Подняться выше на дельталете.

потолком принято считать когда еще на варике +0.5
И Вы и я правы по-своему. Разница в теоретическом и практическом потолках. Есть ещё динамический потолок. Это когда на реактивном разгоняются и "запрыгивают" повыше по инерции.

тумблера зажигания не было
Налицо нарушение самых разных требований конструкции системы управления двигателем. Смешно, конечно, но вот мы такие...

если в поле один и вылетаешь один - всегда имей на земле человека, знающего о твоем вылете
Нарушение требований "Временные правила организации полётов на дельтаплане, М, ДОСААФ, 1980 г." Там сказано, что минимальная группа должна быть 3 человека.

У нас в прошлом ноябре один "орёл" приехал на парапланерные полёты с другом-инвалидом, улетел под гору сверху вниз, оставив телефон в машине, упал при посадке, сломал ногу. Стало темнеть. Похолодало. Прошло несколько часов. Друг-инвалид (кстати, иногородний, никого здесь не знает) грелся в машине, пока не кончился бензин, потом стал звонить по телефону "орла" всем подряд.  Один из абонентов вызвал МЧС. Те приехали и стали в темноте шарить под горой, где и услышали стоны "орла". Оно Вам надо? Головой-то думать кто мешает?
 
на варике на 6000м ещё +2 было , так что если бы с кислородом летели то до и до 8-ми бы дошли, но задача ставилась минимальное время набора высоты 6км вдвоем, задачу выполнили - 29мин, мировой рекорд венгров ( на Аполло с 582-м)  на тот момент был 42мин...


Товарищ LiquidatorMOLI, моё детское любопытство не даёт мне спать вот уже полчаса: что у Вас был за двигатель и что за крыло, если простая Сузука могла поднимать два бренных тела со средней скоростью 1000 м за пять минут?
У меня G15 A  с ВАЗовским карбюратором и Атом могут такую скороподъёмность держать только первый километр и в одно рыло. Дальше - меньше.
Стрейнджер был до этого, он высоту порезвее набирал. НО на нём я на высоту не лазил.

У Вас G13 инжектор и крыло большой площади?
 
Вестибулярный аппарат человека "работает" без зрительной поправки максимум 30 секунд. Мораль -- иметь авиагоризонт. И иметь допуск/опыт полётов по ППП/под шторкой. Это не игрушки. Много народа разбилось за игнорирование. 
Я думаю при потере ориентации на большой высоте надо просто бросать трапецию и отпускать газ. Аппарат сам встанет в крен и начнёт безопасно спиралить.
 
при потере ориентации на большой высоте надо просто бросать трапецию и отпускать газ. Аппарат сам встанет в крен и начнёт безопасно спиралить.
Теоретически может быть. Но мне кажется налицо непонимание медицинских основ работы вестибулярного аппарата человека.
Опытные авиаторы всех времён и народов рекомендуют не проверять на себе. Уж больно много разбилось "проверяющих". Наука, блин... Медицина, блин... Анатомия и физиология, блин...
 
на варике на 6000м ещё +2 было , так что если бы с кислородом летели то до и до 8-ми бы дошли, но задача ставилась минимальное время набора высоты 6км вдвоем, задачу выполнили - 29мин, мировой рекорд венгров ( на Аполло с 582-м)  на тот момент был 42мин...


Товарищ LiquidatorMOLI, моё детское любопытство не даёт мне спать вот уже полчаса: что у Вас был за двигатель и что за крыло, если простая Сузука могла поднимать два бренных тела со средней скоростью 1000 м за пять минут?
У меня G15 A  с ВАЗовским карбюратором и Атом могут такую скороподъёмность держать только первый километр и в одно рыло. Дальше - меньше.
Стрейнджер был до этого, он высоту порезвее набирал. НО на нём я на высоту не лазил.

У Вас G13 инжектор и крыло большой площади?


