Shturman_billy
Проектирую и строю вертолеты
- Откуда
- Жуковский
Всем доброго здравия!
Решил представить на суд почтеннейшей публики крайнюю разработку. Кратко напомню:
В самом конце 2014г у состоялся разговор с Дмитрием Ракитским по поводу создания вертолета-мопеда, ТЗ проговорили на словах. Основными пунктами были: приблизится к 115 кг, легкая сборка-разборка аппарата, и легкость транспортировки. Была выбрана соосная схема, которая несмотря на определенную сложность в проектировании и изготовлении давала один, но весомый плюс - относительная простота пилотирования особенно на осевых режимах. В результате появился вертолет Микрон. К полноценным испытаниям вертолета приступили в марте 2016:
По результатам испытаний было принято решение перепроектировать вертолет и все таки постараться достичь заветных 115 кг. При этом хотелось уйти от насилия над двигателем (обороты двигателя на Микроне были 6000-6200 об/мин), оставить складываемость, перейти на другой тип трансмиссии (который мы могли изготовить на существующем оборудовании) Когда работы по аппарату были в самом начале произошла трагедия, - погиб Дима Ракитский... Как передать эту боль утраты? До сих пор слов нет. Но вертолет был доделан. Он получился не слишком презентабельным, скорее это снова получилась лаборатория, но испытания вертолета полностью подтвердили верность выбранного направления. Аппарат получился очень летучим, двигатель работал в диапазоне 4700...5200 об/мин, устойчиво висел с брошенной ручкой.
Но и тут не обошлось без ложки дегтя, промахнулись с центровкой и достаточно сильно. Кроме того, поскольку опыта работы с ременными передачами особо не было, были вопросы по шкивам. И снова не достигли 115 кг. Вес пустого аппарата был 123кг. Кроме того на втором экземпляре этого вертолета столкнулись с вибрациями, которых не было на первом образце. Долго с ними боролись, но таки нашли где жила проблема и устранили ее.
Сильно разочаровавшись в своих способностях добиться 115 кг. и по согласованию с заказчиком вертолет был перепроектирован заново. Раз мы не были больше ограничены 115 кг., то было решено уйти от двухтактника. Выбор пал на Ванкеля немецкой фирмы Wankel AG. И снова мы нарвались на кота в мешке.... Что мы только с этим двигателем не делали, но конструктивные решения которые были применены на этом двигателе не позволили нам снять с него заявленную мощность. Мы конечно полетели с Ванкелем, но тех ломовых запасов которые мы ожидали от него - мы не получили...
В итоге сейчас вертолет летает с Занзотеррой MZ202, с которой мы научились бороться и в качестве эксперимента установили Hirth 3203 c инжектором. Инжектор показал себя очень хорошо, но сам Hirth заявленной мощности не выдал и для того чтобы аппарат полетел так как надо пришлось устаивать шаманские танцы. Побороли. Итог: вертолет летает, за него не страшно.
Но задача которую я так хотел решить, так и не была решена. Этому есть масса причин: в нашей стране многое разучились делать. Например, для валов несущих винтов мы вынуждены брать заготовки для гидроцилиндров и понижать действующие напряжения до совсем смехотворных величин потому что только авиационные предприятия могут нормально закалить, прошлифовать в размер. Но ценник становится будто этот вал из золота...
Весь крайний год я посвятил скрупулезнейшему проектированию и выработке тех решений которые не только позволят скинуть массу, но и удешевить производство вертолета. Было проработано множество вариантов компоновки вертолета, каждый узел перерабатывался несчетное количество раз. В итоге удалось количество деталей сократить более чем в два раза. Если на 3-ей версии аппарата сейчас 980 деталей требующих изготовления, то на вновь разработанной конструкции - это количество не выйдет за 400. Для сравнения: на моем первом самолете спроектированном и изготовленным ещё в студенческие годы, количество изготавливаемых деталей было 330 штук.
Итак, встречайте:
Что это будет за аппарат:
Масса пустого - 115 кг.
Диаметр НВ - 5,3 м
Масса взлетная нормальная - 230 кг.
Масса взлетная предельная - 320 кг.
Запас топлива нормальный (по FAR 103)- 19 литров.
Скороподъемность - 6 м/с
Скорость максимальная - 125 км/ч
Планируемые к установке двигатели: Hirth 3203, MZ202, РМЗ 550.
Надеюсь, что финансовая ситуация позволит реализовать данный проект. Во всяком случае мы начинаем его изготовление в узлах и агрегатах...
