Летчики не потеют с винтами "Киевпроп"!
- Для чего служит воздушный винт?
Таким вопросом, а точнее - ответом на него, один американский летчик-инструктор приводил в недоумение своих учеников.
- Воздушный винт создает силу тяги, без которой невозможен полет самолета, - заученно отвечали курсанты на вопрос своего инструктора и страшно удивлялись, услышав от мудрого пилота совершенно неожиданное:
- Пропеллер на самолет устанавливают для того, чтобы летчик не потел!
- Сэр, но мы летаем в закрытой кабине!
- Ничего удивительного. Пока летчик видит, что пропеллер вращается, он не потеет…
Что можно добавить к этому анекдоту? "Киевпроп" - лучший дезодорант для пилотов!
История винтов началась в 1989 г. в СКБ КИИГА. В то время мы занимались вместе с Александром Сухановым постройкой самолета, который существует и поныне - наша летающая лаборатория воздушных винтов. Тогда перед нами стояла задача построить самолет, а к нему, естественно, необходим был пропеллер. Некоторый опыт разработки и производства уже был, но деревянный винт к тому самолету нашим друзьям понравился настолько, что появились заказы на такие же винты, и с тех пор традиционно как-то повелось, что мы занимаемся винтами. Строительство самолета осталось как побочная работа, а зарабатывать на жизнь начали производством пропеллеров.
К нам в СКБ постоянно приходили студенты, и сегодня весь коллектив нашей фирмы как бы отфильтрован через СКБ. Самые талантливые ребята, которые показали себя с лучшей стороны в СКБ, оставались с нами.
От моноблочных винтов, которые в первое время нашей производственной деятельности были довольно популярными, мы перешли к выпуску трехлопастных деревянных винтов. Первый такой винт был выпущен в 1993 г. и установлен на первый "Аэропракт" - "Червонец", который отправился в Венгрию. С тех пор началась наша "трехлопастная карьера". Мы делали трехлопастные деревянные винты. Были удачи и неудачи, но в общем наши винты пользовались популярностью и некоторые из тех винтов летают и поныне.
В 1996 г. мы начали осваивать производство пластиковых винтов, а в 1997 г. организовали их серийный выпуск. Особенностью этих винтов является автоклавная технология. Винты склеены как единое целое за один прием. Они имеют металлизацию передней кромки и зарекомендовали себя как прочные и надежные воздушные винты. В Арабских Эмиратах, где винты и самолеты эксплуатируются в очень жестких условиях, - аэродромы постоянно обдуваются ветром с большой концентрацией песка, мы отметили наработку отдельных винтов свыше 400 часов до механического повреждения при грубой посадке или разрушении от попадания в лопасть камня.
Со временем мы освоили выпуск пятилопастных винтов и сегодня производим целую гамму винтов правого и левого вращения под двигатели мощностью от 40 до 115 л.с. Есть несколько модификаций винтов, которые позволяют перекрыть все диапазоны передаточных чисел редукторов двигателей Rotax, Hirht и других моторов, которые устанавливают на сверхлегкие самолеты и мотодельтапланы.
Мы изготовили опытный винт изменяемого шага, который эксплуатируем на нашем клубном самолете, который участвовал на Чемпионате мира в 1999 г.. На нашем не слишком совершенном клубном самолете все преимущества нового винта может быть и не очень заметны, но он дает нам видимую экономию топлива. На самолете установлен прожорливый Hirht (63 л.с.), который в условиях аэродромных полетов, когда интенсивно чередуются взлет-посадка, имеет расход топлива 16 л/ч с обычным винтом и 9 л/ч с нашим новым винтом изменяемого шага. Сегодня мы прорабатываем конструкцию этого винта для того, чтобы начать его серийное производство. Тем более, что есть заказы от владельцев самолетов с Rotax-912S (мощностью 100 л.с.). Пилоты хотели бы иметь как можно более высокие летные характеристики, которые наш новый винт должен обеспечить, не требуя регулировки перед полетом, освобождая от необходимости залазить с отверткой под кок винта и регулировать установку его шага на земле.
Конструкция серийного винта составная: лопасти стеклопластиковые, изготовлены с применением сертифицированной как авиационная эпоксидной смолы Lorit 285 с набором модификаторов и отвердителей из Германии. Ступица винта выполнена ковкой из сплава АК-6 с термообработкой, а затем обработана механически. Имеет анодное покрытие. На лопасти по передней кромке есть латунная защита - оковка. В дождь, в снег, при эксплуатации с грунтовых аэродромов с интенсивным воздействием песка, мелкого камня случаев отрыва и улета лопастей не было, при разрушении вследствие попадания в винт камня или иного постороннего предмета могут отделятся только части пластика.
Винт сертифицирован в Германии в составе изделия на самолете "Аэропракт-22". Он прошел сертификацию по шуму с двигателем Rotax-912S. Сейчас мы планируем работу по сертификации типа нашего винта в Украине, вслед за сертификацией "Аэропракт-20".
Наши винты сегодня эксплуатируются в различных климатических условиях: в Нарьян-Маре, в Новосибирске, в Арабских Эмиратах, в Южной Африке, в США и Японии. В эксплуатации в общей сложности находится свыше 300 винтов. Мы стараемся поддерживать связь с эксплуатантами. Лидер среди наших винтов имеет наработку свыше 500 часов.
Все наши винты от начала до конца спроектированы нами. Один из винтов фиксированного шага, который мы считали не самым удачным, был исследован в аэродинамической трубе ТАД-1 КМУГА. Его КПД оказался равным 70%. На основании косвенных данных по другим винтам мы имеем лучшие показатели. С нашими винтами участвует в международных соревнованиях самолет "Аэропракт-20": в упражнениях на экономичность и дальность он стабильно выходит на призовые места. 9 августа 1998 г. венгерский экипаж (Vince Fering и Lazlo Toth) на МДП "Apollo C15 Delta Jet" с двигателем Rotax 582 и нашим винтом установил два мировых рекорда: максимальная скорость по замкнутому маршруту 500 км - 84,86 км/ч (рекорд №5688) и максимальная дальность полета по замкнутому мартшруту с ограниченным запасом топлива - 580,4 км (рекорд №5687), что свидетельствует о высоком КПД винтомоторной группы и качестве винта.
За непродолжительное время в ООО "Киевпроп" изготовлено более 300 винтов, которые эксплуатирут на авиахимработах, патрулировании, в туристических полетах на гидромотодельтапланах, а также на соревнованиях различных уровней.
Важной характеристикой винтов являются их малый вес и момент инерции, что позволяет их эксплуатировать на двигателях типа Rotax с редуктором "В".
Низкий уровень шума и "мягкая" работа говорят о высоком совершенстве винтов ООО "Киевпроп", которые прошли необходимые тесты, доказывающие их высокое качество и в многолетней эксплуатации доказали свою надежность и безопасность.
С.Игнатенко,
А.Дикун (Киев)