Двухместный учебно-тренировочный планёр КАИ-12 был разработан в ОКБ Казанского Авиационного Института под руководитством Симонова М. П. на базе чехословацкого планёра LF-109 "Pionyr", но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию и увеличенный запас прочности.
Планёр предназначался для первоначального обучения планеристов вывозным методом, однако аэродинамическое качество и прочность позволяли использовать его для тренировки парящих полетов, обучения полетам вслепую и выполнения некоторых фигур сложного пилотажа:
- спирали с креном 30°...50°;
- нормальный штопор (один виток в любую сторону) .
Старт производился с моторной лебёдки или буксировкой за самолетом.
Выпуск планёра был начат в 1956 году в Приморском Крае, на 116-м авиационном заводе (ныне з-д «Прогресс», г. Арсеньев).
Выпуск КАИ-12 продолжался до 1959 года, всего было выпущено порядка 800 планеров. С 1958 года планер стал поступать на снабжение аэроклубов и планерных школ СССР под названием "Приморец".
Содержание:
1. ЛТХ
2. Эксплуатация
3. Конструкция
4. Остатки сладки
5. в Интернетах
6. Литература
7. См. Также
1. ЛТХ:
Размах крыла, м 13.42
Длина , м 8.11
Высота, м 2.3
Площадь крыла, м[ch178] 20.2
Масса, кг
пустого 255
полётная 435
Максимальное аэродинамическое качество 18.5
Максимальная скорость на буксире, км/ч 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч 180
Минимальная скорость, км/ч 60
Посадочная скорость, км/ч 58
2. Эксплуатация:
Во 2-ом (планерном) Московском Городском Авиационном Клубе (МГАК) эксплуатировался в 1958-1971гг.
На планёре был установлен ряд рекордов, вот некоторые из них:
- 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км;
- в том же месяце спортсмен Днепропетровского аэроклуба выпарил на этом планёре на высоту 4920м, установив тем самым республиканский рекорд.
3. Конструкция
Планер КАИ-12 — двухместный подкосный высокоплан, цельнометаллической конструкции.
Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по концам закруглено. Профиль NACA-43012. Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно. Каркас каждого полукрыла собран из лонжерона и вспомогательного косого лонжерона, из продольной стенки в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все детали крыла — из тонкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется металлический подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом. Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены каждый в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из стальной трубы обтекаемого сечения 68X29 мм, контрподкосы из трубок [ch216]14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная. Лобик элерона до лонжерона зашит тонким дюралюминием.
Фюзеляж сварен из стальных труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, при этом образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа в основном полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из листа АМцА. Верхняя передняя часть фюзеляжа между коком и фонарем зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины набран из стальных трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть, фонаря — откидная в правую сторону. Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для передней и задней кабин. Приборная доска передней кабины оборудована указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами. Приборная доска задней кабины расположена в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.
Трубка Вентури для приведения в действие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры работают от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на специальной обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. Элероны и руль высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая. Проводка управления элеронами — жесткая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещённых на левом борту в обеих кабинах. С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; обычно при взлете планера на автолебедке используется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются одновременно из передней и задней кабин.
Шасси планера — колесно-лыжное, состоит из одного колеса, лыжи и костыля. Колесо — баллонного типа, размером 400X150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и далее по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.
Костыль с рессорной амортизацией набран из четырех стальных пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.
Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем NACA-0010, набран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими вдоль размаха. Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, связанный с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты набран из лонжеронов, 12 нервюр, задней кромки и носового «лобика». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры. Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.
Вертикальное оперение состоит из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, представляющий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. Этот носок и стабилизатор соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, набран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки. Руль подвешен в двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — тонкий дюралюминий, а всего руля — полотно. (Костенко И., "Моделист-Конструктор" 1975, №3 )
4. Остатки сладки:
В феврале 2008 г. здесь продавали крылья от Приморца, а здесь, в сентябре 2003 г. - продавалось полтора планёра (один целый, а один без крыльев).
5. В интернетах:
описание: Справочник "Уголок неба"
схема: "Чертежи" инженера И. Родионова из журнала "Моделист-Конструктор" 1975, №3
фотографии:
КАИ-12, Архив 2-го Московского Аэроклуба.
6. Литература:
Шереметев Б. Н. Планеры. — M.: ДОСААФ, 1959.
7. см. также
Планёр успел "засветиться" в кино — в роли догорающего мессера в фильме