Решил представить на суд почтеннейшей публики крайнюю разработку. Кратко напомню:
В самом конце 2014г у состоялся разговор с Дмитрием Ракитским по поводу создания вертолета-мопеда, ТЗ проговорили на словах. Основными пунктами были: приблизится к 115 кг, легкая сборка-разборка аппарата, и легкость транспортировки. Была выбрана соосная схема, которая несмотря на определенную сложность в проектировании и изготовлении давала один, но весомый плюс - относительная простота пилотирования особенно на осевых режимах. В результате появился вертолет Микрон. К полноценным испытаниям вертолета приступили в марте 2016:
По результатам испытаний было принято решение перепроектировать вертолет и все таки постараться достичь заветных 115 кг. При этом хотелось уйти от насилия над двигателем (обороты двигателя на Микроне были 6000-6200 об/мин), оставить складываемость, перейти на другой тип трансмиссии (который мы могли изготовить на существующем оборудовании) Когда работы по аппарату были в самом начале произошла трагедия, - погиб Дима Ракитский... Как передать эту боль утраты? До сих пор слов нет. Но вертолет был доделан. Он получился не слишком презентабельным, скорее это снова получилась лаборатория, но испытания вертолета полностью подтвердили верность выбранного направления. Аппарат получился очень летучим, двигатель работал в диапазоне 4700...5200 об/мин, устойчиво висел с брошенной ручкой.
Но и тут не обошлось без ложки дегтя, промахнулись с центровкой и достаточно сильно. Кроме того, поскольку опыта работы с ременными передачами особо не было, были вопросы по шкивам. И снова не достигли 115 кг. Вес пустого аппарата был 123кг. Кроме того на втором экземпляре этого вертолета столкнулись с вибрациями, которых не было на первом образце. Долго с ними боролись, но таки нашли где жила проблема и устранили ее.
Сильно разочаровавшись в своих способностях добиться 115 кг. и по согласованию с заказчиком вертолет был перепроектирован заново. Раз мы не были больше ограничены 115 кг., то было решено уйти от двухтактника. Выбор пал на Ванкеля немецкой фирмы Wankel AG. И снова мы нарвались на кота в мешке.... Что мы только с этим двигателем не делали, но конструктивные решения которые были применены на этом двигателе не позволили нам снять с него заявленную мощность. Мы конечно полетели с Ванкелем, но тех ломовых запасов которые мы ожидали от него - мы не получили...
В итоге сейчас вертолет летает с Занзотеррой MZ202, с которой мы научились бороться и в качестве эксперимента установили Hirth 3203 c инжектором. Инжектор показал себя очень хорошо, но сам Hirth заявленной мощности не выдал и для того чтобы аппарат полетел так как надо пришлось устаивать шаманские танцы. Побороли. Итог: вертолет летает, за него не страшно.
Но задача которую я так хотел решить, так и не была решена. Этому есть масса причин: в нашей стране многое разучились делать. Например, для валов несущих винтов мы вынуждены брать заготовки для гидроцилиндров и понижать действующие напряжения до совсем смехотворных величин потому что только авиационные предприятия могут нормально закалить, прошлифовать в размер. Но ценник становится будто этот вал из золота...
Весь крайний год я посвятил скрупулезнейшему проектированию и выработке тех решений которые не только позволят скинуть массу, но и удешевить производство вертолета. Было проработано множество вариантов компоновки вертолета, каждый узел перерабатывался несчетное количество раз. В итоге удалось количество деталей сократить более чем в два раза. Если на 3-ей версии аппарата сейчас 980 деталей требующих изготовления, то на вновь разработанной конструкции - это количество не выйдет за 400. Для сравнения: на моем первом самолете спроектированном и изготовленным ещё в студенческие годы, количество изготавливаемых деталей было 330 штук.
Итак, встречайте:
Что это будет за аппарат:
Масса пустого - 115 кг.
Диаметр НВ - 5,3 м
Масса взлетная нормальная - 230 кг.
Масса взлетная предельная - 320 кг.
Запас топлива нормальный (по FAR 103)- 19 литров.
Скороподъемность - 6 м/с
Скорость максимальная - 125 км/ч
Планируемые к установке двигатели: Hirth 3203, MZ202, РМЗ 550.
Надеюсь, что финансовая ситуация позволит реализовать данный проект. Во всяком случае мы начинаем его изготовление в узлах и агрегатах...