Планер БРО-11М

В статье "ЮПШ - путь в авиацию" в Моделисте Конструкторе №10 за 1975 год приводится интервью с Бронисом Ашкинисом пишут, что у БРО-11М угол обратной стреловидности 3 градуса.
А здесь элероны еще короткие, на наших были размахом как крыло, с навеской и на 16ю нервюру тоже

Раз тут такая точность, какие-то десятые доли градуса крутки, V и стреловидности ловятся, то надо исследования проводить - трёх мнений быть не может....
 
А вот на этих фото мая "коллекция" узлов Бро-11 "Пионер" ( самая масовая модель, построена где то 2000 единиц) и Бро-11М "Зиле" строилось с 1969 по 1979 год. Ждет своего часа...
PB210278.JPG
PB210279.JPG
PB210280.JPG
PB210286.JPG
PB210283.JPG
PB210288.JPG
 
А вот на этих фото мая "коллекция" узлов Бро-11 "Пионер" ( самая масовая модель, построена где то 2000 единиц) и Бро-11М "Зиле" строилось с 1969 по 1979 год. Ждет своего часа...
Такая коллекция у каждого начальника ЮПШ, наверное, имеется..... Металл жаль выкидывать, его припрятывают.
С 1996 по 2005, завод не выпустил официально ни одной детали для БРО. Мы пользовались старыми запасами....

Вот кстати говоря, о стреловидности. На фото видны задние узлы навески крыла (те, которые стоят на ферме).
У нас попадались эти узлы двух видов (мы называли их "короткие" и "длинные"). Считалось, что "брошка" летает лучше с "длинными" узлами (с увеличенной обратной стреловидностью), и мы почти всегда ставили их. Эти "длинные" на глаз были длиннее, чем на фото. Но это ни о чем не говорит, поскольку неизвестно, какие отличия имеются в установке узлов на крыльях.
 
А здесь элероны еще короткие, на наших были размахом как крыло, с навеской и на 16ю нервюру тоже

Раз тут такая точность, какие-то десятые доли градуса крутки, V и стреловидности ловятся, то надо исследования проводить - трёх мнений быть не может....
Ничего удивительного не вижу, чертежи были в свободном доступе, каждая школа или аэроклуб их мог получит.При строении были и вариации, знаю даже быль построен с полузакрытой кабиной и с приборами. И летали за "геркулесом" до 300 м, и выпаривали до 1,5 км и так далее...Но это другая история которая попахивает политикой, так что не буду.
 
Такая коллекция у каждого начальника ЮПШ, наверное, имеется..... Металл жаль выкидывать, его припрятывают.
С 1996 по 2005, завод не выпустил официально ни одной детали для БРО. Мы пользовались старыми запасами....

Вот кстати говоря, о стреловидности. На фото видны задние узлы навески крыла (те, которые стоят на ферме).
У нас попадались эти узлы двух видов (мы называли их "короткие" и "длинные"). Считалось, что "брошка" летает лучше с "длинными" узлами (с увеличенной обратной стреловидностью), и мы почти всегда ставили их. Эти "длинные" на глаз были длиннее, чем на фото. Но это ни о чем не говорит, поскольку неизвестно, какие отличия имеются в установке узлов на крыльях.
Те места где крепились крылья на некоторых планерах были разными. На одних они были прямые на других шли ( не знаю как написать по русски) ну скажем так, косые. Отсюда думаю крепление "длинное" и "короткое".
 
Те все вариации с разными узлами и креплениями получилось потому, что Ошкинис очень не любил чертит. Бывало на куске стенного тапета карандашом набросит "чертеж" ну и строите мужики.... По этому многих чертежей его планеров и двух самолетов просто не осталось, их всего с разными моделями было 23.
 
Те места где крепились крылья на некоторых планерах были разными. На одних они были прямые на других шли ( не знаю как написать по русски) ну скажем так, косые. Отсюда думаю крепление "длинное" и "короткое".
Да. Имеется ввиду корневые нервюры крыла, они идут не перпендикулярно лонжерону, а под углом из за короткого заднего узла на крыле.
 
Выкладываю расчет на прочность Бро-11 М на заводе П.О.Сухого, который Dgem выложил два года назад. Его ссылка не работает...
И статью из Моделиста конструктора №10 за 1975 г. про ЮПШ, скопированную из интернета целиком.

Шикарная коллекция узлов у KESTUTIS A.! Вопросики по узлам такие:
1) На первом фото болты с одним ухом - это задний болт, на котором вращается труба управления? Почему нельзя было просто ухо с шаровым шарниром поставить там? У нас на Гусе - копии Коршуна из дюралевых трубок так и сделано. (Поперечный болт у нам между спаренными качалками 6 мм и между надетыми на него трубками 8х6 мм ушковый болт с ШСом диаметром 6 мм (зафиксированный контргайкой в трубе управления). (Прикрепляю внизу фото этого узла у нас с ШСом. Система управления мудреная там, промежуточные качалки, чтобы дыра внутри больше для винта была, но принцип тот же...)
2) Валики с фланцами и резьбой - для роликов, двух качалок, крепления руля высоты - они крепятся к телу фермы простой гайкой? Она не контрится? На краске? или самоконтрящиеся гайки?

