Полёты по ДВ (и не только)

Thread moderators: smixer
Сделаю небольшое лирическое отступление на тему особенностей маршрута.
Был у меня в училище друг, земляк, почти брат. Игорь Курбатов. Мы с ним по утрам вместе бегали. Был у нас такой обычай - кто встаёт пораньше и успевает покинуть расположение роты до подъёма - может на зарядку не ходить и заниматься в индивидуальном порядке. 3 км до ближайшего озера и обратно, летом успевали даже окунуться. Потом заскакивали ко мне в художественную мастерскую (она была в отдельном корпусе подальше от глаз начальства) пить чай, а иногда и кофе (когда такой дефицит удавалось добыть). Очень тёплые воспоминания. Отец Игоря был начальником цеха на Комсомольском авиазаводе и заядлым спортсменом. Не пил ни капли. Со своей будущей женой (матерью Игоря) познакомился во время соревнований по плаванию (в смысле врукопашную) по Амуру от Комсомольска до Амурска (примерно 50 км, если что), она была на этом заплыве врачом. Пока мы учились, отец Игоря увлёкся яхтингом. Сначала построил катамаран, потом купил алюминиевую яхту микрокласса (5,5м) Ассоль, их строили там же в Комсомольске. Во время летних отпусков мы вместе ходили в походы по Амуру, от которых оставалась куча впечатлений. Потом потихоньку пути наши разошлись - у меня Як-40 и Ту-154, у него Ан-24 и Ил-62, но виделись-общались регулярно. Собираясь в очередной поход с отцом на яхте, Игорь обычно звал и меня. Но вырваться удавалось редко, и в очередном походе (на этот раз дальнем, на Шантары, в составе целой регаты) мне поучаствовать не удалось, вместо меня с ним пошёл его бортинженер. В этом походе яхта пропала и её следов не нашли до сих пор. Вот описание регаты от другого участника похода: На парусных швертботах по Амуру и Охотскому морю (Истории / Путешествия) - Barque.ru

Новости.png
 
Ну в общих чертах понятно, что место с непростым климатом. Но течения и приливы нас не парили, а погоду мы выбрали наилучшую из всех возможных. Короче полетели...
Поскольку самолёт одномоторный, гидрокостюмов у нас не было, а простой спасжилет в этих краях чисто косметический атрибут - мы приняли решение забраться повыше, чтобы в случае чего было откуда планировать. Постепенно залезли на 3000 м. В принципе маршрут вдоль Тугурского полуострова и дальше по островам не предусматривал слишком больших участков над водой, но всё равно было немного ссыкотно. Даже недавний перелёт через Татарский пролив на Сахалин (150+ км над морем) не был таким волнительным. Но тогда я ещё не знал, что такое висеть над Беринговым морем с падающим давлением масла 😆
 
По тому времени в Бриакане был промежуточный базовый аэродром авиакомпании Авис-Амур (она же "Орлан", она же "Дальнереченск-Авиа"). Иначе говоря отломившийся кусок наиболее деловых и грамотных спецов хабаровского ДОСААФ.

CIMG5722.JPG


CIMG5731.JPG
 
Ну в общем полетели...
В основании Тугурского залива расположен посёлок Тугур. Грунтовая ВПП видна справа от посёлка. Но топлива там нет и заброска его затруднительна, ввиду отсутствия дороги в летнее время.

CIMG5733.JPG
 
Мы напряжённо вглядываемся в экран родной GPS, но купленная за приличные деньги база данных от Брифинг+ показывает, что за заливом Онгачан земля кончается. Странно, ведь острова уже видно невооружённым глазом? Как я потом установил, базой служит карта автодорог, которых на островах отродясь не бывало. Для того, чтобы увидеть землю, надо вынуть из прибора карту памяти. Тогда он возьмёт данные из базовых настроек, но конечно рельефа и базы аэродромов там не будет.

CIMG5747.JPG
 
Залив Онгачан, самая северная оконечность Тугурского полуострова. Здесь же расположено одноимённое озеро и база моих друзей. Серые киты плывут сюда производить потомство. Недалеко отсюда два года спустя я буду участником катастрофы с горой трупов. Но об этом наверное придётся писать отдельный рассказ.

CIMG5748.JPG


CIMG5749.JPG
 
Юмор нашего состояния был в том, что предварительно набранные для безопасности 3 тысячи метров высоты потихоньку сменились всего на тысячу - всё-таки рассматривать красивости с такой высоты гораздо интересней.

CIMG5756 (1).JPG
 
Ну вот мы наконец и пересекли береговую линию острова Большой Шантар - главной цели нашего путешествия. Слева видна череда заливов, в самом дальнем из которых располагается метеостанция - единственный постоянно населённый пункт острова.

