ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ - 2012: восстановление миграции стерхов с помощью дельталетов

То что делаете, очень интересно и увлекательно. Но по моему мнению- не увеличит популяцию этих красивых птичек. Очень трудно и сложно помогать природе, гораздо проще не мешать ей и не гадить(последнее касается всего цивилизованного человечества)
Очень хочется верить, что результат трудов этой команды все-таки будет достигнут!
 
места их гнездования были известны. При неоднократном их обследовании за несколько последних лет не обнаружено никаких признаков жизни Стерхов
Абсолютно точно, но это говорит только о том, что в тех 2 болотах, где 20 лет назад жили несколько случайно обнаруженных пар стерхов, они больше не живут. Про остальной миллион квадратных километров болот это ничего не говорит. С другой стороны, эти птицы последние годы перестали регистрироваться на пролете через ключевые зоны пролета мигрирующих в Западную Сибирь птиц, и это куда более тревожный признак.
Я тоже слышал что работа идёт, но стерхов выпускают внекуда, они разбредаются по просторам, теряются, и умерают от морозов кого не съели ханты, потому что незнают что вообще надо лететь кудато и куда тоже незнают.
Хантам вообще проблематично съесть умирающих от мороза стерхов, потому что выпускают стерхов на волю на 1000-2000 километров южнее тех мест, где живут ханты - в Армизонском или Астраханском заказнике. Стерхов при выпуске чаще всего внедряют в стаю пролетающих на юг серых журавлей.
Потому что я тут живу и не разу не видел этих красавцев-гигантов, а хотелось бы, родня всётаких.
Понятно, прошу прощения за мой сарказм. Увы, единственный реальный шанс сейчас увидеть их в природе - это поехать на север Якутии. Восточно-сибирская популяция пока что в удовлетворительном состоянии - около 2000 особей по оценкам.
 
Хотелось бы знать, какой площади крыло на мдп? Наверное, увеличенной, чтобы снизить полётную скорость. Видно, что поперечена предельно отпущена (увеличена геом крутка), что также снижает минимальную скорость.
 
У Валентиныча крыло есть в производстве "Небо-19". Скорее всего это оно.
проведение этих работ сильно сказывается на изменении восприятия проблемы охраны птиц местным населением.
И не только местным населением. В последнее время с приятным удивлением замечаю, что экологическая грамотность и культура молодёжи становится заметно выше. Сам даже стал брать с них пример: мусор привожу из леса в город, в контейнер. Правда, только свой пока. Пока не собираю за другими. Не дорос, видно до осознания.
А вот в провинции чем дальше -- тем больше стихийных мусорных свалок.
Поэтому считаю, что любое экологическое воспитание на пользу. В том числе и полёт президента в рамках орнитологического проекта. Пусть летает. :-/
 
Продолжим историю.
После того, как стерхи осваивают скоростные пробежки со скоростями до 40 км/час, начинаются сложности, связанные с разными минимальными скоростями полета. Взрослые журавли легко летят с воздушной скоростью в диапазоне от 30 до 70 км/час, но диапазон летных скростей птенцов в течение первого месяца гораздо уже. 35-38 км/час для них является типичной крейсерской скоростью, быстрее которой им разогнаться проблематично, особенно в наборе высоты.
В связи с этим, типичным аппаратом, применяемым для первоначального обучения журавлей в зарубежных проектах, является одноместная тележка типа Air Creation Racer или аналогичная, со скоростью сваливания порядка 35 км/ч. В проекте ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ, в силу ряда обстоятельств, применяются телеги Поиск-06 со стандартным крылом Небо-18, со скоростью сваливания около 50 км/ч.
В реальных условиях при взлете с журавлями такой дельтик отрывается от земли на скорости не менее 57-60 км/ч. Это приводит к тому, что большинство птенцов не в состоянии следовать за аппаратом в процессе взлета.
[media]http://www.youtube.com/watch?v=aXXiSWHqmLw[/media]
(Видео - Александр Бирюк)
 
Техническое отступление.
  Вообще говоря, дельталет не является оптимальным летательным аппаратом для обучения миграции именно журавлей. Дело в том, что журавли при естейственной миграции используют планирующий полет. В отличие от гусей, при работе с которыми в 1986 году у Билла Лишмана и родилась идея проводки птиц с помощью дельталета, журавли используют не дельталетную технику перелета, а планерную.
  Гуси, как и дельталетчики, летят с постоянной скоростью на небольшой высоте, постоянно гребя крыльями воздух. Полуденные термики не нужны им и только мешают.
  Журавли - совершенно другое. Их техника перелетов до малейших деталей совпадает с техникой маршрутных соревнований планеристов. Журавли могут часами расхаживать по земле, поглядывая в небо и ожидая попутного ветра на эшелоне, затем внезапно сняться, найти мощный термик, не торопясь набрать в нем пару километров высоты, затем в конфигурации максимального качества просвистеть до следующего термика, и так целый день. Дневной перелет естейственно мигрирующей стаи при удачном стечении обстоятельств может быть до 1000 километров. Правда после этого дня журавли могут дней 5 пастись в болоте, вообще ни разу не взлетев. Ну точно как спортсмены - парители 😉