OC-25C_20150127_073620sm.jpg


2021-10-25_01-59-58.jpg
 
Последнее редактирование:
Выкладываю расчет на прочность Бро-11 М на заводе П.О.Сухого, который Dgem выложил два года назад. Его ссылка не работает...
И статью из Моделиста конструктора №10 за 1975 г. про ЮПШ, скопированную из интернета целиком.

Шикарная коллекция узлов у KESTUTIS A.! Вопросики по узлам такие:
1) На первом фото болты с одним ухом - это задний болт, на котором вращается труба управления? Почему нельзя было просто ухо с шаровым шарниром поставить там? У нас на Гусе - копии Коршуна из дюралевых трубок так и сделано. (Поперечный болт у нам между спаренными качалками 6 мм и между надетыми на него трубками 8х6 мм ушковый болт с ШСом диаметром 6 мм (зафиксированный контргайкой в трубе управления).
2) Валики с фланцами и резьбой - для роликов, двух качалок, крепления руля высоты - они крепятся к телу фермы простой гайкой? Она не контрится? На краске? или самоконтрящиеся гайки?

Посмотреть вложение 489240

Многие из этих узлов может быт и не дароботономи, так что мне трудно сказать. Просто когда свернули выпуск "Брошек" я их с разных
месть собирал, и из завода в Пренай, и из филиала Рагува, и из частных лиц...И еще процесс продолжается...Контрило все гайки.
 
Тут есть фото брошек СибНИА, видно, что отрицательной стреловидности у них нет (может, даже небольшая положительная присутствует).
bro_sibnia.jpg
 
Подводя небольшой промежуточный итог:
прежде чем ругать "брошку", надо разобраться сначала, о каком варианте идет речь......
Пятое нехорошее изменение в "брошках" СибНИА (ну а зачем выпускать устаревшую модификацию? сразу не увидел....)
 
2) Валики с фланцами и резьбой - для роликов, двух качалок, крепления руля высоты - они крепятся к телу фермы простой гайкой? Она не контрится? На краске? или самоконтрящиеся гайки?
У нас все подобные валики крепились простыми авиационными самоконтрящимися гайками (могу ОСТ привести, но, думаю, все знают их и так).
 
а для души у меня есть такой " аэроплан"... крыло у его "Бро-11".... И обратите внимание на вершинки деревьев....а кто то здесь говорил что у "Брошки" рулей не хватает
Ну и что что крыло от БРО, в итоге это другой самолет, с другим весом, плечами и плошадью оперения, и поведение его другое, причем тут БРО-11?
 
На БРО всё совершенно иначе, и "по взрослому" (я достаточно полетал сам также и на Бланике, есть с чем сравнить). Брошка к настоящему летательному аппарату ближе. У нее отклонение рулей задает тенденцию - нос сначала поехал медленно, а потом все быстрее и быстрее, и если ты не сделал двойное движение (от себя, на себя, нейтрально) то будет всё плохо
Ох уж эти леДчики. Есть видео, как на БРО-11 летит мужичок, сучит рулями вот как вы описываете, туда сюда, обратн, туда сюда., как блоха на сковородке. Так он лишний в "кабине."
И на том же БРО, в тот же день летит паренек, никаких двойных движений рулями, все плавно.
 
Ох уж эти леДчики. Есть видео, как на БРО-11 летит мужичок, сучит рулями вот как вы описываете, туда сюда, обратн, туда сюда., как блоха на сковородке. Так он лишний в "кабине."
И на том же БРО, в тот же день летит паренек, никаких двойных движений рулями, все плавно.
Уточните, пожалуйста, что вы называете "двойным движением"?
 
Ох уж эти леДчики. Есть видео, как на БРО-11 летит мужичок, сучит рулями вот как вы описываете, туда сюда, обратн, туда сюда., как блоха на сковородке. Так он лишний в "кабине."
И на том же БРО, в тот же день летит паренек, никаких двойных движений рулями, все плавно.
Я не знаю что за мужичок, и чем он там у вас сучил.
Но знаю точно, что если планер требует двойных движений, то делать их придется.
Выше я писал, что если реагировать быстрее, то сами движения (амплитуда) будут меньше. Возможно, парнишка реагирует быстрее мужичка, поэтому его движений вы не заметили. Возможно, вес у них разный. Возможно (и это скорее всего), мужичок делает, кроме правильных движений, еще и неправильные (лишние), которые вы, в силу незнания, приняли за то, что я называю "двойными". Возможно, ветер "в тот же день" поменял силу или направление. Возможно, брошка на том видео не такая (только что обсудили, сколько вариантов настройки существует). Возможно всё.
Как же задолбали люди, которые посмотрев что-то в интернете, на непонятно каких примерах, пытаются что-то объяснить человеку, который это всё знает, да еще и не из одного источника. Да еще и леДчиком обзывают. Я, с позволения, никакой не леДчик. Лучше бы впитывали знание. Хотя, если вы летать на брошке или учить на ней не собираетесь, то оно вам и не нужно. Тогда просто стройте, вы же строитель (или отдыхайте).

