На трехлопастных (и более) винтах для снижения нагрузки в комлях лопастей в плоскости вращения применяют вертикальные шарниры (ВШ).
Вот голова прошла и теперь можно по клавиатуре по клацать...... Дополнения к разъяснению VERTA, о земном резонансе ВШ и демпфере. Есть такая КАРИОЛИСОВА сила. Заключается в том что при перемещении центра тяжести вращающегося тела ближе к оси вращения. Тело будет ускоряться. Это хорошо видно на примере фигуриста. Когда он вращается раскинув руки, он вращается с определённой скоростью. Но как только он начинает складывать руки на груди, скорость его вращения начинает ускоряться. Так и лопасть вертолёта, когда взмахивает в верх. центр её тяжести смещается к оси вращения. И она ускоряется. У неё появляется маховое движение в горизонтальной плоскости . На двух лопастном винте типа коромысло. Лопасти машут симметрично. Одна в верх а другая в низ. и центр тяжести у них симметрично с смещается к оси вращения. Так как они, в плоскости вращения закреплены жёстко. У них нет махового движения в горизонтальной оси. они импульсом ускоряются одновременно. Это называется одна лопасть провозит другую. На много лопастном винте, каждая лопасть машет самостоятельно и ускоряется тоже.. Там появляются маховые движения в горизонтальной плоскости.
И чтобы разгрузить комель лопасти и втулку ставят ВШ, с демпфером для гашения этих колебаний. И избежания вибраций, которые и вызывают земной резонанс. Демпфер поглащяет эту энергию. Преобразует в тепловую и рассеивает её в окружающую среду. Но это не означает что на двух лопастном вертолёте его быть не может. Земной резонанс есть на любом вертолёте и с любым винтом. Также как любой самолёт может свалится в штопор. Надо просто до этого не доводить. А если это начинает происходить надо выводить его как можно быстрей из этого явления. Земной резонанс разрушит любой вертолёт как бы он не проектировался. Также как и штопор погубит любой самолёт. На этом считаю можно обсуждение земного резонанса остановить. :~)