Полёты по ДВ (и не только)

Thread moderators: smixer
Дальше будет несколько мелких зарисовок, большую часть из которых можно озаглавить как "хроники упадка".
Большинство хабаровских мелких авиаторов базируется на бывшем военном аэродроме "Калинка", от которого нам досталась примерно половина полосы и одна рулёжка. Всё остальное или уже расхищено или планомерно уничтожается военными, которые каждый год проводят там учения и "подготовки к параду", где тяжёлая техника утюжит и крошит ещё сохранившиеся плиты.
На ближайший к нам также бывший военный аэродром "Обор"я иногда катаю знакомых, посмотреть сверху на осколки бывшей великой империи. К сожалению подсесть там нельзя, сейчас увидите почему.
 
По прямой в направлении юго-востока до Обора всего 40км, местность равнинная и болотистая, горы начинаются чуть дальше. Но приходится немного обходить запретную зону танкового полигона, хотя с этой стороны она всё равно никогда не используется. Поэтому лететь километров 50..

CIMG9292.JPG
 
Разобрать панельные строения - задача несомненно сложнее, но не сомневаюсь, что и она со временем будет успешно выполнена. Ломать - не строить.

CIMG9297.JPG
 
Аэродром был построен ещё во время ВОВ силами Главного Управления Аэродромного Строительства "ГУАС НКВД СССР", ориентировочно к осени 1942 г.
Помимо строительных батальонов в строительство привлекали мобилизованных местными органами власти колхозников, а также военнопленных и приговоренных к исправительно-трудовым работам осуждённых.
В кратчайшие сроки была построена взлётно-посадочная полоса длинной 1000 метров и шириной около 80 метров, включавшая в себя стояночные места для самолётов. Для ускорения строительства покрытие аэродрома было выполнено из гексагональных бетонных плит т.к. их можно было укладывать на малоподготовленный грунт с минимальным балластом и грейдерованием. Кроме того, в случае бомбёжки аэродром с таким покрытием ремонтируется гораздо быстрее т.к. гораздо проще заменить несколько небольших шестиугольных плит, чем большие прямоугольные плиты, которые укладываются только на подготовленные подошвы. Вероятнее всего эту технологию в СССР подсмотрели у немцев ещё до войны.
Там по очереди базировались полки бомбардировщиков СБ и Пе-2, а в конце 70-х - вертолётный полк на Ми-24 и Ми-8, переброшенный туда к началу Китайско-Вьетнамской войны. В 1994 г. после подписания соглашения с Китаем о отводе войск из 100 километровой демилитаризованной зоны, полк был расформирован.
В том же году на "Обор" была передислоцирована 8-я вертолётная ОСАЭ с аэродрома "Гаровка" и в 1998 г. расформирована, после чего аэродром был заброшен.
После того как аэродром был заброшен, его территорию несколько лет использовали для утилизации различных старых боеприпасов с близлежащих арсеналов методом подрыва. После многочисленных жалоб жителей посёлка Обор, расположенного чуть более чем в пяти км., утилизацию боеприпасов перенесли в другое место.
Так теперь выглядит бывшая ВПП изрытая воронками от взрывов.

CIMG9299.JPG


CIMG9300.JPG


CIMG9301.JPG


CIMG9302.JPG
 
К сожалению грустные картины сегодняшнего хаоса и вставания с колен, слишком хорошо становятся видны именно с бортов авиации общего назначения - разваленные заводы, убитые дороги, брошенные деревни.. Возможно это так же одна из причин нелюбви нынешней власти к нам, маловысотным летателям. Уж слишком очевидны сверху многолетние усилия воров, которые ничего кроме зоны и свалки созидать не умеют 🙁
Впрочем мы этого достойны.
Вадим, спасибо, за интереснейшие фоторассказы!
 
Спасибо за повесть о полете(перелете) из точки где рождается Солнце .Вы молодцы!🙂👍
 
Вадим Анатольевич давай не ленись пиши дальше, а то взял моду по два дня ничего не выкладывать.
 
