Пилотам СВС, семинар "За безопасность полётов".

Пожалуйста!
Здесь мы ставили задачу "столкнуть камень с мёртвой точки": чтобы пилоты СВС заинтересовались и стали сами активно изучать данную тематику.
До вебинаров мы так пока и не созрели. Пока пробуем, отрабатываем. Да и масштаб у нас не тот, на всю Россию-то. Сейчас монтируем ещё одну лекцию по травматизму. Закончим -- дам здесь ссылку.
 
Не понял, что из этой лекции касается специфики летной деятельности. Эту лекцию можно читать слово в слово перед любой аудиторией.  Дисциплина: "Подготовка в области человеческого фактора,  предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полётов СВС" это надуманная тема для увеличения количества учебных часов, просто надо раздуть программу теоретической подготовки из соображений солидности или по другим каким-то бюрократическим причинам. У пилотов любителей (частных и СВС) голова забита профессиональными знаниями, с помощью которых они зарабатывают деньги на жизнь, где полеты составляют небольшую часть. Чем больше теоретического мусора им пытаются прочитать тем меньше у них в голове остается необходимых для полетов знаний. Замените в этой дисциплине авиационные слова на автомобильные и приставайте с этой дисциплиной к жене (если она водит машину). Отгадайте с трех раз куда вас пошлют и что будет на ужин.
Управление человеческим фактором - это дисциплина для руководителей коллективами, а не для индивидуала, да еще в области развлечения. Особенно в нашей авиационной сфере, где получение адреналина является неотемлемой частью для многих. Отсюда и надо исходить, когда говорим о  безопасности полетов.
 
Есть система "человек+ЛА". Человек, управляет ЛА, опираясь на знания аэродинамики. Но собой человек тоже должен управлять. Опираясь на что? На знания психологии. Психология давно используется в "большой" авиации и даёт свои плоды. У Ершова В.В. есть эпизод, в котором описывается, как психолог вычислила его неврастеническое состояние, которое он даже не осознавал!
Управление человеческим фактором - это дисциплина для руководителей коллективами, а не для индивидуала
Большая ошибка, так считать! Индивидуал должен быть управляемым или нет? Самоуправляемым?
Мне очень понравилась эта лекция! При правильном применении, весьма полезная информация.
 
Ну вот, диаметрально противоположные мнения!
Плюрализм мнений, та сказать.
Эту лекцию можно читать слово в слово перед любой аудиторией. 
Ну читайте!
В том-то и сила отдельных областей наук, что их можно применить к различным сферам человеческой деятельности. Математику возьмите, например. Так и психология: в ней есть базовые понятия, а есть специфические. Вот с последними сложнее: мало литературы в области психологии лётного труда. А надо бы: лётные специальности -- весьма психологически напряжённые. И тут не важно: любитель ты или профессионал.
А жёны... Не умеем мы общаться с ними. Не учат нас. И сами не учимся. Оттого и 60% разводов в стране...
Дисциплина: "Подготовка в области человеческого фактора,  предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полётов СВС" это надуманная тема для увеличения количества учебных часов, просто надо раздуть программу теоретической подготовки из соображений солидности или по другим каким-то бюрократическим причинам.
У Вас, Юрий, большой опыт в нашей сфере. Предложили бы свою "Программу..." и "правильные" дисциплины в ней, чтобы приподнять безопасность полётов АОН в РФ на приемлемый уровень. Да в "удобоваримой" форме. Чтобы все за неё ухватились и резко уменьшилась аварийность, особенно по причине "человеческого фактора".
 
Человек, управляет ЛА, опираясь на знания аэродинамики.
А я так не думаю, многие конечно что-то слышали. Посмотрите данный форум, споры пилотов об аэродинамике - разве это говорит о том, что у них одинаковое представление о законах? Но ведь это пилоты, они летают. Может все таки они опираются на что-то другое. Это и есть необходимые знания и навыки. Попробуйте в разговорах с пилотами определить, что они знают из аэродинамики без обращения к литературе, т.е. на автомате. А как у них будут отличаться знания по метеорологии в зависимости от того на чем они летают. Вспомните, чему Вас учили в школе на уроках математике - при доказательстве теоремы надо определить "необходимые и достаточные условия". "Необходимое и достаточное" - вот в чем смысл обучения, а не голое копирование тем из программ для профессиональных пилотов.
Большая ошибка, так считать!
Ох сколько раз я слышал за свои 60 лет такие демократические высказывания. Вы ведь не знаете мой уровень знаний в области психологии. Если Вам лекция что-то дала, то я рад за Вас, но не считаю эту тему входящую в "необходимые" условия для подготовки пилотов-любителей.
В том-то и сила отдельных областей наук, что их можно применить к различным сферам человеческой деятельности. Математику возьмите, например.

