Построили RV-7

Смолу с пластификатором и сферами брали тут
А какую смолу , там много разных ? Эту ? Я собрался капот переделывать , хочу хорошую взять . Когда собирал самолёт , брал WEST SYSTEM 105-B EPOXY RESIN , а сейчас её не завезёшь , в России не нашёл.
 
А какую смолу , там много разных ? Эту ? Я собрался капот переделывать , хочу хорошую взять . Когда собирал самолёт , брал WEST SYSTEM 105-B EPOXY RESIN , а сейчас её не завезёшь , в России не нашёл.
Вот и я West добыть не смог.
Для фонаря использовали:


Не буду утверждать безапелляционно, что не подходит, но мне смолу для карбона категорически отсоветовали.
Мы капот весь нарастили и поправили этим
 
Последнее редактирование:
Мы капот весь нарастили и поправили этим

А Вы в курсе, что "это" сделано на основе полиэфирной смолы? Вот цитата из описания по вашей ссылке:

"Комплект состоит из полиэфирной смолы..."

Если капоты сделаны тоже с использованием полиэфирной смолы, то тогда проблем нет, а вот если они сделаны на основе эпоксидной смолы, а Вы использовали полиэфирную, то тогда это не есть хорошо. Насколько я знаю, эти смолы смешивать нельзя.
 
А Вы в курсе, что "это" сделано на основе полиэфирной смолы? Вот цитата из описания по вашей ссылке:

"Комплект состоит из полиэфирной смолы..."

Если капоты сделаны тоже с использованием полиэфирной смолы, то тогда проблем нет, а вот если они сделаны на основе эпоксидной смолы, а Вы использовали полиэфирную, то тогда это не есть хорошо. Насколько я знаю, эти смолы смешивать нельзя.


Таки да , вот тут обсуждается эта тема , эпоксидку на полиэфир можно , а полиэфир на эпоксидку нет. Только как определить из чего капот сделан , вроде как старые из полиэфира , а новые эпоксидные.
 
Установили так называемый hidden tank дымовой системы. Емкость 16 литров.
В комплекте идет насос для подачи масла в форсунки. Дополнительно взяли набор для крепления этого насоса прямо на бак и разъем на шланг.
Крепление крепится к баку на смоле. Довольно прочно. Время покажет, насколько.
Крепится бак на резьбовые заклепки к раме багажника и кронштейны на полу. С разъемом на шланге, бак может быть демонтирован. Хотя сам он прячется под сиденьем и места в багажнике почти не занимает, насос все таки выступает. Шланг пропущен под полом к противопожарной перегородке. Также на нем есть кран для регулировки количества подаваемой смеси, либо полного перекрытия подачи.

Во время монтажа дымовой системы возник вопрос. Как определить, что масло в баке закончилось и не сжечь насос, в мануале к которому уверенно написано, что всухую ему работать очень не рекомендуется. Думали мы думали и придумали. На фото видно, как шланг дымовой системы просто прибортован к манифолду. А место на манифолде пустует и само просится в работу 🙂.
Шланг мы разрезали, обжали и вкрутили в манифолд с двух боков. А в пустующее отверстие поставили автомобильный датчик падения давления масла, по-моему от какой-то япошки. На приборную панель вывели красный мигающий светодиод. Вся система запитывается только при включении дымов. Светодиод мигает в самом начале "дымового процесса", потом давление растет и он гаснет. Когда масло в системе заканчивается, он снова назойливо мигает.
Идея была коллективная, а Слава aka K0L0bock, блестяще ее реализовал. Проверили - все отлично работает.

