19.09.15. Поэкспериментировал с заклепками. Сделал приспособу для испытаний на срез из двух 3-х мм пластин сталь 20, одна из которых с рычагом 1:10 поворачивается вокруг 10-ти мм болта. Вытяжные из хозяйственного магазина:
1. Нерж. 4мм, срезалась на 450 кгс, Соррекс по табличке – 310.
2. Та же, стержень вытянул до формирования замыкающей головки, но не рвал, откусил по головке. При 700(!) кгс срезалась-разорвалась трубка заклепки, а остаток стержня выдернулся из-за смятия кромок отверстий.
3. Та же, стержень откусил повыше, расклепал, срезалась-разорвалась также при нагрузке чуть больше.
4. Та же, стержень просто загнул на головке и откусил рядом с изгибом. Сил не хватило срезать, да и пластина-рычаг начала изгибаться.
5. Ал.-ст. 3,2 мм, 80 кгс, Соррекс по табличке – 76. Оставил и расклепал стержень – 200! Если между пластинами остается стружка и щель – 160, если просто загнуть и откусить стержень – 200. Так можно внутри где не видно и не обтекается клепать.
6. Ал.-ст. 4 мм, 120 кгс, как по табличке Соррекс. С расклепанным или загнутым стержнем – 300! При 200 сначала сминается трубка, а при 300 все чисто срезается.
Нашел оставшиеся полведра заклепок подаренных еще в советские времена, сказали, что дерьмо, магниевые. Беломатовые какие-то. Я их на всякую пустяковину использовал и раздал половину. А когда попробовал на срез, удивился они по прочности точно такие же, как дюралевые оказались. И маркировка точками такая же на некоторых. Но срез блестящий и очень легкие. Надо выяснить точно из чего они.
Вывод: стержень увеличивает прочность на срез вытяжной нержавеющей заклепки раза в полтора, а алюмостальной – раза в два и боле. В ответственных местах крыло двухместного буду клепать, оставляя, расклепывая или загибая и откусывая стержни, но в расчетах беру прочность не выше Соррексовских, для надежности. В одноместном всё на вытяжных, даже центральная часть лонжерона. Держат кренделя до 6-ти Же и скорость до 360. За год, за 160 полетов, 36 часов налета в основном на пилотаж, тьфу-тфу, только отпала головка одной заклепки на боковой обшивке кабины. От вибрации отпала, наверное. Лопасти ВИШ оказались разными по массе, моменту инерции, не с одного комплекта, одна загнута. Трясет на малых оборотах, аж зубы стучат. Но и за такой подарок огромное спасибо Олегу. Как-нибудь отбалансирую. Плоские обшивки хвостовой части фюзеляжа толщиной 0,3 мм гремят, как пустая жестяная банка, на вытяжных ал.2,5мм, но ни одной не отпало. Наклеил в кабине, где дотянулся «пенку» и еще напеню через дырки на внутренние поверхности тонких обшивок.