ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ - 2012: восстановление миграции стерхов с помощью дельталетов

d_v

Откуда
Москва
Популяция белых сибирских журавлей (стерхов) в низовьях Оби находится под угрозой полного исчезновения. Ситуация во многом напоминает ту, что сложилась с похожим на стерха белым американским журавлем в 1930-годы, когда во всей Северной Америке осталось всего 14 особей этой некогда широко распространенной там птицы. Американцам понадобилось более 60 лет, чтобы предотвратить угрозу исчезновения этого вида. В 1991 году орнитологи нашей страны, используя опыт и поддержку американских коллег, начали работу по восстановлению западносибирской популяции стерха.

Для обучения выращенных в питомнике птиц маршруту перелета на зимовку в 2006 году было решено использовать мотодельтапланы. Этот проект получил название "ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ".
В 2012 году продолжены работы по проекту искусственного восстановления миграции сибирских журавлей, прилетавших ранее на гнездовья в низовья Оби.

(Все фото и видео материалы -(С) Дмитрий Волгин, если в подписи явно не указан другой автор)
 

Вложения

  • 570-1727-m.jpg
    570-1727-m.jpg
    94,5 КБ · Просмотры: 171
Технология процесса такова.
В питомнике редких видов журавлей Окского заповедника обитает несколько пар стерхов. Ранней весной от них получают яйца и забирают их в инкубатор, так как птенцы не должны в момент вылупления увидеть своих настоящих родителей.
Когда стершата появляются на свет, первое, что они видят - это человек в белом костюме и шлеме с черным стеклом, скрывающем человеческую фигуру и лицо. Этот образ запечатлевается в их сознании как образ родителя. Одновременно с этим птенцы видят и мотодельтаплан - они должны испытывать к этому аппарату полное доверие.
Журавлята повсюду следуют за человеком в костюме, инстинктивно ожидая от него пищи и безопасности.
 

Вложения

  • IMG_0569-m.jpg
    IMG_0569-m.jpg
    106,4 КБ · Просмотры: 180
  • IMG_0536-m_001.jpg
    IMG_0536-m_001.jpg
    67,5 КБ · Просмотры: 182
Когда молодые птицы начинают делать первые подлеты, к делу подключаются пилоты.
Первая стадия тренировок - приучить журавлей к дельталету, сделать так, чтобы аппарат, как с заглушенным, так и с работающим двигателем, воспринимался птицами не просто как безопасный объект, а как объект, дающий вместе с "родителем" пищу и защиту.
Критерием успешной адаптации являться то, что птицы решают устроиться под крылом дельтика на послеобеденный сон.
 

Вложения

  • IMG_1482-m.jpg
    IMG_1482-m.jpg
    94,5 КБ · Просмотры: 179
1. Есть проект, и люди, которые посвятили ему значительное количество усилий (для размышления - на Ямале далеко не каждый день так солнечно и безветренно, как на этих фото, а стерхи - далеко не самые милые и послушные создания в животном мире).
2. Есть Путин со своими причудами.

Эта ветка про 1, а не про 2.
 
Сначала птенцов приучают следовать за дельталетом, который, с работающим двигателем, с небольшой скоростью рулит по полосе. Основной стимул - пища, которую птенец может получить из клюва "родителя", если будет идти за аппаратом.

Здесь пилот должен быть очень внимателен. Отвлекаясь на то, чтобы подцепить из банки в кармане норовящую выскользнуть из "клюва" лягушку или кусок рыбы, можно задавить еще маленьких, непредсказуемо перебегающих с место на место журавлят колесами телеги.
 

Вложения

  • 330-10-m.jpg
    330-10-m.jpg
    90,5 КБ · Просмотры: 179
Птенцы растут очень быстро, и вскоре они начинают бегать на своих длинных ногах с приличной скоростью. Для пилота рулежки превращаются в пробежки. Молодые стерхи обнаруживают, что если бежать быстро, то очень удобно для равновесия размахивать крыльями. А если размахивать крыльями быстро, то ноги отрываются от земли - и стерхам это нравится, хотя на первых порах после отрыва от земли птицу частенько заваливает набок или на хвост. На самом деле, первые подлеты птенцов очень напоминают первые подлеты со склона начинающих дельтапланеристов - "все мы одной крови (с)".
Но птицы набирают летный опыт на порядок быстрее - 3-4 дня, и после разгона аппарата до 30 км/ч рядом с крылом прыгающего по кочкам дельтика вполне прилично летят молодые стерхи. Затем более или менее выровненный лопатами участок лесотундры заканчивается, и приходится тормозить. Птицы послушно садятся рядом.
 

Вложения

  • 340-5440.jpg
    340-5440.jpg
    134,6 КБ · Просмотры: 183
Техническое отступление.
Основное отличие русского проекта восстановления миграции от американского состоит в полном отсутствии дорог в районе работ. Зато присутствует множество больших рек и густая сеть проток между ними.
Поэтому  эскадра вспомогательных судов разного калибра - обязательный реквизит проекта. Флагманом эскадры является, понятное дело, авианосец, в качестве которго выступает аппарельная баржа - "аппарелька". Осадка в 20 сантиметров и длинная подъемная аппарель радикально облегчают решение всех логистических задач на этих мелких протоках с низкими берегами из вязкого ила, которые так любят журавли за их непроходимость для хищников.
Грубо говоря, если в вашем распоряжении есть "аппарелька", то для высадки в любом месте вам будет достаточно подтянуть болотные сапоги до пояса.
 