IMG_20201202_190741.jpg


IMG_20201204_155608.jpg


IMG_20210513_173821.jpg


IMG_20210513_173829.jpg


IMG_20210513_173843.jpg


IMG_20210513_173916.jpg


IMG_20210513_183104.jpg


IMG_20210513_184245.jpg


IMG_20210129_160248.jpg
 
Заменили родную глухую заглушку отверстия для слива масла из двигателя, на специальную пробку с поворотным краном.
Теперь, чтобы слить масло, нужно лишь надеть на штуцер шланг, потянуть вниз и повернуть "кран". Кран пообещал нам чистоту при предстоящей замене масла. В будущем проверим 🙂

Заменили родное хвостовое колесо на облегченное, также избавились от пружин на тросах, установив вот такой "поводок" который в недолгой эксплуатации показал себя хорошо.

IMG_20210219_184226.jpg


IMG_20210219_184231.jpg


IMG_20210528_165553.jpg
 
Таки да , вот тут обсуждается эта тема , эпоксидку на полиэфир можно , а полиэфир на эпоксидку нет. Только как определить из чего капот сделан , вроде как старые из полиэфира , а новые эпоксидные.


Так вот и я о том же. Если у вас капоты эпоксидные, то указаный Вами набор для ремонта использовать нельзя - отвалится потом все.

Вот цитата с указаного Вами обсуждения:

"Epoxy will stick to polyester and epoxy if sanded first, but polyester will not stick to epoxy. If unsure of base material, use epoxy."

И в конце там говорится, что если неизвестно из чего сделан стеклопластик, то надо использовать эпоксидку.
 
В феврале этого года мы впервые запустили движок.
Момент очень волнительный, но неизбежный. Конечно все волновались.
Но в целом все прошло хорошо, за исключением того, что мы не прочитали в мануале, что для того, чтобы шаг винта заработал, необходимы обороты не менее 2000, поэтому огорчились, решив, что неправильно смонтировали РПО.
И через пару недель, мы запустились еще раз, дали движку 2000 и чудо случилось 🙂
И мы продолжили работу, которой было еще очень и очень много....


 
Покраска
Красили полиуретаном Imron (Вроде как бывший DuPont). Система состоит из двухкомпонентного грунта и двух компонентной эмали.
Львиную долю времени отнимает подготовка. Снять пленку, скотчбрайт, замаскировать неокрашиваемые части, доводка и шпатлевка отвратительного пластика - пористого и ноздреватого. На окраску самолета ушел месяц времени. По разным причинам.
Но..наши победили.

IMG_20210528_200246.jpg


IMG_20210528_200250.jpg


IMG_20210528_200255.jpg


IMG_20210528_200259.jpg


IMG_20210528_200312.jpg


IMG_20210531_152621.jpg


IMG_20210610_180932.jpg


IMG_20210610_180944.jpg


IMG_20210611_132448.jpg
 
Долго мы шли к этому моменту.
Впервые самолет "почувствовал" свои крылья.

Разные "ужасы" вертелись в голове, когда впереди маячила перспектива их устанавливать. Конечно все они были связаны с риском накосячить и пустить всю работу коту под хвост.

Консоли крыла вставляются корневой частью лонжерона в "щель" (помечена стрелкой на фото) между передней и задней частями силового лонжерона фюзеляжа (да вот они, тоже здесь). Далее все это хозяйство крепится болтами. И болты эти без допуска. То есть, если попытаться вставить этот болт в приготовленное для него отверстие (что я, конечно, пробовал сделать), то он туда не войдет. Забегая вперед, скажу, что болты эти согласно мануалу нежно забиваются на свои места. И, как пишет производитель кита, к повторному использованию становятся непригодными.

Очевидно, что в собранном виде, мы самолет перевезти на аэродром не сможем, но и логика рабочего процесса (в частности прокладка проводки для авионики) уже требовала хотя бы пробной стыковки консолей и фюзеляжа.

Из "непроходимости" и одноразовости болтов следовало, что "попробовать" не получится. Да и при установке держать консоль в руках, пока не будут вставлены, то есть нежно вбиты хотя бы основные 4 больших болта, нереально. Поэтому на дружественном заводе были заказаны стальные штыри буквально на несколько "десяток" меньше, чем отверстия в лонжероне, с накатанным хвостовиком для хвата.