Я не считаю, что пилотам любителям надо читать универсальные науки, "математику например". Свой подход я изложил выше.
А жёны... Не умеем мы общаться с ними. Не учат нас. И сами не учимся. Оттого и 60% разводов в стране...

Я похоже не совсем правильно выразился. Я имел ввиду, что в автошколах не преподают психологию, хотя напряженность на дорогах и эмоции там не меньше, чем в любительской авиации.
Предложили бы свою "Программу..." и "правильные" дисциплины в ней, чтобы приподнять безопасность полётов АОН в РФ на приемлемый уровень.
Я предлагал изменения в тестах на сдачу теории и что? На сегодняшний день опыт пилотов с 30 и более стажем Минтрансу не нужен, а надо формально выпустить документ. А далее по Крылову про мартышку и очки.

Я слежу за Вашими делами здесь по форуму, Вы из тех, кто болеет за авиацию. Я желаю Вам успехов, просто я поделился своим 30-летним опытом инструктора и 40-летним авиационным опытом.
 
Юрий, я вот заметил одну не очень хорошую тенденцию. Те, кто давно летает, некоторые из них считают, что это очень просто, что там всё понятно. Они уже стали забывать, что прошли весьма тернистый путь "вхождения в искусство" полёта. И им, я думаю, где-то просто повезло, если они дожили до этого "зрелого" возраста. А ведь каждый новый курсант вынужден проходить этот путь, не всегда простой и безопасный. Вот тут рядом с ним и должен быть опытный инструктор, но не упрощающий процесс: "Чего уж там учить, всё и так понятно и просто!", а умеющий поставить себя на место человека, пришедшего совершенно со стороны, для новичка этот путь полон нового, неясного и поэтому опасного. Кстати, Юрий, заметьте, не всякий хороший пилот становится хорошим инструктором.
Ещё одно многолетнее наблюдение. Чем глубже и обширнее изучаешь какую-нибудь науку -- тем твёрже усваиваешь основные законы и постулаты этой науки. Именно поэтому считаю, что надо проходить авиационные науки по общепринятым в авиационном сообществе программам. И регулярно повторять, это даёт возможность взглянуть с высоты сегодняшнего опыта, несколько под другим ракурсом.
А за "переполнение мозга", Юрий, Вы не беспокойтесь. "Британские учёные" говорят, что мозг человека задействован всего-то на 3%. У него резервы очень большие. И чем регулярнее его заставлять работать -- тем он эффективнее работает. Естественно, соблюдая гигиену умственного труда (правильный отдых, сон, питание, физкультура и т. д.)
И ещё. Как учил В.И.Забава, один из основателей СЛА в этой стране, подготовка пилота не должна быть однобокой, он должен уметь всё, что ему положено, летать все виды полётов, отработать все возможные ситуации, знать основы теории по всем ав. наукам.  Я лично видел, как он не ставил положительную оценку и не выдавал пилотское дельталётчикам-химикам именно из-за их однобокой узкой подготовки, и я с ним в этом согласен полностью.
Вам тоже удачи, ещё летать Вам не перелетать! Ваша точка зрения, видимо, тоже имеет право на жизнь, хотя лично я с ней принципиально не согласен. Но уважаю за наличие у Вас собственного мнения.
 
+500 ! Молодца , Нурыч! Разделал ты этого Гришаткина под орех!
Задавил психологически !
🙂
Видать стареет  😉 ;D
своим 30-летним опытом инструктора и 40-летним авиационным опытом.
 