Причина, по которой в журавлиных проектах, как в Америке, так и в России, применяются именно дельталеты, проста: техника их применения за последние 25 лет отработана на других видах птиц до совершенства.
Понятно, что средний пилот не способен выдержать дневной перелет журавлей в режиме прыжков с термика на термик. Анжело д'Арриго в 2002 году хотел попытаться применить эту технику для стерхов, но 3 недели непрерывных дождей в самый ответственный момент начала миграции подкосили идею.
Анжело удалось только сделать несколько коротких полетов - на аппарате, пригодном для обработки  термиков, но все еще в режиме машущего (для журавлей) полета.

(Фото: Дирекция Окского заповедника)
 

Вложения

  • Angelo-flies-with-cranes-3-m.jpg
    Angelo-flies-with-cranes-3-m.jpg
    207,3 КБ · Просмотры: 164
Читал, что сейчас появляются механические "птицы" с машущими крыльями и с радиоуправлением. Может быть их начнут применять когда-нибудь? Такой вот беспилотник в мирных целях. А управлять с самолёта какого-нибудь, летающего в сторонке или выше/ниже.
 
Как выяснилось, более года президент России выкраивал в своем графике время для уроков управления мотодельтапланом. В.Путин сообщил, что приобрел аппарат на собственные деньги, и обещал передать его ученым, чтобы они использовали машину в работе. Он также рассказал, что все это время тренировки проходили в центральной части России, недалеко от Москвы, отметив, что штурвал истребителя ему давался легче.

"Мне просто пилот передал джойстик, я сделал пару движений, бочку под его руководством. Но здесь техника гораздо более чувствительная. Если начинает потряхивать, адреналинчик сразу повышается. Но очень интересно, красиво. Действительно приятное впечатление", - поделился он.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/06/09/2012/668192.shtml

Выходит, эта Дельта (П-6) личная ВВП?

В.Путину предстояло провести первый тренировочный полет для птенцов-стерхов, и глава государства успешно справился с поставленной задачей, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные в заповеднике. Стоило президенту взмыть в воздух, и пять журавлей устремились за главой государства, пишет "РГ". Однако затем только две птицы сопровождали дельтаплан: остальные, видимо, от недостатка сил отстали.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/politics/06/09/2012/668130.shtml

Да. Поиск-6 видно слишком скоростной аппарат для журавлей, не угонятся они за ним на маршруте. Почему так поздно поняли? Неужели раньше не могли понять, даже не самостоятельно, а исходя из мирового опыта. что для этих целей подходит только одноместный МДП? 

На самом деле, наверное, лететь будет что-то одноместное с Фоксом или Дискусом. Но они украинские, как решат эту проблему?
 
сейчас появляются механические "птицы" с машущими крыльями и с радиоуправлением. Может быть их начнут применять когда-нибудь? 
Может быть, но явно не скоро. Эта механическая птица, кроме того, что летать, должна будет уметь долго ходить с птенцами по болотистой местности, отгонять бродячих собак, носить в вольеру ведра с водой и мешки с комбикормом, и многое многое другое... И самое главное - видеть птенцов, избегать столкновений с ними, и уметь делать это много часов подряд без поломок и дозаправок.
Нереализуемая задача для современного уровня развития техники. Пока.
 
Дима, во первых спасибо за спокойный и обстоятельный рассказ, из которого понятно где дело, а где PR.

Анжело д'Арриго в 2002 году хотел попытаться применить эту технику для стерхов, но 3 недели непрерывных дождей в самый ответственный момент начала миграции подкосили идею.
Анжело удалось только сделать несколько коротких полетов - на аппарате, пригодном для обработкитермиков, но все еще в режиме машущего (для журавлей) полета.

Слушай, так я не разберусь тогда - из книги Анжело я понял так, что журавлей он довёл чуть ли не до Казахстана. Это так и просто время вылетов сместили в связи с дождями? Или как?
 
D_v, а не пытались ли внедрить стерхов в стаю серых журавлей? Или в этом нет смысла, так как серые журавли тоже летят над опасными местами? Может, лучше было сначала потренироваться на серых журавлях? Что Вы об этом думаете?
 
из книги Анжело я понял так, что журавлей он довёл чуть ли не до Казахстана. Это так и просто время вылетов сместили в связи с дождями? Или как?
Дела обстояли так, как я написал выше. Книги Анжело - это все-таки  художественные произведения... Очень живо читающиеся, кстати, и в основе каждой истории в них лежат реальные факты.
 