Кроме этого крыло крепится еще в двух местах: на переднем конце бака и на заднем лонжероне крыла (стрелочки на фото).
Спереди на фюзеляже прикручены специальный "уши", а сзади две стальные полосы проходят в районе задней перегородки кабины поперек фюзеляжа и образуют на выход с двух сторон такие "рогатки", куда и вставляется ответная часть на крыле. И вот этих узлах заранее отверстия сделать нельзя, он сверлятся уже в процессе регулировки крыльев и фиксируют их положение.

Второй интересный момент, измерение посадочной "щели" и толщины лонжерона крыла тоже вселяло в меня опасение, что где-то будут проблемы с впихуемостью. Лонжерон немного толще.

Глаза боятся, а руки делают. В процессе выяснилось, что лонжерон вставляется достаточно легко, необходимо вначале его направлять не "в лоб", а чуть наискосок, а при согласованной работе помощников, совместить отверстия - не проблема. Штыри тоже сделали свое дело. Результат на фото.
Кстати, шасси так широко расставлены, что даже с одной лишь консолью, самолет стоит и никуда не заваливается.

На этом этапе задумывалось выставить геометрию и зафиксировать крылья в передней и задней точках крепления. Однако, сделать нам этого не удалось. Хоть волшебные штыри и были меньше отверстий совсем совсем немного, консоли, даже при 8 вставленных штырях буквально "гуляли" ходуном. Никаких серьезных нивелировок, в связи с этим, сделать было нельзя.

Задачи, связанные с электропроводкой, мы решили - выяснили нужную длину проводов и смонтировали разъемы (кстати на фото видны те самые штыри).

С учетом приобретенного опыта, был выточен еще один комплект таких штырей. Но с точным соответствием диаметра болтам, и со слегка заостренным, как у пули концом. И принято решение выставлять крылья уже на аэродроме после перевозки.
Об этом в следующих постах.

P.S. После долгих месяцев работы, увидеть не отдельные узлы, а самолет в целом - это отдельное удовольствие. Долго мы в этот вечер из цеха не уходили 🙂

IMAG0698.jpg


IMAG0780.jpg


IMAG0852.jpg


IMG_20210702_221740.jpg


IMG_20210702_223643.jpg


IMG_20210707_221210.jpg
 
Небольшое лирическое отступление.

Кит самолета - всего лишь база, основа будущего воздушного судна.
По пути его сборки возникает потребность во всякой мелочевке, улучшайзинге и т.п. Возникают какие -то инженерные ребусы.
Кит RV еще хорош тем, что для выпускается он достаточно давно и оброс уже массой апгрейдов от сторонних производителей.
Какие-то могут показаться ненужными, ну а кой-какие, как например крепление нестандартного масляного радиатора, в нашем случае - очень и очень полезными.
Далеко не все можно найти на великом и ужасном aircraftspruse.com, но он от этого менее великим не становится, и, все таки больший объем был заказан именно отсюда.
Накидаю для будущих строителей RV список ссылок, которыми пользовался. Ну и для себя ...Мало ли, вдруг еще доведется собирать RV 🙂

- безусловный лидер и монстр. Достаточно набрать в строке поиска RV и выпадает внушительный список.

- все специфические деталюшечки, как, например, жабры на нижний капот, можно взять только тут. Периодически ребята радуют какими то апгрейдами.

Магазин у них хороший, но периодически нужно попинывать, хотя бы по почте. Недавно они мощно обновили движок онлайн магазина, стало удобно. Раньше был пипец 🙂)
Отличный support. Если зарегистрироваться у них под номером, который есть на лонжероне, в качестве строителя их кита, то саппорт отрабатывает все запросы отлично .
Очень важно проверять этот сайт регулярно. Там публикуются бюллетени по всем RV. В одном из последних указаны номера партий датчиков давления топлива для Garmin G3X, которые с большой долей вероятности протекают. Важность такой информации нет смысла подчеркивать;

- обязательный к регистрации форум строителей RV. Кладезь информации. Но, слегка неудобный поиск по архивам.