Нурыч, маладца! Гни свою линию, а я поддержу, поскольку считаю, что психологическая подготовка пилота - возможно и есть самая главная, а все остальное - прикладные дисциплины.
Зы. За химиков обидно ... )))
 
Саша, Лёва! Рад Вас видеть здесь! Удачного сезона Вам! Я сегодня был на аэродроме, "рвусь в небо"! Быстрее бы уж лето!
Лёва, не переживай за тех химиков.
Дело было так. Мы тут с ребятами химичили в соседней республике (сейчас там ежегодно проводят слёт "памяти Маресьева"). И заодно в этом "колхозе" ("Красный партизан") обучали 5 пилотов и 2 техников. В результате 3 пилота довели до "химии". В очередной приезд к нам аттестационной комиссии они тоже подскочили сдать на пилотское (год примерно 2005?). Так вот: ребята, которые уже к тому сезону отработали пару сезонов на химии, побоялись сдавать экзамен по лётной подготовке при ветре 6 м/с. Ну Владимир Иванович и проявил принципиальность -- отшил их. Кстати, один из тех химиков стал бояться летать, второй устроил аварию и тоже перестал летать, а третий -- молодец, до сих пор летает, по несколько тысяч га каждый сезон делает. Общаемся иногда с ним.
 
Спорить можно до бесконечности. Я тоже считаю, что вышеназванная тема скорее для расширения кругозора. Это неплохо, но не необходимо. В своё время нам преподавали психологию, педагогику, методику лётного обучения. Нужно, важно, полезно. Все вопросы человеческой психики,  лётной работы, лётного обучения. В прошлом году переучивался в У********е: CRM, управление безопасностью полётов, управление человеческим фактором... Бред сивой кобылы. Всё высосано из пальца. Бесполезно отсиженные часы. Это мнение группы из 17-ти человек. При существующем уровне знаний пилотов АОН, эти штуки надо оставлять на факультатив. Вносить это дело в программу, я считаю, нецелесообразно. Все эти вопросы вполне умещаются в дисциплину Медицинская подготовка и там рассматриваются. Безусловно, когда есть возможность пригласить такого человека прочитать лекцию - это надо делать.  А "психологическая подготовка" пилотов - это несколько другое. Происходит смешивание понятий. Или незнание терминологии. Это касается и лекции психолога. Педагогическая наука вполне однозначно трактует знания, умения, навыки. Он же рассказывает аудитории свои домыслы. Или вкладывает в эти понятия какой-то другой свой смысл. Этого делать нельзя. Понятийный аппарат коверкать недопустимо. С методической точки зрения, при всём уважении к лектору, занятие тоже никуда не годится. Не буду здесь заниматься анализом.
Как-то режет ухо: "разделал под орех; задавил..." На грани грубости. Человек просто не видит смысла вступать в полемику.
 
для расширения кругозора. 
Почему нет?
Бред сивой кобылы. Всё высосано из пальца. Бесполезно отсиженные часы. Это мнение группы из 17-ти человек. 
17 человек... Тут на форуме сотни человек неучей, ситуация в АОН РФ такая. В средние века вон всё общество не признавало Галилеев и Коперников... Бывает такое в истории... Позже генетику и кибернетику не признавали. А науку "психологию" в варианте СССР не признавал весь мир. Бывает...
Как-то режет ухо: "разделал под орех; задавил..." 

Я думаю, что он  просто хотел доходчиво, в соответствие с уровнем слушателей.
В своё время нам преподавали психологию, педагогику, методику лётного обучения. Нужно, важно, полезно. Все вопросы человеческой психики,  лётной работы, лётного обучения.
А что, написали бы методичку, раз уж в теме! Или статью какую-нибудь и выложили на всеобщее обсуждение!
 
На счет CRM, управления безопасностью полётов, управления человеческим фактором было сказано - бред сивой кобылы. Поясню. Дисциплины читались людям уже являющимися профессионалами в авиации и изучавшим все эти вопросы несколько в другом виде. Так вот мы все сошлись во мнении, что в том виде, как мы их изучали в нашей, отечественной системе, они гораздо более полезны и эффективны, чем то, что тупо копируется из западной системы. Психологию, как науку - люблю и уважаю. На счет методички хорошая идея. Человеческий фактор, как причина ЛП, рассматривался всегда в дисциплине Безопасность полётов. А психологические и психические аспекты летной работы - в дисциплине Медицинская подготовка. Я же не видел самой программы подготовки пилотов СВС. Зря я вообще влез.
 