да, Ж-13 был не простой , вернее переделанный из простого моновпрыскового Ж-13, в вариант инжектор+турбо, движок дорабатывал А.Кулага (Zlinov на форуме), прожила турбина недолго что-то ок.280ч, были косяки ( двиг то экспериментальный) и как следствие вынужденные , но полеты на высоту просто незабываемы  :🙂
а крыло было  "Атлет", в ответе #34 ссылка на видюшку, там видно что за аппарат ...
 
полеты на высоту просто незабываемы 

http://www.aeroklub.poznan.pl/gal_foto/2007_01_07_HqUjyAfp.jpg

-мой покойный Друг Леслав (справа) при мне взлетел на Р582 с барографом на 5200 м,а раньше на 6300,не пользуясь кислородом...

-сбросил парашютиста с высоты 4300 м ,на пляже Балтийского Моря.
 
Я думаю при потере ориентации на большой высоте надо просто бросать трапецию и отпускать газ. Аппарат сам встанет в крен и начнёт безопасно спиралить.
Ну не совсем безопасно, неуправляемая спираль перейдет в серию косых петель, и в верхней точке может потерять скорость и кувыркнуться, ты сам выкладывал ролик, где чуть было не опрокинулся в косом вираже.
Вот интересный рассказик
http://deltakds.mephist.ru/articles/articles04-fedor-cloud.php
 
Теоретически может быть. Но мне кажется налицо непонимание медицинских основ работы вестибулярного аппарата человека.
Опытные авиаторы всех времён и народов рекомендуют не проверять на себе. Уж больно много разбилось "проверяющих". Наука, блин... Медицина, блин... Анатомия и физиология, блин...
Для вестибулярного аппарата достаточно компаса или стрелки направления в навигаторе. Дельта это же не самолёт, тут небольшой крен и сразу виден уход с курса.
 
Для вестибулярного аппарата достаточно компаса или стрелки направления в навигаторе. Дельта это же не самолёт, тут небольшой крен и сразу виден уход с курса.
Опять же теоретически.
А психика человека, блин, коварная штука. Ну не хочет она верить стрелкам, зараза. Было б так просто -- так бы все и летали, глядя на стрелку компаса, ан нет: авиагоризонт им подавай... Поэтому и "гоняют" курсантов в училище часами под шторкой. Поэтому и не просто получить допуск для полётов по ППП ("Правила приборных полётов"). Поэтому-то и много различий между ПВП ("Правила визуальных полётов") и ППП в ФАПах...
Раз уж пошёл такой предметный спор -- помогите выложить на всеобщее обозрение некий скан конспекта (40 МБ) на всеобщее обозрение. Конспект выступления в Нефтекамске на СЛА-2015 инженер-лётчика П.П.Бреуса. Мне понравился его доклад и я его отксерил.
"Дельта не самолёт"... Психика и вестибулярный аппарат ими и остаются в любом ЛА, вот ведь в чём загвоздка...
 
Так я и пишу: сюда прикрепить не могу -- объём большой (40 МБ), хотя всего 4 страницы отсканированного текста. Уменьшить не умею. Кто бы смог выложить на файлобменник -- вышлю на "мыло". Дадите ссылку -- пусть все читают.
 
Аппарат сам встанет в крен и начнёт безопасно спиралить
Никак нет. И классический самолет, и дельта - неустойчивы по крену. То есть у них нет какого-то определенного угла крена, на котором аппарат стабилизируется. Крен будет все время возрастать, и превысит 90 градусов, со всеми вытекающими последствиями.
 
Вот GALKA прислал выложить Конспект выступления в Нефтекамске на СЛА-2015 инженер-лётчика П.П.Бреуса:

Причины лётных происшествий в легкомоторной авиации
из-за потери пространственного положения пилотом
в метеоусловиях с ограниченной видимостью.

