с какого сиденья обучать, но сначала немного вводной информации...
У моего друга дочке 12 лет, девочка как девочка, особой силой не отличается, но уже несколько лет как сама ездит за рулем машины, управляет мотособакой, болотоходом, осваивает с папой мотоцикл и вот дошла очередь до дельталета... В общем сомнений в том, что девочка умница и что скоро она полетит самостоятельно лично у меня нет. Вопрос в другом. Дельтик легкий, крыло на мой взгляд тоже подходящее, установлены доп. ручки. Первые полеты были сзади, но ребенку приходится рулить широко расставив руки+ немного на вытянутых. После полета по прямой даже в неидеальных условиях жаловалась на то, что болели руки.
Полное дублирование имеется. Так вот я предлагаю ему не сажать ее больше сзади, а полетать сзади самому или с балластом, а потом, когда привыкнешь сам сажай ее вперед и пусть рулит спереди - ей будет намного и удобнее и легче рулить. Сзади от такой тяжелой атлетики у нее просто может пропасть желание летать дальше. Друг говорит это неправильно, мол все учат на заднем сиденье и только в самом конце сажают вперед (хотя например А.В.Кареткин почти сразу сажал веред).
В общем хотелось бы узнать мнение дельталетного сообщества на этот счет вообще и применительно к описанному примеру... Высказывайтесь кто что думает... Интересуют все за и против обоих вариантов.
 
Высказывайтесь кто что думает...
В 1996 году меня учили в Лилиентале. К тому времени у меня был налёт на парителе 10 час. Один раз покатали и посадили в переднее сидение. Помню, как на первом взлёте мои глаза стали даже не квадратными. Они стали треугольными. Фирма научила меня и моих товарищей за 6 часов лётного времени. В своё время на Украине рекомендовали 49 часов обучения. Всё это нужно учесть, беря в учлёты ребёнка. Я бы не взял. Лучше поучить девочку на самолёте. Прецеденты были.
 
Лучше поучить девочку на самолёте.
можно и на вертолете наверняка. Но учит ребенка отец. Он сам опытный дельталетчик, дельт свой, спешки нет. Вопрос в том с какого сиденья лучше ее обучать да и не только ее... Я так думаю учлету психологически все равно где сидеть спереди или сзади, т.к. он вообще мало что понимает. Куда скажут, туда и сядет и воспримет как должное. А "треугольные глаза" могут быть у учлетов на первых полетах на любом сиденье 😵.
 
Последнее редактирование:
Пересадку на переднюю чашку тандемного аппарата с полным дублированием управления допускаются исключительно при уверенности инструктора, что хватит сил с задней - на исправление ошибок учлёта. Какие ещё могут быть барьеры? Частичное дублирование - до пересадки требует полное осваивание учлётом не дублированых органов управления. В данном случае: добавить балласта для сохранения развесовки и конечно же лучше сразу учить с переднего. В целом - полноценное управление дельтиком всё же предполагает физические нагрузки, к которым организм ребёнка ещё не готов, но освоить основные элементы - обычно не сложнее чем со взрослым "медведем", и уж точно: проще чем с "медведем летавшем на самолёте". Не исключаю, что в супер условиях - и в самостоятельный можно выпустить. Вопрос: премия Дарвина кому потом полагается?
 
Я так думаю учлету психологически все равно где сидеть спереди или сзади,
Мой опыт показывает, что это не так. Инструктор с заднего сиденья должен полностью контролировать не только трапецию, но и РУД и даже тормоза, если ВПП не достаточно длинная (лучше иметь большую площадку). Если учить учлёта с заднего сидения, то для инструктора проблемы отсутствуют полностью. Учлёт получает в основном навыки управления в болтанку и навыки правильного захода на посадку. Пересадка вперёд для такого учлёта - стресс, как перед первым самостоятельным. За первые два вылета стресс исчезает. Думаю, что это лучше. чем стресс, когда учлёт вообще ничего не умеет и ничего не соображает. После пересадки вперёд его нужно учить правильно распоряжаться РУДом на всех этапах полёта.
 