И когда говорите про видео, то неплохо бы ссылочку прилеплять. Чтобы все могли ознакомиться. А не так, голословно.
 
Последнее редактирование:
Да. Имеется ввиду корневые нервюры крыла, они идут не перпендикулярно лонжерону, а под углом из за короткого заднего узла на крыле.
На наших брошках корневые нервюры уже стояли под углом (не знаю под каким, но заметно было хорошо).
И все равно мы ставили "длинные". Может, кто-то подбирал стреловидность до нас (нивелировку проводил). А может быть, мы увеличили обратную стреловидность более 3х градусов. Кто теперь знает. Фото какие-то остались наверное, надо перебрать. По ним можно попробовать определить.
 
Для нелетающей (или не проходившей полноценного обучения) братии, специально скажу еще раз. Может, кому пригодится.
Двойное движение, когда о нем идет речь, это как бы идеальное исправление уже возникшего отклонения. Оно нужно, например, чтобы переставить тангаж с 5 градусов на 6 одним махом, так сказать. При отсутствии других возмущений. Идеализированная картина.
Когда планер летит в реальных условиях, возмущения идут непрерывным потоком. Одно накладывается на другое, и вместе они представляют собой некую случайную функцию. Так вот, при исправлении отклонений, вызванных этими возмущениями, двойные движения будут, но они тоже будут накладываться одно на другое и представлять собой некую другую случайную функцию. Там вы уже таких четких "от себя, на себя, нейтрально" не увидите - картина будет смазана.
И есть еще один момент. Опытный пилот не исправляет каждое возмущение. Он знает, что если его мотнуло в одну сторону, то с хорошей вероятностью в следующий раз мотнет в другую. Он управляет как бы "в среднем", не дергаясь. Это одна причина, по которой двойных движений может не быть. Есть и вторая. Если гасить возмущение сразу (допустим, у нас настолько зоркий глаз и быстрая реакция) - ветер нажал на хвост, а мы тут же отклонили руль и погасили движение в самом начале, не допуская отклонения - то тогда тоже двойных движений не будет (будут как бы просто "отражения" возмущений, а они не двойные). Но это тоже идеализация. В реальности ни у кого такого глаза и такой реакции нет (даже у автоматики). На практике, более "спокойное" управление, чем можно ожидать от начинающего пилота-перфекциониста, вызвано комбинацией вот этих первой и второй причин. В теории автоматического управления есть аналогичное понятие оптимальной фильтрации. Человек, он ведь в этих делах почти так же умен, как и компьютер ))
 
Последнее редактирование:
Для нелетающей (или не проходившей полноценного обучения) братии, специально скажу еще раз. Может, кому пригодится.
Двойное движение, когда о нем идет речь, это как бы идеальное исправление уже возникшего отклонения. Оно нужно, например, чтобы переставить тангаж с 5 градусов на 6 одним махом, так сказать. При отсутствии других возмущений. Идеализированная картина.
Когда планер летит в реальных условиях, возмущения идут непрерывным потоком. Одно накладывается на другое, и вместе они представляют собой некую случайную функцию. Так вот, при исправлении отклонений, вызванных этими возмущениями, двойные движения будут, но они тоже будут накладываться одно на другое и представлять собой некую другую случайную функцию. Там вы уже таких четких "от себя, на себя, нейтрально" не увидите - картина будет смазана.
И есть еще один момент. Опытный пилот не исправляет каждое возмущение. Он знает, что если его мотнуло в одну сторону, то с хорошей вероятностью в следующий раз мотнет в другую. Он управляет как бы "в среднем", не дергаясь. Это одна причина, по которой двойных движений может не быть. Есть и вторая. Если гасить возмущение сразу (допустим, у нас настолько зоркий глаз и быстрая реакция) - ветер нажал на хвост, а мы тут же отклонили руль и погасили движение в самом начале, не допуская отклонения - то тогда тоже двойных движений не будет. Но это тоже идеализация. В реальности ни у кого такого глаза и такой реакции нет. На практике, причина более "спокойного" управления, чем можно ожидать в теории, - комбинация вот этих первой и второй причин. В теории автоматического управления есть аналогичное понятие оптимальной фильтрации. Человек, он ведь в этих делах почти так же умен, как и компьютер ))
Спасибо за ответ. Теперь понятно. Если можно еще вопрос. Кто и где вас этому учил?
 
Спасибо за ответ. Теперь понятно. Если можно еще вопрос. Кто и где вас этому учил?
Постепенно, по крупицам.... что-то по основной программе ВУЗа (статистическая радиофизика), что-то на военной кафедре, что-то в ЮПШ и аэроклубе, дальше беспилотничками успел позаниматься... круг замыкается - снова подтягиваем теорию, и так пока не надоест.
 
Назад
Вверх