Первый Grumman AA-5 в Украине и СНГ

Основная стойка шасси из стеклопластика, сверху через стальные пружинящие накладки и проставки установлена на центральной части трубчатого лонжерона. На нижней части стойки чрез усилительную накладку установлено основание оси колеса, на которое также устанавливаются тормозные механизмы (тормоза обычные дифференциальные гидравлические с приводом от педалей). Также, на стойку устанавливается обтекатель колеса, а на модификации Тайгер - дополнительные обтекатели тормозных механизмов и самой стойки.
 
Передняя стойка шасси стальная, с самоориентирующимся колесом. Труба стойки изогнута и в верхней части прикреплена через подвеску к поперечному торсиону, который в свою очередь прикреплён к боковым стенкам фюзеляжа внизу спереди. Подвеска через усилительные накладки закреплёна на нижней части фюзеляжа впереди и на переднем шпангоуте. Она обеспечивает возможность передачи движения с трубы передней стойки на торсион и его скручивание, а также содержит пару амортизаторов, препятствующих возникновению раскачки.
Вцелом, простая и элегантная конструкция, требующая минимального числа подвижных частей и минимума обслуживания.
Также, хочу отметить, что все указанные стенки фюзеляжа, к которым крепятся части подвески и амортизации передней стойки, как и весь фюзеляж целиком, изготовлены из алюминиевого сплава сотовой структуры, что даёт им достаточную прочность для использования такой конструкции передней стойки.
Колесо установлено на вилке, закреплённой на нижней части стойки. Вилка может вращаться вокруг оси между установленными упорами. Для предотвращения возникновения шимми используется набор шайб, этот набор шайб зажимается гайкой до достижения нормированного значения усилия на проворот вилки относительно установочной оси (стойки).
На вилке устанавливается обтекатель переднего колеса.
 
Юра, не доверяю я пластикам... еще с пионерских лет клеил планеры для полетов да и в ХАИ за время учебы многое узнал по технологии... капризная это вещь и не знаешь, когда она откажется работать.
 
Шасси отработало год на очень разных аэродромах, от очень кочковатов грунтовой восточной полосы в Майском , по которой взлетают Л-29 и Л-410, трамплина в Токмаке и каменистой полосы в Евпатории до идеальных новых бетонных полос аэропортов Львов и Жешув.
По шасси никаких замечаний.
Оригинальные родные пластмассовые колпаки, прослужившие самолёту всю его жизнь в Англии на их аэродромах-газонах, вышли из строя практически сразу, ещё в прошлом году. В перечне запасных частей присутствуют обновлённые стеклопластиковые колпаки вместо просто пластиковых. Думаю, они прослужат гораздо дольше и выживут даже в наших условиях.
Запчасти на Грумман можно приобрести у http://www.fletchair.com , а также их европейских дилеров.
Также, большинство расходных материалов по самолёту и двигателю можно заказать на Спрусе - это обычный американский самолёт, а американские производители используют практически одни и теже стандартные комплектующие.
 
Юра, не доверяю я пластикам... еще с пионерских лет клеил планеры для полетов да и в ХАИ за время учебы многое узнал по технологии... капризная это вещь и не знаешь, когда она откажется работать.
Тут разные могут быть мнения. Я исхожу из того, что самолёты эти типовые, летают давным давно и самопроизвольных разрушений стоек шасси, насколько мне известно, не было. Стало быть, стойки шасси у АА-5 не являются слабым местом, можно его эксплуатировать и обслуживать согласно имеющейся документации, и при этом особенно не париться относительно применения изготовителем пластика в данном конкретном случае. В мире есть ведь самолёты целиком из пластика изготовленные  😱
 
  Какой именно компании? Northrop Grumman Corporation?
Грумман Корпорейшн (англ. Grumman Aircraft Engineering Corporation, позднее англ. Grumman Aerospace Corporation) — американская авиастроительная компания, существовавшая с 1929 по 1994 год, один из ведущих американских производителей военных и гражданских самолётов своего времени.

Друзья мои, Грумман тут не сильно при чем, проект не раз перекупался, сам же самолет овеян гением Бедэ, отсюда - просто фееричная новизна и оригинальность конструкции, применение наисовременнейших на тот момент технологий и - неутомимая грызня Мастера с менеджерами. Разумеется, с уходами и хлопаньем дверьми...
Самолет достоин того, чтобы его изучали студенты в качестве примера самой передовой на тот момент конструкции.
Конечно, в значительной степени это относится к Янки, который все мы когда-то видели в известной статья Сергея Александровича Яковлева в Технике молодежи 70-х годов, посвященной новому учебному самолету первой ступени.
Статья об этом безусловно выдающемся самолетике (Янки) размещена в журнале Крылья №5-6-2011.
 
Назад
Вверх