Одноместный "Доминатор": из китов и по чертежам

Боковик слева, коснулся с незначительным скольжением, колёса основных стоек находятся позади ЦМ аппарата => независимо от того, левым или правым колесом коснулся полосы получил небольшой заброс носа в правую сторону.
Я пока хоть и не летающий, но внимательно изучаю подобные видео чтобы понять что же могло произойти. Слишком уж мала вероятность совпадения(боковик которого не наблюдается до момента касания, и чтобы он возник именно в момент касания колесами). Предполагаю, что либо ямка под правым колесом оказалась, либо посадка с зажатыми тормозами, причем скорее всего механическими, где распределение усилий очень неравномерное.
 
Вот видео, где у Дмитрия(ник meteorolog) уже после приземления автожир уводит влево. А поскольку я в этот момент тоже находился в кабине, 100% могу утверждать что это была нехилая неровность поля. Хорошо помню, потому как даже приготовился к опрокидыванию 🙂
 
Вам из кабины виднее,конечно! Со стороны,кажется, что увело после касания переднего колеса, как будто оно было повёрнуто чуть.
 
Аппарат на видео уже катился на обоих основных колёсах, дёргнулся в лево только после касания носовым колесом. Скорее всего именно в этот момент левое основное колесо и наехало на неровность.

На ранее обсуждаемом ролике заброс носа вправо произошёл именно в момент касания с землёй основного колеса. А это не одно и тоже.
 
Слишком уж мала вероятность совпадения(боковик которого не наблюдается до момента касания, и чтобы он возник именно в момент касания колесами).
Похоже, что небольшой боковичёк (слева) дул более-менее постоянный. Это можно понять по рулю направления легка повёрнутому влево на протяжении всего времени снижения вплоть до момента касания земли.

Предполагаю, что либо ямка под правым колесом оказалась, либо посадка с зажатыми тормозами,

Первым земли коснулось левое основное колесо и только потом правое.
Я вижу, что именно в момент касания левым колесом аппарат и получил свой боковой импульс. Основное колесо дёргнулось влево, а нос ушёл вправо.
И мне даже показалось, что от того бокового импульса на левом колесе основные стойки даже немного продрифтили по земле влевую сторону.
 
Все эти развороты происходят от реактивного момента. От трения подшипника, которое присутствует и вносит свою лепту. Обдува хвоста нет, ротор крутится влево, аппарат значит будет разворачивать вправо, и наоборот. Таким образом, не надо завешивать на посадке.
 
Вот видео, где у Дмитрия(ник meteorolog) уже после приземления автожир уводит влево. А поскольку я в этот момент тоже находился в кабине, 100% могу утверждать что это была нехилая неровность поля. Хорошо помню, потому как даже приготовился к опрокидыванию 🙂
Александр, здесь не ровность виновата поля, а я не дал правую педаль при опускании передней стойки, т.к. перед компанией боролся с этим самым разворачивающим эффектом. Чем больше ротор, тем этот момент сильнее.
 
Все эти развороты происходят от реактивного момента. От трения подшипника, которое присутствует и вносит свою лепту. Обдува хвоста нет, ротор крутится влево, аппарат значит будет разворачивать вправо, и наоборот. Таким образом, не надо завешивать на посадке.