1. Статистика, примеры. Потеря пространственного положения автором в полете на самолёте Ан-2
2. Физиология вестибулярного аппарата человека.
З. Вестибуляярный аппарат человека на земле - «ГИРОСКОП», удерживающий голову, тело человека вертикально.
4 Причины искажения отображения в пространстве системы «пилот-летательный аппарат» из-за несовершенства физиологии вестибулярного аппарата в полете и действия пилота в визуальном полете.
5. Причины быстрой потери пространственного положения пилота в условия ограниченной видимости. Необходимость перехода к пилотированию только по приборам и не верить иллюзиям, чувствам.
6. Меры предупреждения летных происшествий из-за потери пространственного положения пилотами в условиях ограниченной видимости.


В 1967 году по статистике ЯУГА, МГА в Аэрофлоте ежемесячно происходили авиакатастрофы в легкомоторной авиации (Як-12, Ми-1) из-за потери пространственного положения при пропадании в метеоусловия с ограниченной видимостью (туман, облака).
При этом в предыдущие и последующие годы в приказах МГА не отражалась главная причина( неподготовленность пилотов к полетам в таких условиях), а указывались следствия: потеря пилотом пространственного положения в полете или выставлялось причиной: нарушение пилотом своего метео минимума.
Отсутствие знаний основ психофизиологии летного труда инспекторами, расследовавшими летные происшествия по этой причине, приводило и приводит к их повторению, так как не проводились эффективные мероприятия.
Воздушный асе испанской войны Герой Советского Союза легендарный летчик Серов погиб в мирном небе Москвы при тренировке под шторками для полетов по приборам, поддавшись чувствам, иллюзиям, возникшим в коре головного мозга из-за несовершенства вестибулярного аппарата.
При неожиданном попадании в СМУ безопасно завершают полет только те, кто выполнял пилотирование только по приборам, с трудом отбрасывая информацию ложного положения летательного аппарата создаваемого вестибулярным аппаратом.
Судя по обстоятельствам гибели Ю.А. Гагарина, его катастрофа так же связанна с потерей пространственного положения при полете в облаках.
Приведу личный опыт попадания в такую ситуацию.
 
Под новый год ,30 декабря 1962 года я и еще 10 волгоградских экипажей вылетели из Краснодарского края в аэропорт Волгоград. Так как я работал в самой северной точке Тихорецке, то оказался ведущим в этом перелете.
Налету меня на Местных Воздушных Линиях (МВЛ) и на авиахимработах (АХР) был в ту пору вторым пилотом только по ПВП 700 часов, а самостоятельно командиром самолёта 300 часов При этом в практике не было ни одного даже тренировочного полёта в облаках. Личный минимум был по высоте облаков 150 метров, по видимости 2000 метров.
Заданная высота для перелёта была 100 метров. При подлете к поселку Котельниково высота нижней кромки облаков стала понижаться до 80 метров, затем 50. Пришлось снизиться до 30 метров, как, вдруг, я увидел по курсу полета металлические опоры ЛЭП высотой моего полёта. Увеличиваю режим двигателя и влетаю в серые слоистые облака.
Вот тут и началось всё неожиданное. Сразу показалось, что самолет летит чуть ли не вверх колесами и с правым креном 60 градусов.
Хорошо, что месяц назад я прочитал книгу о летчике Серове, где автор многократно повторял, что при попадании в облака: «Пилотировать самолет по приборам!» Я переключил внимание на АГД (авиагоризонт), как сейчас перед глазами силуэт авиагоризонта показывал правый крен градусов 20, а не 60, по иллюзиям. Тангаж был положительный, но небольшой, скорость 140км/ч, высота 80 метров, вариометр +2м/с. Но иллюзия та же, что самолет почти вверх колесами с большим креном, руки налиты свинцом, с усилием убираю правый крен по авиагоризонту, но перехожу в левый градусов 20, много отдал штурвала от себя. Вариометр показывает снижение, страх зацепить ЛЭП заставил взять штурвал на себя, но уже двойным движением, как учили в училище при полетах под шторками.
«Не терять скорость!»- говорил я сам себе. Держу ее 140-150 км/ч. Курс уменьшился на 40 градусов и стал 360. Кричу второму пилоту : « Держи по курсу, я по тангажу!». Авиатехник соскакивает со струбцины между нами и убегает в пассажирскую кабину.
Успокаивает появившийся голос волгоградского диспетчера, что облачность в районе аэродрома средняя 5 баллов, видимость более 10 км, постепенно двойными движениями рулей устанавливаю курс МК 40 градусов, высоту 120 метров, скорость 160 км/ч, уменьшаю режим двигателя до крейсерского. Движения стали двойные, более плавные, иллюзии менялись, постепенно исчезая, в облаках были минут 10, но показалось целая вечность. Было большое напряжение мышц рук, тяжело дышалось. Выскочили из облаков 8 баллов, облачность поднялась до средней, на душе потеплело.
После посадки на базовом аэродроме при общении выяснилось, что из 10 экипажей у 4 молодых КВС была потеря пространственного положения и с ней они справились благодаря присутствию на борту опытных проверяющих командиров. Вскоре на зимней сессию в ВАГА в Ленинграде я нашел ответы на вопросы о причинах потери пространственного положения при полете в СМУ в книге знаменитого военного летчика транспортной авиации Юнгмейстера «Основа психо¬физиологии летного труда». Об этом я вам сейчас и расскажу.
С третьего курса я стал готовить дипломную работу на тему : «Система анализа причин аварийности и выработка мероприятий по безопасности полетов в Управлении ГА». Рецензировал мою дипломную работу зам министра ГА Желудев, а министр ГА издал приказ по Аэрофлоту о внедрении мероприятий по предупреждению летных происшествий по причине потери пространственного положения пилотами в полете.
 