не пытались ли внедрить стерхов в стаю серых журавлей? Или в этом нет смысла, так как серые журавли тоже летят над опасными местами? Может, лучше было сначала потренироваться на серых журавлях? 
Приятно встретить понимающего человека!
  Да, как раз все эти годы, что идет проект, работы как раз и заканчиваются попыткой внедрения выращенных стерхов в стаю серых. Как раз в Армизонском и Астраханском заказнике это обычно и происходит, т.к. в момент выпуска стерхов именно через эти территории пролетают многотысячные стаи серых журавлей.
  Кроме того, специально выращенных в питомнике серых журавлей используют как "лидеров" для стерхов и по ходу обучения полетам. Серые - на порядок более послушные и предсказуемые птицы по сравнению со своевольными и злобными стершатами. Однако, если серые в группе чуть старше, то стершата как правило признают их лидерство.
На фото - пара серых как лидеры пары стерхов на Ямале в 2006 году.
 

Вложения

  • 340-7017.jpg
    340-7017.jpg
    108,6 КБ · Просмотры: 158
Это обнадёживает. Как я понимаю, можно бы было провести группу из лидеровщиков серых и ведомых стерхов по заданному маршруту, а потом - сами.
 
Эта механическая птица, кроме того, что летать, должна будет уметь долго ходить с птенцами по болотистой местности, отгонять бродячих собак, носить в вольеру ведра с водой и мешки с комбикормом, и многое многое другое... 

Ну у Вас ведь тоже не дельталёт от собак отбивается и корм раздаёт... Хотя я совсем не специалист в этом, могу ошибаться. Просто идея пришла в голову про "механических птиц".
 
  Сейчас птенцы при вылуплении импринтируются на человека в белом костюме. Затем этот человек воспринимается как родитель, и может спокойно раздавать корм, отгонять собак, и летать на дельте. При этом механическая птица будет восприниматься как угроза.
  Если, как вы предлагаете, импринтировать птенцов на механическую птицу, то отгонять собак и раздавать корм придется ей, как родителю. Потому что человек в белом костюме (теперь уже не похожий на родителя) будет восприниматься как угроза.
 
Я не предлагаю, так как не специалист. Просто по типу "пусть безумная идея". Очень интересно Вы рассказываете. Т. е. получается, что если "человек в белом" как родитель, то птица ему доверяет и следует за ним даже если "белый человек" садится на дельталёт? Естественно, когда, как Вы пишете, дельталёт птице "представлен" "родителем".

А почему именно дельталёт а не какой-нибудь мотопланер, если, как Вы пишите, паряшие перелеты более характерны для журавлей?
 
vladk, мотопланер слишком быстро летит. Идеальная безопасная скорость полёта 40 км/ч.
 
@ vladk: На мотопланере затруднительно маневрировать по кочкам между хаотически разгуливающими по земле птенцами. Кормить с него птиц "клювом" тоже непонятно как. Попробуйте полетать на мотопланере по лесным полянам: мотопланер не взлетит с короткой площадки, и не сядет на пляж с сильным уклоном. Мотопланер тяжелый и завязнет в мокром грунте. И что пилот будет с этим делать посреди тайги? Наконец, сравните стоимость этих аппаратов и их ремонтопригодность в экспедиционных условиях.

Продолжим.
  После того, как птицы начинают взлетать за дельталетом, делать круг, и возвращаться на площадку к севшему перед ними аппарату, начинаются проблемы, связанные с разницей аэродинамического качества птиц и дельт.
Птенцы, по моим наблюдениям, не имеют никакой врожденной программы управления аэродинамическим качеством. Первые их полеты очень забавны: ноги болтаются снизу туловища, пальцы растопырены, шея изогнута куда попало. Однако, журавли очень быстро замечают, что если вытягивать шею вперед, а ноги назад, то лететь становится гораздо проще.
По моим прикидкам при наблюдениях за планирущими на малой высоте стерхами, аэродинамическое качество вытянувшейся "в струнку" птицы не меньше 15 (Google говорит - 16).
  Посадка в заданную точку с таким высоким качеством - дело непростое. Поначалу стерхи сильно перелетают расчетную точку, и могут, например, плюхнуться в реку при явном расчете на берег. Выброшенные в посадочной конфигурации вниз ноги с растопыренными пальцами - хороший воздушный тормоз, но недостаточно эффективный. Однако, через пару недель, методом проб и ошибок птицы открывают для себя способы радикального уменьшения качества - любые придуманные человеком спойлеры и закрылки отдыхают по сравнению с тем, в какую фигуру может скрутиться журавль, если ему надо быстро погасить полную энергию.
В конфигурации на фото К не более 1,5.
 

Вложения

  • IMG_0773-m.jpg
    IMG_0773-m.jpg
    38,2 КБ · Просмотры: 154
Назад
Вверх