🤭🤭🤭
 
Все эти развороты происходят от реактивного момента. От трения подшипника, которое присутствует и вносит свою лепту. Обдува хвоста нет, ротор крутится влево, аппарат значит будет разворачивать вправо, и наоборот. Таким образом, не надо завешивать на посадке.
Уважаемый Метеоролог! А с какой стати? Вы на ветке автожиров, а не вертолётов... реактивный момент, может, маршевого винта? Может он на холостом ходу давать такой эффект при приземлении в точку? Но о каком трении может идти речь в подшипнике ротора, если вы пишите, что разворот будет в ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону от вращения ротора? 🧐 🤔 Может, конечно, гироскопический эффект от вращения ротора, но не от трения подшипника. На МТО так садились несколько раз, но не ощутил какого-то рывка в сторону. Вот при разбеге приходится педалью компенсировать реактивный момент от винта - так это на разгоне, максимальном вращении толкателя. Наверно, какой-то эффект присутствует при посадке в точку, но точно не от трения подшипника в голове ротора, объяснение должно быть другое. Предполагаю, гироскопический - все ж знают сопротивление маховика на изменение положения его оси.
С уважением!
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Метеоролог! А с какой стати? Вы на ветке автожиров, а не вертолётов... реактивный момент, может, маршевого винта? Может он на холостом ходу давать такой эффект при приземлении в точку? Но о каком трении может идти речь в подшипнике ротора, если вы пишите, что разворот будет в ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону от вращения ротора? 🧐 🤔 Может, конечно, гироскопический эффект от вращения ротора, но не от трения подшипника. На МТО так садились несколько раз, но не ощутил какого-то рывка в сторону. Вот при разбеге приходится педалью компенсировать реактивный момент от винта - так это на разгоне, максимальном вращении толкателя. Наверно, какой-то эффект присутствует при посадке в точку, но точно не от трения подшипника в голове ротора, объяснение должно быть другое. Предполагаю, гироскопический - все ж знают сопротивление маховика на изменение положения его оси.
С уважением!
Возможно Вы и правы, поторопился я с высказыванием а именно реактивный момент. Надо подумать по поводу гироскопического момента. А трение в подшипниках присутствует как не крути, а если есть трение, оно направлено в противоположную сторону от приложенной силы
 
Возможно Вы и правы, поторопился я с высказыванием а именно реактивный момент. Надо подумать по поводу гироскопического момента. А трение в подшипниках присутствует как не крути, а если есть трение, оно направлено в противоположную сторону от приложенной силы
Ну тогда надо учитывать и трение ротора об воздух. И, я думаю, трение ротора о воздух будет больше, чем трение в подшипнике. Это раз.
А второе: если мы говорим о силах, то давайте поговорим и о точках приложения этих сил. Говоря коротко, стоя на земле, ротор будет замедляться изза трения в подшипнике, но в основном об воздух, но фезюляж не подвижен - трение об землю больше. А когда автожир в воздухе, он подвешен на вращающемся роторе, сила трения направлена в протиположную сторону - тоже согласен. Но другой опоры у фезюляжа нет, таким образом, фезюляж должен изза трения крутиться в туже сторону, что и ротор, а не в противоположную.
 
Александр, здесь не ровность виновата поля, а я не дал правую педаль при опускании передней стойки, т.к. перед компанией боролся с этим самым разворачивающим эффектом. Чем больше ротор, тем этот момент сильнее.
Вот же как бывает... я тогда тебя не стал спрашивать почему так резко ушли влево, поскольку был уверен, что ты просто обрулил неровность(она там реально была, видел собственными глазами). А оказывается просто совпадение 🙂
 
если есть трение, оно направлено в противоположную сторону от приложенной силы
Ну наверное не "трение" куда-то там направлено, а "момент силы сопротивления от трения качения в подшипнике", да?

"Приложенная сила" (ваше словосочетание) - это момент силы от инерции вращающегося ротора (если я правильно понял то, что вы хотели сказать).

Момент силы от этой инерции направлен в сторону вращения ротора.

Момент силы сопротивления от трения качения в подшипнике направлен на встречу моменту силы инерции ротора. Это да.

В итоге невращающееся кольцо подшипника вместе с валом и головой ротора (и вместе с тем, что под той головой висит) начинает вращаться в сторону вращения ротора.
Момент, который начинает вращать аппарат в сторону вращения ротора равен моменту силы сопротивления от трения качения в подшипнике.

Когда с подшипником всё в порядке, то значение момента от трения качения возникающего в подшипнике довольно незначительно. И им можно пренебречь.
Тем более развернуть уже приземлившийся аппарат тот мизерный момент просто не в состоянии.
Называется тот момент "увлекающим моментом".
 
Надо подумать по поводу гироскопического момента.
Нет никакого смысла трать вам на это своё время.
Если гироскопический момент и возникает на роторе, то он аппарат развернуть по курсу даже и не пытается.
Задача этого момента - наклонять плоскость вращения ротора относительно оси строго перпендикулярной оси вращения ротора.
 