Если учить учлёта с заднего сидения, то для инструктора проблемы отсутствуют полностью.
Именно, но что есть хорошо для инструктора - совсем не значит: хорошо для обучаемого. Надо ж стремиться к "золотой середине" !? 😉 Перестраховка по безопасности - отразится на скорости процесса обучения, зачастую ... на целую бесконечность! 🙁 Найти правильный компромисс - и есть основная задача Настоящего Инструктора. Результат его работы измеряется ничем другим, как количеством и качеством его летающих учеников.
При отсутствии дублирования лишь тормозов и уверенного навыка их использования, например - площадка выбирается с учётом полного отсутствия необходимости ими пользоваться в принципе. А время и упражнения, отработанные с передней чашки, бесспорно - лучший задел по подготовке к самостоятельному. Это не значит, что прям нет других путей, но коррекция по обстоятельствам (наличию дублирования, условий на площадках ...) - процесс почти однозначно растягивает и ... совсем не факт: что качественно ухудшает! )
 
Учить лучше всего сбоку.
Если типа с ребёнком то бесспорно, да. А с крепким рукастым учлётом, да если ещё и с навыками "прямого" управления (самолёт, вертолёт) ... 😱 - категорически остерегайтесь!! На "парте" - нет форы в приложении управляющих воздействий!! Пока нужная моторика не заработала - предпочтительнее таких дольше оставлять на тандеме сзади. Больше шансов не просто на успешное обучение, а пережить его в прямом смысле в принципе ... .
 
У моего друга дочке 12 лет, девочка как девочка, особой силой не отличается, но уже несколько лет как сама ездит за рулем машины, управляет мотособакой, болотоходом, осваивает с папой мотоцикл и вот дошла очередь до дельталета... В общем сомнений в том, что девочка умница и что скоро она полетит самостоятельно
Вы дебилы?
 
Хорошо , научится сносно в 13 лет с передней чашки .. И во сколько в самостоятельный ?..В 13, 5 ?...в 14 ?...в 15 ?...в 16 ?...НА ДЕЛЬТАЛЕТЕ ??!!!..Что бы удовлетворить самолюбие отца ..."А моя в 13 !! САМА !!..."
 
Последнее редактирование:
Если полностью дублировано управление (РУД, тормоз, переднее колесо и трапеция), и естественно сам инструктор "могет" все с задней сидушки, то лучше ученика сажать вперед.
В случае с девочкой будет рабалансирована телега, это серьезно.
Я бы самостоятельно не пустил, в столь юнном возрасте. Нет чувства опасности.
Пускай папу катает😊
 
в 1989 году категория "самый юный пилот" была исключена из книги. Последний рекорд в этой номинации, который все же занесли в книгу Гиннесса, принадлежал девятилетней Рэчел Картер из Калифорнии. Она пересекла континент по воздуху в 1994 году. В прошлом году ее достижение повторил восьмилетний мальчик из Феникса, но этот рекорд уже не был зарегистрирован.
 
В Крыму, когда он еще был украинским, один наш собрат (В.Коваль) учил детей летать на дельтике совершенно официально в спортшколе. После анексии продолжал вроде. Сейчас не знаю. В питерских Гостилицах вырастили юную звезду А.Куквинову, которая к 16-ти годам владела несколькими типами (автожир, самолет). Сейчас в летном училище. Готовность к самостоятельному вылету - дело сложное в юном возрасте. Инструктору виднее. Тем более, что речь об обучении пока только шла. А учиться можно и нужно, если глаза горят...
 
один наш собрат (В.Коваль) учил детей летать на дельтике
Кстати, В.Коваль мой ученик. Я его гонял 10-11 часов с заднего сидения на бесконечных конвейерах. Когда их набралось больше сотни, я почувствовал, что ему пора пересаживаться вперёд. Несколько полётов с переднего и - в большую жизнь. В первом самостоятельном Володя чувствовал себя неуверенно, но аппарат посадил нормально. Считается, что в первом самостоятельном полёте учлёт забывает 90% из всего, чему его учили. Поэтому сверхзадача инструктора довести его до такого состояния, чтобы навыки посадки вошли в эти крохотные 10%. Через несколько лет я смотрел. как В.Коваль садится. От гордости меня чуть слеза не прошибла. Молодец!
 
Назад
Вверх