Несоостность двигателя с осью СЛА

smarzinyak

Я люблю строить самолеты!
Уважаемые профи подскажите почему у самолета "Stol 701" ось двигателя смещена на 3 градуса относительно оси самолета? Спасибо!
 
компенсирует реактивный момент от винта
 
Если внимательно посмотрите, то заметите еще и доворот мотора вправо.

2 Cobra
Именно этот доворот компенсирует крутящий момент.
Доворот мотора вниз преследует 2 цели.

1) Благодаря этому вектор тяги проходит через центр масс (или ближе к центру масс) высокоплана, что уменьшает влияние тяги СУ на продольную балансировку.

2) При этом компенсируется не реактивный, а гироскопический момент.

Теперь подробнее.

При вращении винта мотором реактивный момент кренит самолет влево (если стол с ротаксом).
Соответственно, возникает момент на разворот влево (попробуйте в полете дать ручку влево при неподвижных педалях,; самолет накренится и начнет поворачивать влево).
Так вот, доворот мотора вправо компенсирует это не всегда нужное (при левом боковике, напрмер) движение.

Когда появляется движение поворота влево (угловая скорость разворота самолета) , на винте возникает усилие, которое называется нерусским словом "момент прецессии".  Его еще называют гироскопическим моментом.

При правом вращении винта и одновременном повороте налево момент прецессии стремится поднять нос самолета, при правом повороте - стремится опустить нос. (см. рисунок ниже)

Чтобы компенсировать действие этого момента, ось двигателя (точнее - ось винта) наклоняют вниз.

Виталий Петрович Селиванов как-то рассказывал мне, что первая Гжель была скомпонована без доворота оси СУ. По его словам, сказалось отсутствие у мясищевцев опыта проектирования винтовых аэропланов. Так вот, эту Гжель было сложно удержать на прямой при разбеге. Когда мясищевцы смирили гордыню и посмотрели РС-12, Караван и т.п. - оказалось, что там моторы довернуты "вправо-вниз" (у РТ-6 и М-601 правое вращение винта).
После доработки Гжель стала более вменяемой.

Кстати: Кондратьев на ТурбоФинисте и на Гадюке на эти грабли не наступал.
На рисунке внизу показано направление действия момента
 

Вложения

  • SVD00060.JPG
    SVD00060.JPG
    89,8 КБ · Просмотры: 255
При этом компенсируется не реактивный, а гироскопический момент.

пять балов ;D

Кобра, я где-то неправ? Поправьте, пожалуйста, если где-то ошибся  🙂
Писал по памяти, в книжку не смотрел, так что мог и слажать 🙂
 
установка двс с отклонением от строительной оси самолета выполняется для компенсации реактивного момента от винта дабы облегчить жизнь пилота на разбеге, первые сигмы взлетали с полной нагой по дуге, также для компенсации пикирующего или кобрирующего момента при значительном разносе вектора тяги от центра масс самолета.
а гироскопический момент можно наблюдать у детской юлы, если ее раскрутить и попробовать пальчиком сдвинуть она вернется на место или будет упорно сопротивляться отклонению от первоначальной оси вращения и этот момент на самолете по моему не чем не скомпенсируешь или я чего то не знаю.
его создают, коленчатый вал, винт и все что вращается в самолете, при совершении на самолете эволюций все эти деталюшки стремятся сохранить свое первоначальное пространственное положение.
 
2 кобра
Спасибо за внимание 🙂
Уважаемый камрад, компенсацию РЕАКТИВНОГО момента дает отклонение оси винта в сторону (у Стола - направо).
Гироскопический же момент у винтовых аэропланов весьма значителен.

Вспомните, пожалуйста, как любой самолет с Ротаксом 912 стремится поднять нос при левом повороте и опустить нос при правом. Вот для уменьшения этого эффекта и применяют наклон оси СУ в вертикальной плоскости:
- вниз для винтов правого вращения
- вверх для винтов левого вращения.
 
момент от винта влияет
Спасибо за внимание
Уважаемый камрад, компенсацию РЕАКТИВНОГО момента дает отклонение оси винта в сторону (у Стола - направо).
Гироскопический же момент у винтовых аэропланов весьма значителен.

Вспомните, пожалуйста, как любой самолет с Ротаксом 912 стремится поднять нос при левом повороте и опустить нос при правом. Вот для уменьшения этого эффекта и применяют наклон оси СУ в вертикальной плоскости:
- вниз для винтов правого вращения
- вверх для винтов левого вращения.

тоже не плохо  ;D ;D ;D пожалуйста.
 
при вращении винта возникает момент противоположный направлению его вращения, по этому самолет в один крен вводится хорошо а в другой плохо и нечего тут не поделаешь, за то можно побороться с моментом возникающим в начале разбега самолета и уводящим его с полосы, для этого есть разные способы, можно сбить киль на пару градусов в сторону а можно мотораму.
 
Получил великолепные ,все объясняющие ответы по несоостности оси двиг. с осью СЛА.Спасибо!Если можно еще вопрос.Подскажите конструкцию мастерцилиндров самолета Stol 701.Спасибо!
 
На сколько я понял изучая чертежи это гидравлические цилиндры механически связаные с педалями упраления направлением полета, служащие ,как мне показалось,для стабилизации прямолинейного полета.
 
Коллега, так называемые Вами мастерцилиндры, это главные цилиндры раздельной гидравлической тормозной системы. 😉 "Я так думаю".
 
Стабилизировать вполне можно и без них. 🙂
 
один с гироскопическим моментом борица, а другой хвост стабилизирует ;D, простите конечно, но это уже смотрю в книгу вижу фигу ;D.
 
рябята не обижайтесь, не со зла, просто если у вас чертежи под рукой то в них как минимум должно быть видно, что от этих цилиндров идет гидропривод тормозов, все что требуется, внимательно посмотреть, я не думаю что руль направления сделан гидроприводом 🙂.
 
Компенсация гироскопического момента просто порадовала.
Ну типа: "Поворачиваешь налево, двиг наклоняешь вниз. Направо - вверх" Ну или наоборот, если направление вращения другое...
;D 😱 :🙂
А если ручку "на себя - от себя", то двиг соответственно влево-вправо...
 
🙂

2) При этом компенсируется не реактивный, а гироскопический момент.

Теперь подробнее.

TheRaven, а есть ли какие ни будь нюансы с подобной компенсацией (выкосом оси винта)
для аппаратов с толкающим винтом,
как у схемы утка, например?

Однажды довелось слышать мнение, что в этом случае,
вроде как нет вообще необходимости делать выкос как при классичекой схеме.

Но, мнение - это только лишь мнение.
Хотелось бы получить обоснованную инфо на это счёт.
 
Получил великолепные ,все объясняющие ответы по несоостности оси двиг. с осью СЛА.Спасибо!

Вам все же забыли объяснить, что момент прецесси гасится никак не разворотом оси воздушного винта, а осями подвеса элеронов (слона-то я и не заметил ;D)- их положением.
 
Назад
Вверх