Физиология вестибулярного аппарата.
Упрощённо вестибулярный аппарат состоит из чаши, заполненной жидкостью. В чаше с внутренней стороны имеются реснички-рецепторы. Это датчики нервных сигналов о положении жидкость в этой емкости. Так, при вертикальном положении головы верхняя поверхность жидкости под действие гравитации расположена горизонтально и покрытые жидкостью реснички дают сигналы в кору головного мозга. Там они воспринимаются, анализируются и при вертикальном положении головы, шейные мышцы не задействуются. Одновременно, параллельно идет анализ положения головы и с помощью глаз (глазного анализатора).
При наклоне головы или всего тела влево на участке А1-АГ справа чаша остается без воздействия жидкости, а слева наоборот реснички под воздействием жидкости передают свой сигнал в кору головного мозга.
Зрительные анализаторы так же воспринимают этот наклон и от них тоже поступает информация в кору головного мозга . В результате обратной связи по нервным волокнам поступают команды к мышцам и если нет другой команды, мышцы шеи и всего тела приводят его в вертикальное положение.
При вводе летательного аппарата в вираж в визуальном полёте на жидкость, кроме сил земного притяжения действуют центробежные силы и жидкость под их воздействием перемещается в правой стороне выше в точку А2, чем при наклоне головы на земле А1. И, хотя, из коры головного мозга поступает сигнал о большем угле крена, пилот больше доверяет зрительному анализатору и спокойно не реагирует на чувственный сигнал.
При выводе летательного аппарата из крена ( как и при нулевом тангаже) в метеоусловиях с ограниченной видимостью жидкость под действием инерционных сил не успевает вернуться в земное положение А1-А1 (как и по тангажу) и заняв положение АЗ-АЗ ВЫДАЁТ ЛОЖНЫЙ СИГНАЛ С ПОМОЩЬЮ ЧУВСТВ, так называемую ИЛЛЮЗИЮ положения системы «пилот- летательный аппарат» в пространстве.
Вот почему при неожиданном попадании пилота в сложные метеоусловия в полёте необходимо перейти на пилотирование по приборам и выходить в зону с хорошей погодой, если нет допуска к полётам по приборам.
Ни в коем случае не пытайтесь пилотировать по показаниям чувств.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ ДАЁТ ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ положения летательного аппарата в пространстве!!!