Ну тогда надо учитывать и трение ротора об воздух. И, я думаю, трение ротора о воздух будет больше, чем трение в подшипнике. Это раз.
А второе: если мы говорим о силах, то давайте поговорим и о точках приложения этих сил. Говоря коротко, стоя на земле, ротор будет замедляться изза трения в подшипнике, но в основном об воздух, но фезюляж не подвижен - трение об землю больше. А когда автожир в воздухе, он подвешен на вращающемся роторе, сила трения направлена в протиположную сторону - тоже согласен. Но другой опоры у фезюляжа нет, таким образом, фезюляж должен изза трения крутиться в туже сторону, что и ротор, а не в противоположную.
Столько написали. Сами то поняли о чем? Я не много читал сайт и даже на роторфорум захожу иногда. Но такого не видел что писали. Это шиза.
 
Столько написали. Сами то поняли о чем? Я не много читал сайт и даже на роторфорум захожу иногда. Но такого не видел что писали. Это шиза.
Так Вы свою раскладку сил которые прикладываются к автожиру в полете и при посадке озвучьте, может новое направление в физике появится...

P.S. Много сообщений совсем не по теме, администратору как-то бы перенести в другую.
 
Мне это совершенно не интересно какие силы прикладываются. Достаточно знать что сел взлетел полетал сел. Зачем вам эти силы? До вас тут еще сто лет назад все рассчитали. Бертье и пользуйтесь. Я не разбираюсь в авиации но так думаю просто. Скорее всего я не прав, что думаю то и написал.
 
Мне это совершенно не интересно какие силы прикладываются. Достаточно знать что сел взлетел полетал сел. Зачем вам эти силы? До вас тут еще сто лет назад все рассчитали. Бертье и пользуйтесь. Я не разбираюсь в авиации но так думаю просто. Скорее всего я не прав, что думаю то и написал.
Ну а зачем тогда немного хамите - Вы же все равно не разбираетесь, и Вам не интересно...
Версия Дмитрия что трение в подшипнике ротора может вызывать ощутимое влияние на автожир, мне кажется несостоятельной. Если там хотя бы 1% от общей энергии выделялся, то он расплавился бы еще на взлете.
 
Последнее редактирование:
Раскачивался. В чём ошибка?

Получается, на посадке при касании пилот не хвостом, педалями, пытался прямолинейно рулить , а ротором, да ещё РУС долго задерживал в крайних положениях, по сути, сам раскачал, поставил боком по направлению движения и завалился на бок.

Не спорьте, это был я. Из видео многого не ясно.
Главное, налету на тандеме с инструктором у меня было всего 8 часов. На доминаторе я только подпрыгивал по полосе.
Это был мой первый самостоятельный взлет по кругу на одноместном аппарате, и на пол-круге встал мотор.
Высоты для моего опыта было впритык, небольшой ветер в спину. Сажать вперед на непонятную дорогу или против ветра в поле (мысль была, как я его буду доставать оттуда, кругом жижа), ну и на разворот у меня не хватило яиц. Решил на дорогу.
Если бы не те часы с моим инструктором, даже не знаю, как бы я выкручивался.
Раскачался от того, что пытался притереть аппарат, а надо было выровнять повыше, и сесть с плюхом.
После этого долго еще не мог без движка садиться, все подгазовывал. Женька Полетаев приехал, показал, как надо, вдохновил меня, ну и после этого только так и садился.

И очень высокий он получается по чертежам. Вот просадить бы его ниже и хвостовую балку приподнять после пропеллера, чтобы нос мог приподнять при посадке.
Аппарат отличный, стабильный, устойчивый, послушный, предсказуемый. Не надо ничего обрезать и добавлять. Он неустойчивый если по пашне скакать без раскрученного ротора. На взлете поднял переднее колесо (что происходит очень быстро), и он как по рельсам прет прямо и взлетает сам практически.
Пришёл к выводу, что посадку на автожире надо выполнять на минимальной скорости,и лучше его плюхнуть немножко с остановкой,чем катиться.
Золотые слова 👍
 
Назад
Вверх