Зря я вообще влез.
Ничего не зря. Для того и здесь форум, чтобы в споре "рождать" истину.
От нас от каждого зависит, в какую сторону будет развиваться АОН в этой стране.
Я же не видел самой программы подготовки пилотов СВС.
"Сам я Солженицина не читал -- но осуждаю!" (популярное в СССР высказывание 70-х годов).
Вот, прилагаю титульный лист этой программы.
 

Вложения

Нормальная программа. Неплохо бы часа 4 выкроить на Медицинскую подготовку. А остальные факторы АП рассматриваются в дисциплине "Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения..."? Если да, то эта дисциплина всегда называлась Безопасность полётов. И человеческий фактор является одним из целого ряда факторов, которые тоже необходимо дать. Можно и так, конечно. Но, с моей точки зрения, нарушается логика раскрытия вопроса. Общую картину понятия "безопасность полётов" легче раскрыть не выдергивая один (хоть и самый важный) фактор. Всё от содержания этих 16-ти часов зависит. Я чего-то к названию прицепился. Возможно, в самом содержании раскрыты все факторы.
Что не понравилось в лекции уважаемого психолога. Отсутствует структура занятия: тема, цель занятия, учебные вопросы, заключительная часть. После каждого учебного вопроса  - рекомендации летному составу. Спросите у пилотов, какие конкретные рекомендации, установки они вынесли из этого занятия. Общие фразы:"вы должны быть...". И материала можно было дать намного больше. Такое впечатление, что плана занятия не было в принципе. Куда заведёт разговор. Тема была в расписании: "Психологическая подготовка пилота СВС". Она не раскрыта в итоге. В качестве интересной беседы, лекции выходного дня, такой вариант подходит. В качестве занятия с лётным составом - с большой натяжкой.
Критика дружеская, в расчете на конструктивность.  Вы большие молодцы, что проводите такие мероприятия.
 
Нормальная программа.
Я бы не стал по перечню дисциплин без раскрытия тем говорить о качестве программы. Но обращаю внимание на надуманность часов:
1. Нормативные документы, регламентирующие летную деятельность - 9 часов лекций. Готов сбросить сборник ФАПов, подготовленный РАОПА за 1 мин. с учетом набора электронного адреса. Для каждой группы (частный пилот или пилот СВС) можно жирным шрифтом выделить в документах  необходимые статьи. Зачем тратить 9 часов на чтение лектором?
2. Выполнение полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ - 7 часов лекций. А что, по этой теме нельзя выбрать из ФАПов подборку в эл. виде нужных статей?
3. Практическая аэродинамика - 9 часов лекций. Есть специализированные книги.  Эта дисциплина не может быть прочитана без изменений для самолетчиков, дельталетчиков, автожирщиков, паралетчиков. Это практическая аэродинамика, а не основы аэродинамики. Я что-то не верю, что сейчас можно в регионе собрать группы по видам ЛА, разве только парапланеристов и дельтапланеристов. Но им пилотские не нужны.
В 80-х годах в самый пик расцвета дельтапланеризма и то каждую дисциплину читали у нас в клубе не более 1 лекции и никакого человеческого фактора. Зато летали, разрабатывали и строили. А медицину проходили в физдиспансере. А за безопасность полетов боролись, так как сегодня и не снится.

Как же у нас любят навязывать услуги.
У них один врач проводит мед. освидетельствование, у нас целая комиссия.
У них инструктор по теории, у нас АУЦ.
У них инженер по сертификации, у нас центр.
И так далее.  Осталось еще строем ходить, как в свое время в ДОСААФ.

Да, о чем это я. О "необходимом и достаточном" принципе. Хотя своим ученикам каждый инструктор будет давать то, что он считает нужным.
 
Такое впечатление, что плана занятия не было в принципе. 
Точно, так и было. Занятие было организовано экспромтом. Был приглашён практикующий опытный психолог. У меня в Клубе, да и вообще в городе нет психолога-специалиста в области АОН. Поэтому этого и пригласил.  Заранее, правда, тему и вопросы "Программы..." ему скинул. Он прочитал, как смог. Если Вы сможете лучше и бесплатно -- пригласим Вас и с удовольствием послушаем.
В качестве интересной беседы, лекции выходного дня, такой вариант подходит. В качестве занятия с лётным составом - с большой натяжкой.
Спасибо, как умеем.