Мероприятия:
1. Изучить «Основы психофизиологии летного труда» . Юнгмейстер.
2. Составить схему распределения внимания по приборам летательного аппарата и ежемесячно выполнять тренаж на земле в пилотской кабине, по возможности в полете;
3. Выполнять ежемесячные тренировки на аналогичном тренажере или на симуляторе с педалями и ручкой управления
4. Не выполнять тренировочные полеты на симуляторах с джостиком, чтоб не вырабатывать вредных динамических стереотипов в управлении самолетом без педалей.
5.Тщательно анализировать прогнозы погоды на аэродромах вылета, запасных и по маршруту полета. Во время принимать решения в полете об уходе на запасной аэродром при встрече с метеоусловиями ниже личного минимума погоды пилота,
6. При внезапном попадании в сложные метеоусловия переходить на пилотирование по приборам и уходить на запасной аэродром.

Инженер-пилот 1 класса Гражданской авиации Бреус П.П
 
Увеличиваю режим двигателя и влетаю в серые слоистые облака.
Вот тут и началось всё неожиданное. Сразу показалось, что самолет летит чуть ли не вверх колесами и с правым креном 60 градусов.
Хорошо, что месяц назад я прочитал книгу о летчике Серове, где автор многократно повторял, что при попадании в облака: «Пилотировать самолет по приборам!» Я переключил внимание на АГД (авиагоризонт),
Это что за бред?
А если бы он не прочитал книгу о Серове?

Я отучившись 10 часов и самостоятельно не налетав и сотни уже знал как вести себя при потере визуального контакта с землёй . И уже применял эти знания на практике.
А тут такое.
Я не верю что в советское время училища выпускали пилотов такого уровня. Это ужас.
 
Вот ещё, с точки зрения медицины взято здесь:

http://www.aerokazachok.ru/book/medicine.pdf

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

При давлении 760 мм рт ст. (высота 0 км) общее состояние, самочувствие человека и его работоспособность хорошие
При давлении 690 мм рт. ст. (высота 0,8 км) происходят функциональные изменения в организме, перестраивается система дыхания приспособительного характера, изменяется внешнее дыхание и условия, определяющие диффузию газов и транспорт кислорода к тканям. Увеличивается минутный объем дыхания, при незакономерном изменении частоты дыхания. Происходит недонасыщение кислородом тканей организма, увеличение объема газов в кишечнике, остаточного воздуха в легких, дыхательных путях и других воздухосодержащих полостях организма. Отмечается некоторое затруднение выполнения мышечной работы и более выраженная, чем в наземных условиях, усталость после ее выполнения. В зависимости от индивидуальных особенностей у отдельных лиц в этих условиях может наблюдаться некоторое снижение производительности и качества выполнения работ интеллектуального характера. Иногда может наблюдаться снижение способности длительного сосредоточения внимания на выполнение какого-либо задания.
При давлении 690 мм рт. ст. все изменения в организме человека в основном носят приспособительный характер или связаны с физическими законами расширения газов и являются незначительными. На этой высоте организм здорового человека хорошо справляется с указанным недостатком кислорода и сохраняет работоспособность.
При давлении 626 мм рт. ст. (высота 1,6 км) происходят дальнейшие изменения. Все изменения в организме усиливаются. Уменьшается световая чувствительность глаз. Ухудшается пространственное зрение. Значительно увеличивается частота дыхания, легочная вентиляция и сердечная деятельность. Минутный объем дыхания возрастает. Некоторыми людьми отмечается ощущение дискомфорта, происходит некоторое снижение интеллектуальной работоспособности, возникают затруднения в выполнении мышечной работы, иногда сопровождаемой одышкой.
 
Назад
Вверх