Присутствовал на презентации АС-4 (115кг) на аэродроме Сосновка, который теперь более известен своими радиолюбителями коротковолновиками (качественные антенны шт 10 стали серьезным препятствием для подходов с запада на планерах с высоким качеством).
Началось выкатывание АСов между 10-11 часами на зарастающую травой бетонную ВПП: два АС-4 (один уже в частном пользовании у местного гуру-парапланериста, парашютиста в прошлом), АС-5М, АС-7 (двухместный планер с рядной посадкой).
Публика возрастная, молодежи маловато, но была. Из "випов" присутствовали председатель ФПлС Рябчинский, предводитель казачества генерал-полковник (фамилию забыл, склероз подкрался незаметно) усатый, седовласый крепкий дед (одет в штатском). Об иностранцах не буду говорить - надо изживать идолопоклонство перед западным 😉
Украсил мероприятие фактурный призер соревнований по боди-билдингу с бицепсами объемом поболее моих бедренных мышц 🙁
Погода - непарящая, порывистый восточный ветер, зонтик из высокослоистой облачности.
Первым поднялся заводской шеф-пилот на АС-5М, которого с высоты 10-15 метров стал мотылять ветерок за 10 м/с. После набора 400-500м покружив, посвистев элеронами на виражах, четко сел на бетонку..
Затем стартовал Елистратов на своем АС-4 за Жигулями с пассивной парапланерной лебедкой в багажнике, набрал 150-200м и быстро развернушись прошел над полосой, с правым отворотом сделав разворот на 180 градусов угнездился на место старта. Так в ДОСААФе не летают, подобные эволюции в такой близости земли там изжиты в 30-е годы прошлого века (когда за пилотов, курсантов стали отвечать отцы-командиры, теперь все начинается сначала, будем набирать опыт).
Тут подтянулась основная масса интересантов. Кто-то вел съемку профессионально, со штатива, с девушкой-ассистентом.
Второй полет Савушкина на АС-5М закончился конфузом: приземлился на брюхо с убранным шасси, со скрежетом, подпрыгиванием на стыках плит, оставив белый след метров 50. Обошлось без осложнений: сам выбрался до подбежавших помощников и после поднятия планера выпустил колесо, после чего планер спокойно откатили в сторонку.
РП переместил зрителей, их авто за рулежку и подъемы-посадки стали выполнять строго против ветка с ней на 50-метровом фале за Вильгой. Легко вспорхнул Савушкин на новеньком АС-4 под заинтересованном наблюдении потенциального покупателя. Покружившись на 700-800м планер филигранно сел, остановившись на том же месте откуда стартовал.
Настала череда АС-7 с плотным Рябчинским на правом сидении. Здесь Вильге пришлось попыхтеть, аэропоезд карабкался на ту же высоту раза в три дольше. Посадка лайнера-планера потребовала вдвое большего пробега по земле.
Мне пора было отправляться в столицу, потому по-английски расстался с пензенским очагом авиационной жизни. Остальное могут дополнить остальные участники мероприятия.
Вспомнил, одновременно с полетом АС-5М с приземлением на брюхо поднимался на АС-4 с грунтовой дороги бывший планерист-инструктор Пензенского АСК Мигин Геннадий Викторович, который на высотах от 300 до 100м совершил ряд энергичных маневров (переворот через крыло, виражи до 80 градусов), на скорости до 150-170 км/ч (свист от планера много громче тех посвистов на 90-100). А то обвинят в искажении истории, замалчивании про мастерство планеристов Пензы ;D
Тугушев Николай, руководитель Авиастроителя, назвал цену АС-4 - 18000 евро. Платеж с небольшой предоплатой, заказы принимаются.