Отработка отказа двигателя.

Хочу  ещё  добавить,  что  при  посадке  скажем  на  пашню  старайтесь  садиться  вдоль  борозд,  это  сильно  обезопасит  Вашу  посадку  при  отказавшем  двигателе.  Линии  электропередач,  особенно  нулевой  провод,  старайтесь  пролетать  повыше  и  над  самой  опорой.  При  посадке  на  лес  принимайте  кроны  деревьев  за  подстилающую  поверхность  и  перед  касанием резко  выбирайте ручку  на  себя.  При  посадке  на  воду  аналогично. 😉
 
Не  ну  с 600 м  время  на  подбор есть,  можно с ветром  договориться и на дорожку  справа  не купился , мало-ли что  на  ней, поле  пашется  косится  всё  ровней.  А вот  я по неопытности был  Бураном  проверен  на 80ти  поле  закончилось внизу  лесопосадка, только  на 180* с обратным, хорошо  штиль  и  крыло 19м, с попутным  свалился  бы. Мораль пощадки  и погоду выбирать! А лететь   с заглушенным -кайф ,когда  высоты  до  впп хватает.
 
При  посадке  на  лес  принимайте  кроны  деревьев  за  подстилающую  поверхность  и  перед  касанием резко  выбирайте ручку  на  себя.  При  посадке  на  воду  аналогично.
А что  на    МДП  при пасадке  на  воду, как  не  убиться о трапецию, что  с привязными?  Может просто  спрыгнуть рыбкой больше  вероятность  спастись?
 
На воду лучше вообще не садиться!))Наверно лучше выгасить скорость на 1-1,5м и спарашютировать,а там дальше как Бог даст.
 
  В моей летной практике, больше всего внезапных отказов двигателя было только на дельталетах. На самолетах за огромную практику даже как то не случилось аварийной посадки с неработающим двигателем. Хотя, в учебных целях, в тренировочных полетах, на многодвигательных (2-х или 4-х) самолетах не раз приходилось производить посадку с преднамеренно выключенным двигателем.

  На одномоторном самолете, как-то не пришлось. Своего нет, а на чужом такие вещи как-то не принято совершать, даже, в тренировочных полетах. В крайнем случае, дросселирование.

Больше всего отказов произошло по топливу. И, больше по «раздолбайсту», когда заранее известен остаток, а «прешься» в воздух в надежде, что топлива хватит, и успеешь совершить посадку. Ан, нет. Вот здесь следует зарубить себе на «макушке», раз и навсегда, что без расчета минимального остатка топлива на посадке в воздухе делать нечего.

В начале моих полетов на МДП, тогда он еще так назывался, более тридцати лет тому назад, а стало быть, и по молодости (излишнее ухарство) это часто бывало(экономили горючку), особенно на площадках, где точно есть, куда безаварийно приземлится, к примеру, зимний Финский залив.

Но, вот на химии, когда каждый грамм топлива на учете, а хочется все успеть, и оставляешь минимальный остаток топлива для возвращения на точку, было три вынужденных посадки. И, одна не в тему отказа двигателя, цепанул верхушки посадок. Винт и штанги распылителей повредил, но двигатель не встал. Кое-как, с божьей помощью, до базы добрался (долетел, обвешанный ветками, с фырчащим ВВ, лопнул, дерянный был).

Одна из ни на горох, и как не странно, высокий был, в рост человека (больше мне такой не встречался) -  попроще.  Другой случай, на черноземную высохшую пашню - посложнее.

Ну, на высокий горох посадка, что на лес, принимаешь верхушки за полосу и как обычно производишь посадку. Конечно, самое первое, не забываем про скорость на планировании и держим не менее чем на 10 км/час больше балансировочной. Не учел, что горох влажный и такой высокий. Он в мгновение, когда основные шасси чуть заглубились ниже верхушек опутал поперечные трубы, словно, канатами, и как-бы дернул за хвост. Нос мгновенно опустился и ударился с высоты роста человека об землю. Результат перелом хребтовой балки телеги. Меня дернуло, как при приземлении на палубу авианосца за крюк. Хорошо, что был пристегнут.