Я бы не стал по перечню дисциплин без раскрытия тем говорить о качестве программы. 

Ну да. Это лишь первый лист "Программы..." , читайте дальше, раскрытие тем -- на остальных страницах. На сегодняшний день это лучшее, что я видел. Разработана доктором технических наук и утверждена Минтрансом РФ. До сих пор в ДОСААФах разных программы 70-х годов: там ещё "Политическая подготовка" присутствует. И "Строевая подготовка". Пользуйтесь старьём, если считаете нужным.

Насчёт часов. Если что -- кроме текста, информация от преподавателя обучаемым передаётся ещё и интонацией, мимикой, жестами и акцентами. Это я Вам не только как инструктор с 30-летним стажем, обучивший порядка 130 человек летать, но и как дипломированный педагог (второе высшее), говорю. Вот для этого мировая практика и лучшее в мире практика образования в СССР делает обязательным не только передачу
сбросить сборник ФАПов
но и такие формы обучения, как лекции, семинары, практические занятия и другие формы общепринятые формы. Всё придумано для них, для учеников, родимых.
Как только придумают USB-дырку в мозгу -- не сомневайтесь, я возьму это на вооружение, и буду за 1 минуту закачивать информацию своему ученику. А пока по старинке! Он ведь, учлёт, как: норовит зевать начать через 15 минут любого занятия. Поэтому и сыплются пилоты по всей России сверху, как горох... (мои, тьфу, летают безаварийно).


Эта дисциплина не может быть прочитана без изменений для самолетчиков, дельталетчиков, автожирщиков, паралетчиков.

Так и есть. Кстати, одно из удобств "Программы..." -- там, например, про аэродинамику, написано: "Аэродинамика изучаемого СВС". То есть преподаватель дельталёта -- читает аэродинамику дельталёта, самолёта -- самолёта, автожира -- автожира, и т. д. Также ещё по некоторым дисциплинам.

разве только парапланеристов и дельтапланеристов. Но им пилотские не нужны.
Но знания нужны. И я с ними тоже честно занимаюсь. И ведь приходят!

В 80-х годах в самый пик расцвета дельтапланеризма и то каждую дисциплину читали у нас в клубе не более 1 лекции и никакого человеческого фактора. Зато летали, разрабатывали и строили.

Так было и у нас. Поэтому переучивались на дельталёт часа за 2. Сейчас 14 часов по "Программе..." не хватает...

А медицину проходили в физдиспансере.
Мы тоже.

Как же у нас любят навязывать услуги.
Ежегодные семинары по безопасности полётов у себя в Клубе мы организуем бесплатно. Причём приглашаем не только членов Клуба. А и всех летающих в городе и в регионе. И никому не навязываем. Звоним -- приходят.

Да, о чем это я. О "необходимом и достаточном" принципе. Хотя своим ученикам каждый инструктор будет давать то, что он считает нужным.

Пока не прекратится "падёж" с неба -- буду в меру сил собирать летающих и в очередной раз "талдычить" о безопасности полётов, то что посчитаю нужным. Кстати, те, кто приходит -- благодарят всегда.

Спасибо за конструктивную критику!
 
Вчера провели очередное собрание Клуба. Кроме клубовцев пригласили и "сочувствующих" авиаторов города. Пришло человек 20 (пилоты парапланов, дельтапланов, мотопарапланов, паралётов, дельталётов, вертолётов, сверхлёгких и лёгких самолётов). Цифра неточна потому -- что некоторые пришли со своими детьми, поэтому нас было человек 25. Краткий отчёт за год, полёты на тренажёре планера, полёты на тренажёре самолёта, "прокрутка мозгов" на вестибулярном тренажёре "Гироскоп" (от уважаемого форумчанина Фирката, ему очередное "спасибо!"). Чаепитие с громадным тортом от Саши --  пилота "Робинсона-66". Спасибо за гостеприимство руководству единственной в нашем городе "школы с аэрокосмическим уклоном"!
 
Назад
Вверх