Мы тут у себя полетали на Бланике с самодельной лебедки. И попутно заметили один факт. Лебедка должна обеспечивать постоянный режим затяжки, ну или скорость троса. Инче, если оператор лебедки пытается как-то регулировать процесс затяжки, появляется полная ерунда. Пилот в планере не понимает, почему у него изменяется скорость и начинает сам изменять режим набора ручкой. В результате совместных и нескоординированных действий пилота и оператора лебедки, набор резко ухудшается и высота затяжки падает. Иногда в два раза. Мы пришли к выводу, что оператор не должен ничего менять, а держать оптимальный режим и все... Вся ответственность за набор у пилота. Только в этом случае удается максимально использовать возможности лебедки. Это первый опыт, к счастью без происшествий...
Неверно.
Постоянный режим затяжки обеспечить невозможно, так как параметры все время меняются и на эти изменения нужно реагировать.
Если за основной контрольный параметр брать скорость смотки троса, то при попутном ветре скороподъёмность будет недостаточной, а при встречном порыве может получится избыточная нагрузка на планер вплоть до разрушения, при проходе мощного потока, например.
Я всегда стартую с легким попутным ветром, что указывает на то, что поток находится впереди по курсу буксировки, а значит шансы уйти на маршрут сильно увеличиваются. В этом случае скорость смотки гораздо выше, чем во время старта против ветра. Как правило набрав метров 150-200 происходит заброс купола назад, в это время скорость смотки довольно резко снижается, а рост скороподъёмности еще меньшую скорость смотки, иногда барабан даже останавливается. Если я оцениваю скороподъёмность и размер потока, как достаточный, то отцепляюсь под нагрузкой, энергию разгонного клевка преобразую в энергичный разворот, а дальше уже термическая спираль с соответвующими делами. У параплана скорости никакие, но и то эта разница даёт приличный лавинообразный рост нагрузки, а теперь представьте себе какой может быть эта разница на планере, при его скоростях.
Единственным верным решением является контроль нагрузки на тросе. Все что нужно - это постоянное усилие на тросе определенной величины.
В парапланерном/дельтапланерном мире обычно это взлетный вес, то есть пилот+снаряжение + небольшая коррекция в ту или иную сторону исходя из опыта пилота и погодных условий. В планерной лебедке приблизительно тоже самое. Но как бы там ни было нужно чтобы контроллер обеспечивал постоянную нагрузку на трос независимо от силы и направления ветра, восходящего или нисходящего потока, тогда все будет ок. Пилот задает угол буксировочный угол исходя из условий и не парится насчет остального.
Если у вас электричка, то там можно очень грамотно настроить контроллер и получать идеальные затяжки, причем оператор, в данном случае, будет больше страховать автоматику. Ну и на ресурс такие буксировки почти не влияют.
Имею приличный опыт буксировок и буксировочный полётов на разного типа лебедках, на "Бланике" довелось летать затягиваясь на ортодоксальном "Геркулесе"