CIMG5765.JPG
 
Озеро Большое (оно же Солёное). Отделено от моря длинной и довольно широкой косой, на которой собственно и расположена заброшенная грунтовая полоса времён Холодной войны. Коса хорошо видна в верхней правой части снимка.

CIMG5767.JPG
 
Дальнейшие события будут лишь в виде описания, потому как динамичное действие с интенсивным обсуждением, маневрированием и высматриванием препятствий в четыре пары глаз не оставили времени для отвлечения на фото и видеофиксацию. Первое, что мы отметили - у проливчика, которым озеро соединяется с морем расположен большой палаточный лагерь, судя по всему военного происхождения. Второе - у земли со стороны моря дует плотный (без порывов) ветер с направлением ровно перпендикулярно береговой линии со скоростью не меньше 10 м/с. Третье - полоса там всё-таки есть. Вернее была, но заросла кедровым стлаником и посадка на неё не представляется возможной.
Здесь отвлекусь ещё на минутку, чтобы было понятно, что представлял из себя наш четырёхчленный экипаж. Справа сидел Серёга, идейный вдохновитель АОН в нашем крае, бывший джипер и многократный участник (и победитель) всяких ралли-рейдов и джип-триалов, а также известный интернет-тролль под ником Buddu. Остальные двое были моими друзьями по спортивно-технической тусовке (эндуро/аквабайки/горные снегоходы). Лёху назначили ответственным за оружие и снаряжение, Федю - за питание. Вот такая команда авантюристов собралась на тот момент в капсуле нашего Чероки.
После первого же прохода стало понятно, что на заросшую полосу мы не сядем. Однако было видно, что с обеих сторон бывшей полосы имеются две грунтовые дорожки. Та, которая со стороны озера тоже частично заросла, а вот со стороны моря выглядела довольно прилично. Мы минимально снизились и прошли над ней ещё раз. Видимых препятствий не обнаружили. По засечённому секундомеру рассчитали её длину - примерно 500 м. Вроде немало, но дорожка была очень узкой и плавно изогнутой на всём протяжении, что вкупе с сильным боковым ветром явно обещало некоторые сложности. После третьего прохода необходимо было принять решение о посадке или уходе на Чумикан. Я обратился к экипажу с вопросом - готовы ли они к лишениям в виде жития на необитаемом острове, если мы на посадке что-нибудь сломаем? Все единогласно заорали Да! Ну ещё бы - самолёт-то куплен не на их деньги 😆
Посадка была довольно волнительной. Покрытие оказалось весьма неровным и самолёт подпрыгивал на волнах аки мустанг. Я был готов уйти с касания, или даже с пробега, если он покажется опасным и поэтому довольно поздно поставил РУД на малый газ. Из-за этого пробег закончился почти в самом конце дороги, упирающейся в разрушенное здание старой РЛС.
После остановки мотора и секундной тишины салон огласился воплями-криками - мы ведь сделали ЭТО!!! 😎

CIMG5768.JPG
 
Серёга по спутнику закрыл план и позирует с карточкой РАОПА на фоне знаменитого локатора. По дальневосточным пацанским понятиям такое фото должно железобетонно доказывать настоящую крутость его обладателя 😎

CIMG5771.JPG
 
Не отходя от кассы мы провели микросовещание и единогласно решили использовать такой редкий шанс в виде чудесной погоды для рекогносцировки и прочих исследований острова на предмет последующих посещений и подготовки полосы. Соответственно с ночёвкой, благо палатку и спальники мы предусмотрительно взяли с собой. Примерно через полчаса после посадки пожаловали гости. На надувной лодке по озеру к нам припёрся пограничный наряд - двое бойцов во главе аж с целым подполковником (впрочем довольно молодым). Визит начался с наезда, впрочем быстро обломав зубы тон сменился на гораздо более миролюбивый, а в чём-то даже заинтересованный. Погранцов интересовало кто мы, зачем здесь и есть ли доки на оружие. Получив ответ на все вопросы бойцы пожелали нам счастливо провести время и ретировались на базу. Заметил, что при общении они вели себя крайне непрофессионально. Любой из нас мог бы спокойно при желании расстрелять весь наряд без потерь 😒

CIMG5772.JPG
 
Проводив гостей мы решили отзвониться домой, немного пообедать и спланировать что будем делать остаток дня, благо времени до темна был ещё вагон. Было тепло, ветер хоть и дул прилично, но не раздражал порывами. Самолётный термометр показывал +23, наверное в этом месте это был самый тёплый день в году. Кресла вынутые из самолёта казались удивительно комфортны. Лёха с упоением рассказывал нам, как он всего месяц назад, преодолевая льдины, ветра и течения, в сплошном тумане и мороси добрался в составе группы туристов до берега Шантара и какой это был экстрим. Мы с Серёгой самодовольно ухмылялись 🙂

CIMG5843.JPG


CIMG5842.JPG
 
Назад
Вверх