Следующие ссылки особо расписывать не буду. Там много вкусного и интересного для любого строителя любого RV 🙂


Fittings | Speedway Motors

Совсем не авиасайт. Но! Пару раз выручил меня по фитингам, которые я нигде больше найти не смог.

Lemke Autosattlerei & Möbelpolsterei - Qualtiät nach Maß
Немцы делают отличные салоны для RV и не только. В качестве показателя их репутации могу сказать, что у них очередь на 4-5 месяцев вперед. Это о многом говорит.

Изготовители дымовых систем. По-моему они уже стали классикой жанра. Но могу ошибаться.

Звучит забавно, но кое-какие мелочи были заказаны на Ali, например отличные разделители свечных проводов.
Так что:



Вот такой небольшой "рейтинг" у меня получился. Возможно, что -то еще вспомнится и я этим поделюсь.
 
Последнее редактирование:
И вот наконец-то самолет поехал на аэродром. Уместился в двух газелях и доехал без происшествий.


На аэродроме после подготовки выставили крылья.

Коротко об этой процедуре.
Как я уже писал, вставить крылья на свои места - не самая сложная задача. Гораздо сложнее выставить их и зафиксировать.
крылья выставляются одновременно. Для этого на переднюю кромку приклеиваются на скотч веревочки с отвесами, как минимум по две на крыло - ближе к фюзеляжу и ближе к законцовке. После этого необходимо выставить так, чтобы все эти веревочки выстроились в одну линию при взгляде на них сбоку. Частично помогает лазерный луч, но...частично. Фиксация происходит с помощью быстрозажимных пружин.
Несмотря на то, что уже стоят боевые болты, по линии "вперед-назад" крылья шевелятся с довольно большой амплитудой. Поперечное V с ними фиксируется намертво.
На выставление единой линии ушло довольно много времени. Но это еще не все. Линия говорит только о том, что она есть, но это не значит, что она перпендикулярна фюзеляжу. Проверить это можно, если выбрать на хвостовой части фюзеляжа симметричные заклепки и замерять расстояние до задних кромок крыльев, ну, например, от самых его концов.
В итоге должно быть: прямая линия передней кромки обоих консолей и одинаковое расстояние от задних углов крыла до фюзеляжа.
После этого тонким сверлом (оочень пригодится длинное сверло, сантиметров 30) сверлится заднее крепление крыла, в дальнейшем рассверливается до рабочего диаметра и фиксируется болтом. На переднем креплении крыла в "ушах" все немного проще, там сделана прорезь, которая самоориентируется и после этого уже через нее сверлится отверстие к которому приклепывается анкерная гайка и все это притягивается болтом с большой шайбой и контрится.
На выполнение вышеописанного у нас ушло часа 4, может больше.




IMG_20210710_132411.jpg


IMG_20210710_132515.jpg


IMG_20210710_140714.jpg


IMG_20210711_100025.jpg


IMG_20210724_203210.jpg
 
Хотелось бы рассказать о разных мелочах, многие из которых не попали на фото

1. Вся противопожарная перегородка с внутренней стороны после первого запуска накатана виброизолом. Барабанные звуки ушли навсегда. На слух стало гораздо мягче и тише. Куплено в автомагазине вместе с роликом для накатки;

2. Пол кабины изнутри тоже обклеен автомобильной шумоизоляцией на липкой основе. Там уже нечто вспененное, тоже купленное в автомагазине;

3. Для проведения проводов в хвостовую часть самолета, внутри пола симметрично от продольной оси самолета справа и слева уложены и зафиксированы полипропиленовые трубы диаметров 20 мм. Они внутри скользкие и прочные. Провода пролетают только в путь 🙂 Если прокладывать проводку параллельно с клепкой фюзеляжа, до внутри пола багажника (несъемная часть) можно организовать провода как-то иначе. У нас на момент монтажа электрики пол багажника был заклепан. Пришлось выкручиваться;

