KESTUTIS A.
Я люблю строить самолеты!
- Откуда
- Kядайняй-ЛИТВА
Хвосты тоже были разными, но это касается только конфигурации.
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Верно. Я просто считаю, что ЮПШ есть, когда рассуждаю про БРО-11М.
Сколько типов (в порядке первого вылета):
ЛАК-16М - типичная программа ЮПШ. Несколько десятков пробежек и подлетов на ВПП длиной 3 км с буксировкой мототехникой, несколько (до 10) полетов на высоту до 15 м по прямой.
Юность-2 - двухместная металлическая "брошка" из Комсомольска-на-Амуре (кто конструктор - я не уточнял, возможно, Ракитин). Несколько (до 10) подлетов с Макаровской лебедки на высоту до 5 м. Планер летал плохо, имел множество конструктивных проблем. В итоге, его у нас приложили (не я), сейчас он вроде бы отремонтирован и находится у владельца, как летает - не знаю, не интересно.
БРО-11М - в течение 10 лет более 1000 различных "упражнений" (назовем это так), могу точнее написать, надо записи глянуть. Включая полеты на высоту 150 м с разворотами, как с лебедки Макарова, так и с буксировкой автомобилем по ВПП, с посадками на бетон и на грунт как в заданном месте, так и в подобранном с воздуха, на одно- и двухколесном шасси, с любым направлением ветра (попутный до 10 м/с), в любое время года, днем и ночью, в дождь, туман и снегопад, очень скоростные и продолжительные пробежки-подлеты с попутным ветром и последующим торможением без тормозов (перегон планера на старт, применялась специально разработанная техника пилотирования), облеты собранных планеров, в том числе собранных неправильно (было и такое). А вот мотор не ставили. Не интересен мне был мотор на планере. Мы старались не привлекать излишнего внимания и сильно не шуметь (город же).
L-13 Бланик - стандартная программа аэроклуба по КУЛП-ПАСО-86 (руководство здраво рассудило, что будут наверное меньше на высоту летать на БРО, и загнало всех инструкторов ЮПШ в аэроклуб, кого на самолет, кого на планер - хорошие были времена!). Первый год полностью, второй наполовину. Самостоятельные зоны по 11му (штопор) были даже несколько, а вот площадку, по-моему, я самостоятельно так и не слетал.
Увеличенная деревянная "брошка" без названия (крыло как у БРО размах больше на 1м, элероны от БРО, стабилизатор увеличенной площади). Фюзеляж был подготовлен под установку двигателя, но двигатель не ставили. Несколько подлетов на высоту до 10 м по прямой, в том числе с "пассажиром-испытателем", примостившимся за спиной вместо движка. Была возможность оценить, как влияет увеличенный размах крыла и площадь оперения на устойчивость и управляемость (отрицательно влияет - баланс качеств был нарушен).
Авиатика-МАИ-920 - планировалось приобретение в Суховскую ЮПШ (которое было потом заблокировано прибывшими уже к тому моменту рептилоидами), мне ОСКБЭС любезно предоставило возможность ознакомиться. Два подлета на высоту до 15 м по прямой над ВПП с буксировкой автомобилем, один полет на высоту 300 м с буксировкой самолетом (Авиатикой). Написал летную оценку для ОКБ Сухого, отдал начальнику ЛИиДБ.
У кого сравнимое количество со мной типов планеров для первоначалки, и полетов на БРО в разнообразных условиях, присоединяйтесь, будем дальше БРО ругать.
Остальные - лучше помалкивайте про те навыки, которые прививает БРО и ЛАК, про зависание элеронов - нужно оно или нет, и другие летные моменты. Надо спорить тогда, когда уровень знаний, умений и навыков сопоставимый хотя бы, а не так что "я видео в интернете посмотрел".
Не осталось ли теоретических чертежей этих вариантов ЛАК, особенно интересны те, где крыло как у БРО.Хвосты тоже были разными, но это касается только конфигурации.
Ну вот видно, что крыло на этом ероплане вы придержали от кручения. Что я и говорил. Дополнительным то ли подкосиком, то ли расчалкой....а для души у меня есть такой " аэроплан"... крыло у его "Бро-11"....