Вложения

  • 553-0918-m.jpg
    553-0918-m.jpg
    76 КБ · Просмотры: 177
птенцы не должны в момент вылупления увидеть своих настоящих родителей.
Почему?
Настоящие журавли/родители не смогут выкормить и научить летать своих птенцов?
 
Эта популяция была практически вся уничтожена за время освоения людьми богатств Западной Сибири. Настоящие родители всю свою жизнь живут в вольере питомника, никогда не летали по маршруту миграции, и не знают его. Передача от поколения к поколению журавлей знаний о безопасном маршруте миграции прервалась, сам безопасный маршрут в силу политических и экономических изменений стал другим. Сейчас жители некоторых стран и районов, через которые раньше без проблем пролетали стерхи, рассматривают большую птицу только как источник необходимого им для выживания мяса. Сейчас только люди могут показать безопасную дорогу птицам.

Следующие фото - вечером.
 
Честно говоря, да,  для подавляющего большинства участвовавших в проекте людей, потративших на это кучу своего времени, усилий, и сроднившихся за это время с птицами, весь этот балаган доставил много отрицательных эмоций. Так что запись в блоге Маши мне понятна и близка.

Однако же, здесь пилотский форум, и мне хотелось бы здесь рассказать о летно - технической стороне проекта, если это конечно, интересно уважаемым форумчанам.
Или всем хочется только повыплескивать эмоции?
 
Да, интересно  послушать чисто техническую сторону дела.
как будет орагнизованы полёты?  увеличивающиеся по времени с возвращением на базу?
а сам перелёт? сколько посадок? и на какое время он планируется?
 
На сколько мне известно, из другого-не политизированного  источника, Западно-сибирская популяция стерхов истреблена полностью, а те 20 - это "домашние птицы", Которых, теоретически, есть шансы натренеровать на маршрут, и то, если уже при естественном важаке сопровождать боевым вертолётом.
Если эту стаю не охранять как президента,то  далеко она не улетит, кстати одну партию уже отпускали, которую на первом же месте промежуточной посадки и расстреляли "охотники".
 
Вокруг этой затеи присутствуют какието палитические пиар движняки,   препятствующие истинному стремлению истинных орнитологов к результату.
Как я понял, "каждый" пытается сорвать свои "дивиденты", доставляя орнитологам массу проблем.
Вот теперь  и Путин...  но есть надежда, что он услышит орнитологов.
 
При  полётах за важаком каждая последующая птица пристраивается в область восходящей фазы фихря, сходящего с края крыла, а в случае с дельтапланом  вообще халява.
На некоторых видео это демонстрируется.
 
Давайте по порядку.
1. Истреблена ли полностью или неполностью западно-сибирская популяция - это чисто научный спор двух школ орнитологов. Проверить это со 100% достоверностью никак невозможно - площадь тамошних болот примерно миллион квадратных километров, и вся авиация мира не сможет в разумный срок провести там достоверную поисковую операцию. Вспоните, как искали недавно АН-2 неподалеку, а стерх поменьше будет.
2. "Те 20" - это последняя более или менее обоснованная последняя оценка численности природной популяции, которая делалась 10 лет назад. После этого таких оценок не было. В неволе стерхов живет гораздо больше, чем 20.
3. "Одну партию уже отпускали, и ее расстреляли охотники" -  хм, даже не знаю, откуда такая утка...
Партии выращенных в питомнике журавлей выпускают почти каждый год уже лет 20, т.е. было уже выпущено этих партий штук 15, всего под сотню особей. К сожалению, за дальнейшей их судьбой проследить не удается по техническим причинам (кроме пары-тройки птиц, по ошибке застреленных хантами, которые приходили в лагерь экспедиции каяться в этом), что и порождает в научном сообществе разногласия об эффективности этого проекта.
Проводка по безопасному маршруту как раз и призвана увеличить выживаемость птиц. Однако процесс это в тех краях оказывается очень сложным, затратным и рискованным, поэтому нет никакой гарантии, что в какой-то разумный срок, хотя бы лет через 30-40, удасться достичь успеха в восстановлении этой популяции. International Crane Foundation, к примеру, в последнее время скептически относится к данному проекту и перестал его поддерживать.

С другой стороны, я лично наблюдал то, что проведение этих работ сильно сказывается на изменении восприятия проблемы охраны птиц местным населением. В тех краях ружье есть у каждого, и рефлекс при виде большой птицы выработан с детства. Этот проект оказывает большое влияние на рефлексы приобских жителей, поверьте.
Если только это и будет основным достигнутым результатом, это уже очень и очень хорошо.
 
А вы можете пояснить правда ли орнитологи по стране "передрались" на почве этой затеи? Почему?
 
Не знаю, я же не орнитолог 🙂
Ученые вообще всегда несогласны друг с другом, это нормально.
А вам почему это важно знать?
 
Стерхов найти легче чем Ан-2, потому что места их гнездования были известны. При неоднократном их обследовании за несколько  последних лет не обнаружено никаких признаков жизни Стерхов. Другие птицы при этом там  есть.

15 партий выпущено... КУДА? Ктото из сотни вернулся?
Я тоже слышал что работа идёт, но стерхов выпускают внекуда, они разбредаются по просторам, теряются, и умерают от морозов кого не съели ханты, потому что незнают что вообще надо лететь кудато и куда тоже незнают. Вся надежда на данный проект, но про его  Российских выпускников я пока ничего не слышал.
Поправьте пожалуйста если источник недостоверный.
 
Назад
Вверх