Каюсь брат, твоя правда. Как говорил майор Пэйн «вот уже три дня никого не убивал»...
Тогда начну с корней. Использую как заготовку старый полустёртый отчёт с саона.
Тогда я ещё только начинал как частный пилот, и аоновские масштабы ещё не уложились в моей голове. Раньше Ан-2 казался мне несерьёзной букашкой, а теперь, платя за бензин из своего кармана, пришлось думать - взять 6-местный самолёт или всё же ограничиться 4-местным. Но всё было новым, интересным, движуха шла по нарастающей, бизнес тоже потихоньку рос. Было немного странно осознавать, что те самолёты из иностранных каталогов, на которые ты засматривался в юности теперь можно не только потрогать руками и даже полетать, но и вполне по силам купить. Хотелось летать далеко, с компанией и багажом (или хотя бы бензином на обратную дорогу). Поэтому после довольно длительного изучения вопроса я остановился на Piper PA-32 Cherokee Six. Отчёт по самолёту можно посмотреть здесь Piper PA-32 Cherokee Six/6X/Lance/Saratoga/ - Малая авиация России. Обучение на Пилота-любителя. Обсуждение самолётов. Регистрация.
Первые опыты показали, что в принципе летать можно, но осторожно, т.к. состояние многих местных площадок и даже аэродромов оставляет желать лучшего.
Ниже пару кадров полосы вполне себе официального аэродрома Самарга на берегу Татарского пролива, куда мы осуществляли первые относительно дальние перелёты.

CIMG5647.JPG


CIMG5649.JPG
 
Дальше будет немного цитат пользователя Buddu,вперемежку с моими комментариями и фотографиями:
"Где-то на бескрайних просторах сурового Охотского моря находятся удивительные по красоте острова. Там среди айсбергов плавают стада китов, гоняются за тюленями хищные касатки, по берегам бродят медведи и стоит многоголосый птичий щебет, с гор низвергаются водопады, а реки полны всевозможной рыбы. Эти загадочные острова называются Шантарским Архипелагом. Многие мечтают попасть на Шантары, но путешествие туда очень трудное и опасное...
О ТРУДНОСТЯХ И ОПАСНОСТЯХ.

Мысль попасть на Шантары водилась в наших головах достаточно давно. Среди знакомых мне людей было несколько человек, которые посещали этот чудный край, посвящая подготовке к такому путешествию много времени, сил и средств. Каждый из них возвращаясь оттуда, привозил часы видео и гигабайты фото. Ну и впечатления и прочие восторги, непременно выходящие наружу при попадании в организм некоторой дозы горячительного в понимающей компании.
Каждое такое повествование было полно рассказами о трудностях морских переходов на резиновых плавсредствах, скоростных течениях, штормах, отливах, туманах, льдинах, вьючно-носильных переходах и прочем героизме, несвойственному среднему обитателю стеклянно-бетонных джунглей. В глазах любого, кто хоть иногда выбирается с удочкой за пределы города, побывавший на Шантарах человек, приобретал дополнительные +100 в карму и +500 экспириенса.
По слухам (впоследствии подтвердившимся) на Шантарах имелась ВПП для приема неизвестных самолетов. Достоверно известно было, что 22-23 года тому назад на Шантарах садился самолет Ан-2. Ориентировочное местонахождение полосы было внимательно изучено при помощи сервиса ГуглЗемля. Ну… Где-то там…" (с)

В общем Шантары считаются в наших краях этаким мини-полюсом недоступности. На это накладываются сложные погодные условия этого места и полное отсутствие инфраструктуры. Поэтому с покорения островов мы и решили начать пиар-компанию АОН на Дальнем Востоке.
Подготовка к полёту включала в себя заброску пары бочек топлива на какой-нибудь промежуточный аэродром. Таковым был выбран Бриакан, поскольку именно там располагалась удалённая база дружественной нам компании. С этого аэродрома уже давно летали только вертолёты и последствия этого мы ощутили на себе чуть позже. Вторым пунктом плана было дождаться устойчивого антициклона, который к нам приходит ближе к осени.
Тем временем на Хабаровский край обрушилось самое крупное наводнение за всё время метеорологических наблюдений. Пойма Амура стала похожа на море с редкими островками, автодорогу Хабаровск - Комсомольск в нескольких местах смыло, а жители этих двух городов героически строили дамбы для защиты жилых домов. В Комсомольске уровень Амура превысил минимум на 10+ метров.
Ниже фото ближайшего к нашему аэродрому населённого пункта Князе-Волконка, на краю которого течёт небольшая речка Сита, шириной обычно от силы десяток метров.

CIMG5658.JPG
 
Сам Амур превратился к тому времени в огромное озеро с торчащими тут и там островками деревьев, столбов и строений. Ниже фото местности, в которой обычно нет совсем никакой воды, русло реки течёт вон за тем холмом посредине снимка.