А обид нету никаких. На БРО-11М на двух- или трех- колесном шасси по бетону не гоняли?Ну раз пошла такая пьянка...Бро-11М ,Бро-11"Зиле-2", Бро-11 "Зиле-2" на трехколесном шасси
.....
И без обид.
Отличная мысль! Мне вообще кажется - признак научной работы - это только продолжительность ее. Присказка "если долго мучиться, что-нибудь получиться" определяет больше признак научной работы. Важность новизны, во вторую очередь. Актуальность или полезность роли вообще не играет.Я защищаю БРО-11М. Пытаюсь донести мысль, что планер на самом деле не так-то прост, в нем много заложено таких вещей, которые мы тут на нашем уровне не можем сходу осознать. И если хотеть построить что-то лучше, то надо сначала долго и очень внимательно разбираться с тем, что есть.
4) делаем вывод - я считаю, что занижение эффективности рулей имеет место быть, но сделано правильно. То есть, я не ругаю "брошку", а опять же пытаюсь донести до общественности, что в планере есть много неочевидных технических решений, и это - одно из них.
Я бы сказал так: при соблюдении баланса, поперечную устойчивость желательно свести к нулю (при боковом порыве возмущение по крену равно нулю), а путевую оставить небольшой положительной (разворот против ветра). Но это только применительно к БРО, для бегания-прыгания вблизи земли. Получаем небольшую спиральную неустойчивость. Таким образом, существует некоторое оптимальное поперечное V и для него определенная площадь вертикального оперения. "На глаз" кажется, что на БРО почти так и сделано.Интересный вопрос у меня: известно о необходимости соблюдения баланса поперечной и путевой устойчивости (избыток поперечной - голландский шаг, избыток путевой - затягивание в спиральную неустойчивость). Что будет лучше в болтанку - большое поперечное "V" и большое вертикальное оперение (статический момент площади) или небольшое поперечное "V" и маленькое вертикальное оперение?
Думаю - центровочных. На планерах так часто делают. Чтобы "обойти" кабину с относительно тяжелым экипажем. Небольшая стреловидность особо на устойчивость не влияет.Есть еще третий параметр, влияющий на боковую устойчивость - стреловидность крыла, которая у брошки обратная. Из каких соображений выбирается она, я не знаю.
Удивили. Про крутку минус 3 градуса знаю, про обратную стреловидность не даже не догадывался 🙂стреловидность крыла, которая у брошки обратная. Из каких соображений выбирается она, я не знаю.
Киньте в меня плз каким-нибудь доком про крутку.Удивили. Про крутку минус 3 градуса знаю, про обратную стреловидность не даже не догадывался 🙂
25 мм по задней кромке это 1.86 градуса, если считать, что закручено вокруг той точки, которую они показали.Всегда знал про минус три градуса или два.
.......
Про обратную стреловидность не помню, от слова совсем.
Все что вы написали это побочные следствие КОС. Основная причина применения обратной стреловидности это как правильно заметил КВА, сохранения центровки.Удивили. Про крутку минус 3 градуса знаю, про обратную стреловидность не даже не догадывался 🙂
Смысл обратной стреловидности на аппарате типа Брошки может быть в том, чтобы сместить циркуляцию к центру и, тем самым, отодвинуть срыв в концевых сечениях крыла на бОльшие углы. Cy на закритических углах будет падать медленнее и аппарат будет сваливаться более плавно. Ради центровки делать стреловидность на коротком подкосном крыле смысла немного.
Порылся в чертежах, крутка отрицательная 2 градуса.25 мм по задней кромке это 1.86 градуса, если считать, что закручено вокруг той точки, которую они показали.
И крыло со стреловидностью 0. Да, очередная загадка БРО-11М.
У наших точно была обратная стреловидность, а крутку с такой точностью теперь уже не измерить никак. Этих крыльев больше не осталось.
Возможно, была какая-то более поздняя модернизация, про которую в МК не знали (Бронис заменил крутку стреловидностью), и эти чертежи попали в Комсомольск, а потом в ОКБ Сухого, по ним и строили. В любом случае, они до сих пор в архиве там лежат. Вот их можно посмотреть.