4. Аккумулятор в процессе монтажа обвеса двигателя в нашем случае стал труднодоступной историей. Он вынимается и вставляется, но не без сложностей. Мы приобрели зарядное устройство:


У него на проводе разъем, к которому присоединяются либо "крокодилы", либо "несъемные" контакты на клеммы аккумулятора. Вот их мы там и установили, а разъем подвели к лючку на капоте. Очень вышло удобно. Работой зарядки тоже очень довольны. На зиму аккумулятор все таки уехал домой, где и заряжается в тепле периодически уже через "крокодилы"😉

5. Продолжая тему аккумулятора. В какой-то из дней долго работали в электрикой - настраивали авионику, закрылки, огни, фары, сервомашинки автопилота. И увлеклись. К концу этих работ аккумулятор был еле живой, а это, с учетом того, что он гелевый, едва не кончилось для него плохо. В связи с этим, реализовали схему внешнего питания. А разъем и тумблер вывели также в лючок на капоте.
Питается самолет от 220 вольт через вот такой блок питания. Вся электросеть полностью функциональна, кроме запуска двигателя, что и есть хорошо 🙂


6. Очень рекомендую поставить накладки на педали. Без них под ногами скользкие трубы. Дешево, сердито и неудобно.
Можно сделать самому, а можно взять тут

7. Очень неудачно, на мой взгляд" реализованы в ките дренажные отверстия топливных баков. В связи с этим рекомендую вот такой комплект . К сожалению, фото дренажных обтекателей нет, но получается очень аккуратно. А на фото - обтекатели точек слива отстоя из баков. Вроде мелочь, но здорово улучшает внешний вид самолета.


8. Запаситесь шплинтами "главной" гайки, которая держит колесо. В ките их всего 4 штуки. При замене камеры (а нам таки пришлось), шплинт погибает.

9. Обязательны (!) к установке противоскользяшки на крылья. Без них есть шанс подскользнуться (капитан очевидность) 🙂, но это не самое страшное, страшнее в процессе оборвать и измять закрылок.

10. Также на фото резинки, закрывающие щель между фюзеляжем и крылом. У нас часть этой резинки потерялась. Я заказал на aircraftspruse такой же профиль. Внешне и геометрически точно такой же, как в ките. Но ! Резина намного мягче, и держаться она там отказалась наотрез. Поэтому пришлось брать у Van`s. Она встала как влитая. Не знаю, почему такая разница, но факт остается фактом. Так что все сборщикам RV очень рекомендую ее не терять 🙂

11. Не забудьте приклепать ограничители хода элеронов. Две мелкие и очень важные деталюшки, берегущие узел навески от разъ...бывания, которые где-то там в середине сборки изготавливаются по чертежу, и потом "где-то там" лежат. Установить правильно их можно только на этапе окончательной сборки самолета. А до нее долгий путь. Забыть про них - как два пальца...🙂

12. Уже после установки магнитометра в законцовку крыла, нашел готовое решение Однозначно, может сэкономить время.

Вот такой маленький обзор получился. Наверняка не последний.

c8043fdb58264c1278625f3739a5aa94.jpg


IMG_20211009_160545.jpg


IMG_20211009_160548.jpg


IMG_20211009_161229.jpg


IMG_20210328_153756.jpg


IMG_20210721_205801.jpg


IMG_20210828_135706.jpg


IMG_20211031_164842.jpg


IMG_20210731_193916.jpg
 
Несколько слов о салоне.