В этом случае надо было поступать так, как я гораздо позже произвел посадку на пашню с отказавшим двигателем. При обработке подсолнечника десикантом, на поле, которое отстояло на 8 км от основной базы (ближе подобраться нельзя было, из-за конфигурации ландшафта) на последнем галсе в момент выхода на кромку леса (с этой стороны поле обрамлял небольшой лес полосой метров 200 в глубину) двигатель еще не встал, но указал, что вот-вот встанет (по характерному звуку). И, вот прямо над верхушками кромки, не мешкая, когда скорость еще была в норме, пришлось совершить поворот на горке и сразу не забывая перейти, по сути,  в пикирование, чтобы сохранить скорость. Пашня своими гребнями располагалась вдоль леса, теперь для меня под 90 гр. Пришлось в динамике на высоте почти 3-х метров, когда скорость достигла приемлемой для совершения крутого разворота (мне ближе был правый разворот) развернулся вдоль пашни. Подвел аппарат к земле на возможно минимальную высоту (где-то полметра), выдержал с потерей скорости, постепенно отдавая РУ вперед, и когда остался небольшой ход РУ до упора в подкос, почти мгновенно отдал ее до упора. Дельталет приподнял нос и сразу приземлился, не прокатившись и метра. В результате абсолютно ничего не повредил. Тоько на базу потом возвращали его целый день. Но, это уже другая история.

Может, дальше расскажу и другие случаи внезапного отказа двигателя. В один пост все не вместится, да и читать надоест. Но все случаи объединяет скорость. Это надо твердо усвоить. Главное удержать скорость и принять немедленные меры к ее восстановлению. в случае потери. Исключение в случае посадки перед собой, когда нет никакого мало «мальского» запаса высоты.
 
Может просто  спрыгнуть рыбкой больше  вероятность  спастись?


Не думаю. После приземления, вернее приводнения, рыбкой можно. Но посадку надо производить примерно, как я выше описал на пашню.

С ремнями масса сомнений. Есть советы перед приводнением в условиях аварийной посадки отстегивать ремни заранее. А, если грубая посадка, и тебя выкинет, неизвестно  обо что ударишься, и в каком окажешься состоянии.

Мне думается все же лучше произвести аварийную посадку с подтянутыми ремнями, но быть всегда готовым их отстегнуть. Перед приземлением успеть их нащупать, и морально себя настроить на их от стыковку в нужный момент, да и непосредственно перед приводнением успеть набрать необходимый запас воздуха. На практике это конечно будет сложнее выглядеть.
 
Да ну нафиг садиться на воду... Касание, сразу кувырок, крыло в труху, вода, тряпка, кучи тросов, ремни, вниз головой, пассажир... Прыгать до касания, сначала второй на 1 метре, потом ручку от себя и в воду.
 
>> Кроме того не забывайте , что задроселированный двигатель имеет 20-25% тяги.....

…и большое лобовое сопротивление, так что качество еще больше падает.

Мои пять копеек: за 200 часов, два отказа (сгорала катушка зажигания, мотор крутился на холостых и на другом двигателе «кулак дружбы» с полной остановкой мотора, разумеется). Первый раз недалеко от полосы — хватило спланировать домой, второй — посадка на лед озера, 200 запасенных на такой случай метров хватило на подумать и выбрать место.

У нас в Батюшково принято такие вещи оттренировывать на учебном поле, которое огромно, так что хоть обвыключайся. Но мы мелкие, сверхлегкие дельталеты и самолеты, поэтому имеем возможность найти подходящее поле.
 
@ fan444

Спасибо за ликбез с толком и подробностями,  и по теме 🙂@ berkut33

С Вашими историями в чем то согласен, в чем то нет, но все равно это опыт и на воооружение надо обязательно взять! Спасибо!!