CIMG5688.JPG
 
В такой обстановке мы и начали свой маршрут. Планы подавали заранее, благо отсутствие СЛГ тогда ещё не являлось препятствием к официальным полётам.
Buddu:
"Подача плана полета вызвала некоторый переполох в органах, потому как в краю редких вертолетов Ми-8, вдруг вознамерился объявиться «гражданский, легкий, быстрый, одномоторный, без КВ, со знанием ФАП», что особенно усложняет жизнь тех, кто привык за немалые деньги спать на рабочем месте. Все инсинуации по этому поводу были пресечены на корню, однако, как оказалось, поданный за сутки план полета, звонок во внетрассовый сектор и получение условий за 10 минут до вылета, отработка в течении 15 минут после взлета с Тереком, Хабаровск-кругом, Хабаровск-районом, Хабаровск-контролем и получения кода ответчика с подтверждением отметки на радаре ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что кто-то ТАМ (х.з. где) знал что борт летит туда, куда запланировал, за что была попытка выпороть меня по телефону после промежуточной посадки в Бриакане за полет без связи(!!!). Кроме всего прочего, по-прежнему вызывает удивление полеты по прямой, без прохождения неведомых мне точек, не отмеченных даже на УКЛ.
(Ленинское отступление. Устав от постоянных пререканий в эфире с диспетчерами, требующих доклад прохождения неведомой мне #$йни, я без всяких сантиментов стал просить подсказать мне, где по моему маршруту находится эта самая #$йня, поскольку на карте ее не вижу. Заканчивалось это всегда одинаково, просили время входа/выхода зоны по маршруту без привязки к неизвестно чему, что элементарно выполняется при помощи джойстика 695го гармина) "
Внизу кусок автодороги Хабаровск-Комсомольск, в спешке укрепляемый отсыпкой скальника.

CIMG5709.JPG
 
Buddu;
"Посадка в Бриакане для дозаправки, кроме разговоров на повышенных тонах с внетрассовым сектором с взаимными посыланиями на ФАП и бросаниями трубок, примечательна тем, что аэродром для приема самолетов малопригоден. Длина, состояние полосы очень сильно не фонтан, с обоих торцов лес, с одного еще и гора, перетянуть которую не хватит никакого мотора. В общем, мое мнение, до приведения полосы в божеский вид использовать ее для промежуточной посадки небезопасно. Рядом замечательная Полина Осипенко, следующий раз – только туда. Но у нас там было заранее заброшенное топливо, кроме всего прочего, опыт взлета с выпуском закрылков в последний момент на 25 градусов имелся, ну и Чероки – самолет, который может гораздо больше, чем можно о нем подумать. "(с)

На снимке Сергей Сергеич занимается выяснением отношений с внетрассовым.

CIMG5718.JPG


CIMG5721.JPG
 
Аэродром Бриакан, как и все бывшие деревенские аэродромы советской эпохи когда-то связывал одноимённый посёлок с "большой землёй". И зарос бы травой как больинство из них, но оказался удобен как промежуточная база для работы вертолётов на севере края. Во время нашего посещения там базировалась авиакомпания "Авис-Амур". С одной стороны это было неплохо - трава была аккуратно пострижена, перрон частью отсыпан пескогравием, а стоянки даже покрыты металлическими разборным плитами. Зато сама ВПП была изрыта колеями от рулящих и взлетающих по-самолётному вертолётов. Поэтому над траекторией следовало серьёзно поразмыслить.
Buddu:
"На Шантары. Заправившись в Бриакане под пробки (84 галлона), плюс пара канистр (8+6 галонов), 4 человека (310 кг), палатки-ружья-еда (45 кг), запасной АКБ, шланг с насосом, бензопила, и всякая мелочевка без счету, хором всявшись за собственные тестикулы
;-)
мы «взмыли» в направлении мечты туриста-рыболова-охотника. В плане стояла разведка места для возможной посадки (в вероятность которой мало кто верил) и посадка в Чумикане для встречи с местными жителями и прочими возлияниями. Полет над горами, морем, отливом, островами, попытки розыска китов и прочие прелести полетани описывать не буду – увлекательно и интересно."
Ну а я попробую всё же описать и добавить немного фото.
Твёрдого плана осуществить посадку у нас не было, а запас топлива позволял спокойно покружившись улететь в Чумикан или даже вернуться обратно в Бриакан. Я вовсе не собирался рисковать самолётом на краю земли и даже вполне трезво оценивал вероятность посадки в 20% максимум, да и то только после тщательного обследования места посадки с воздуха.
На карте маршрут с предполагаемым уходом на запасной а/д Чумикан.

Шантар route.png
 
Да, всё брошено.Удручающие кадры. Вот она жизнь после СССР.
 
Назад
Вверх