На первом фото хорошо видно, что представляет собой кабина самолета в собранном состоянии. Она, как говорится, "никакая".
Сесть и полететь, наверное от большого энтузиазма можно 🙂 но хорошего ничего не получится, так как сидеть придется на полу, опираясь на лист металла.
Изучение множества фотографий готовых самолетов сформировало взгляд на то, как будет выглядеть кабина. Самым частым вариантом салона является салон, компании Classic Aero Design что и не удивительно, памятуя о месте создания кита.
Однако, ценник на их салон нам очень не глянулся. У них мы взяли только мягкий бортик над приборной панелью и "кожу" для отделки козырька. Бортик сделан отлично, смотрится хорошо и аккуратно. Отдельно стоит отметить, что в комплекте был шаблон для отверстий крепления, который делает его установку очень простой.

В обзоре полезных сайтов я уже указывал где мы в итоге заказали интерьер кабины. Поразило, что у них очередь в 43 недели. Сначала, я подумал, что это опечатка в письме. Оказалось нет. Хорошо, что мы обратились задолго до окончания работы, поэтому никуда не торопились.

До начала работы, нам предложили выбрать цвет из каталога в интернете. Однако сразу уточнили, что цветопередача у всех мониторов разная, поэтому после выбора, примерно через месяц, я забрал на почте толстый конверт с тремя вариантами выбранных цветов экокожи. Хорошие такие лоскуты сантиметров 20 на 15. Можно было и пощупать и понюхать и выбрать 🙂

Салон модульный, как конструктор. Можно ограничиться только сиденьями. Мы выбрали сиденья, ковролин на пол и боковые панели. Обязательно уточнить 4 или 5 точечные ремни стоят в самолете.
Опциями являются подголовники, коврик в багажник и крышка багажника. Также дополнительно в спинки вшили надуваемые вручную "клизмой" как у тонометра подушки поясничной поддержки. Можно было заказать вариант с насосом на 12 вольт, но мы выбрали вариант попроще. Также они могут встроить в сиденье электроподогрев, но от него мы тоже отказались.

Качество салона на уровне. Шикарным его я бы не назвал, кое-где есть недочеты, но в целом все неплохо. Крепится он весь на ленту - липучку, которая пришла в комплекте. Внутренняя часть на деталях салона в местах крепления специально ворсистая и сама прилипает к ленте. Пока непонятно, но есть подозрение, что на боковых панелях кое-где со временем эту ленту придется поменять. Держак не очень 🙂

Сами спинки довольно толстые и удобные, но в этом и скрывался "недостаток". Если надеть спасательный парашют, который тоже, хоть и максимально плоский, но все равно имеет толщину, то с этими спинками уже "не сидится". Поэтому заказали у местных мастеров копии спинок но в два раза тоньше. Клизмы работают, подушка в районе поясницы надувается в очень правильно месте 🙂
Боковые панели сделаны единым полотном, очень здорово и эстетично формируют интерьер салона, добавляют мягкий подлокотник и полезные карманы.
Кроме самих ковриков на пол, дополнительно в комплекте некий плотный и легкий вспененный материал, который укладывается между стрингерами на полу в районе ног, одновременно формируя ровную поверхность под коврик и обеспечивая отличную шумовиброизоляцию. Также из материала ковриков сшит чехол на кожух топливного насоса.
Коврик и боковые панели в багажнике делают пространство очень аккуратным. А крышка на багажное отделение завершает внешний вид. Можно прикрыть весь, находящийся там хабар 🙂
Пыльники на РУС устанавливаются очень заковыристо, но глаза боятся, а руки делают 🙂
В целом мы салоном остались довольны. Так ли уж он хорош, как кажется, покажет дальнейшая эксплуатация.

P.S. Благодаря виброизолу на противопожарке, шумке под полом, вспененным панелям и самим элементам салона в кабине очень тихо. Даже без гарнитур можно разговаривать. Это оказалось приятным бонусом.

IMG_20201113_162934.jpg


IMG_20210508_101934.jpg


IMG_20210508_103359.jpg


IMG_20210908_200213.jpg


IMG_20210908_200355.jpg


IMG_20210908_200359.jpg


IMG_20210908_200436.jpg
 
Назад
Вверх