О своем опыте: Летаю там где особо притулиться негде. Двигатель не выключаю( Что то Я очкую Славик (С) ), морально готов к вынужденной, но в большинстве случаев захожу на посадку на задросселированном моторе. Да еще, люблю скорость и высоту, по высоте лучше перебздеть и есть запас, по скорости, она должна быть. Потому не летаю на грани фола, и не экономлю.
Всем всех безопасных и без экстрима!!!! :~)
 
Да ну нафиг садиться на воду... Касание, сразу кувырок, крыло в труху, вода, тряпка, кучи тросов, ремни, вниз головой, пассажир... Прыгать до касания, сначала второй на 1 метре, потом ручку от себя и в воду.

Как Вы это представляете? Скорость, если и с 1 м будет не меньше 40 км/час. Это не очень легко.

Конечно без поплавков, в колесном варианте от берега лучше не удаляться. И, всегда желательно иметь возможность аварийной посадки в зоне полетов. Но, если уж пришлось, то прыгать с метра, думаю не лучший вариант да, скорее всего и не получится в практическом плане.

Поэтому, если придется приводняться, то следует дельталет подвести к воде так, чтобы полетная скорость к моменту приводнения была минимальной. Поэтому перед приводнением, чтобы убрать до минимума все проблемы с барахтаньем в воде, аппарат надо уметь точно на самой минимальной высоте завЕсить (подробнее я описал в случае с посадкой на пашню) и быть готовым быстро его покинуть.

Иного в этой ситуации (не дай бог) посоветовать невозможно. Подготовка к таким условиям только тренажная на аппарате, котором собираешься летать.

А, с выключенным двигателем посадку отрабатывать надо и как можно чаще с инструктором, пока не появится собственная уверенность.
 
>> Кроме того не забывайте , что задроселированный двигатель имеет 20-25% тяги.....

Ну, а если двигатель только за дросселирован, зачем производить посадку на воду. Лучше увеличить обороты и уйти. А, если пилот по неумению с рабочим двигателем дошел до приводнения, ему вряд ли какие рекомендации помогут. У него отсутствует элементарный опыт. Что ему здесь посоветуешь, кроме тренировок в нормальных условиях и повышении своего теоретического уровня. Здесь разбирается случай не просто посадки на воду ради какого-то непонятного удовольствия. А, только лишь на случай отказа двигателя и невозможности произвести посадку где-то на суше.

Если есть малейшая возможность приземлиться на суше, о воде и думать, надо забыть. Приводнение на воду это фактически потеря аппарата или в лучшем случае длительный ремонт с немалыми расходами, дай бог, если пилот спасся. Хуже, если у него был пассажир. Его жизнь вообще не предсказуема. "Как повезет", единственное, что можно сказать. Ведь пассажир, как правило, не готов к такой аварийной встрече с водой.
 
...Да еще, люблю скорость и высоту, по высоте лучше перебздеть и есть запас, по скорости, она должна быть...

На дельталете, в силу его аэродинамических особенностей, очень сложно преобразовать скорость в высоту. Потому лучше высота.
 
Стараюсь всегда делать посадки с выключенным мотором на дельте.
При высоте 250-300метров успеваешь закрутить пару спиралей и садишься с выхода,растягиваешь ее.всегда думаешь о посадке,планируешь.
...Одно время не мог найти причину остановки субару в воздухе(оказалось, что под иглой фильтр был забит грязью-его просто срезал после),взлет и через минуту отказ.Где только не садился...
Однажды кроме того, что заглох мотор. так и выкрутился подкос заднего левого колеса.Разворачиваюсь на посадку,сажусь на грунтовую дорогу,слева мелиоративная канава и аппарат плавно начинает заваливаться.не понимаю что происходит, но понимаю что надо делать:бросил ручку и уцепился за куст руками.Аппарат развернуло на канаву.но все уцелело,только вывернуло подкос с колесом.Кстати, обтекатель помог.
начать выключать мотор можно с долета и переходить на высоту.На знакомой площадке делать это проще.
 
Назад
Вверх