Разработка электрической планерной лебедки.

Дим Димыч, зачем действительно вводить всех в заблуждение. Читайте документацию по эксплутации планеров и там все написано🙂 Например, для планера Бланик ресур при взлете с лебедки считается как 1 к 5.
Я больше верю математическим расчетам. Ресурс можно как угодно снижать. Если вам это выгодно... Но при этом, реальные нагрузки на планер все равно не возрастут. Перегрузка не более 2-х. Это математика, шеф...
 
Всем привет!

Апдейты по проекту:
1. сделал соло на планере, спасибо моему летному инструктору Дмитрию Боровику.
2. покдлючил приус инвертор к простому моторчику - закрутил его
3. подключил приус инвертор к мотору от лифа - пока что не очень крутится, но понятно куда идти
4. по кострукции уже начали чуть варить ферму

Вот тут всё с видосиками Grafsky Heavy Industry

Сейчас должно быть больше времени ибо были завалы по работе
 
Мы тут у себя полетали на Бланике с самодельной лебедки. И попутно заметили один факт. Лебедка должна обеспечивать постоянный режим затяжки, ну или скорость троса. Инче, если оператор лебедки пытается как-то регулировать процесс затяжки, появляется полная ерунда. Пилот в планере не понимает, почему у него изменяется скорость и начинает сам изменять режим набора ручкой. В результате совместных и нескоординированных действий пилота и оператора лебедки, набор резко ухудшается и высота затяжки падает. Иногда в два раза. Мы пришли к выводу, что оператор не должен ничего менять, а держать оптимальный режим и все... Вся ответственность за набор у пилота. Только в этом случае удается максимально использовать возможности лебедки. Это первый опыт, к счастью без происшествий...
 
Мы тут у себя полетали на Бланике с самодельной лебедки. И попутно заметили один факт. Лебедка должна обеспечивать постоянный режим затяжки, ну или скорость троса. Инче, если оператор лебедки пытается как-то регулировать процесс затяжки, появляется полная ерунда. Пилот в планере не понимает, почему у него изменяется скорость и начинает сам изменять режим набора ручкой. В результате совместных и нескоординированных действий пилота и оператора лебедки, набор резко ухудшается и высота затяжки падает. Иногда в два раза. Мы пришли к выводу, что оператор не должен ничего менять, а держать оптимальный режим и все... Вся ответственность за набор у пилота. Только в этом случае удается максимально использовать возможности лебедки. Это первый опыт, к счастью без происшествий...
Неверно.
Постоянный режим затяжки обеспечить невозможно, так как параметры все время меняются и на эти изменения нужно реагировать.
Если за основной контрольный параметр брать скорость смотки троса, то при попутном ветре скороподъёмность будет недостаточной, а при встречном порыве может получится избыточная нагрузка на планер вплоть до разрушения, при проходе мощного потока, например.
Я всегда стартую с легким попутным ветром, что указывает на то, что поток находится впереди по курсу буксировки, а значит шансы уйти на маршрут сильно увеличиваются. В этом случае скорость смотки гораздо выше, чем во время старта против ветра. Как правило набрав метров 150-200 происходит заброс купола назад, в это время скорость смотки довольно резко снижается, а рост скороподъёмности еще меньшую скорость смотки, иногда барабан даже останавливается. Если я оцениваю скороподъёмность и размер потока, как достаточный, то отцепляюсь под нагрузкой, энергию разгонного клевка преобразую в энергичный разворот, а дальше уже термическая спираль с соответвующими делами. У параплана скорости никакие, но и то эта разница даёт приличный лавинообразный рост нагрузки, а теперь представьте себе какой может быть эта разница на планере, при его скоростях.

Единственным верным решением является контроль нагрузки на тросе. Все что нужно - это постоянное усилие на тросе определенной величины.
В парапланерном/дельтапланерном мире обычно это взлетный вес, то есть пилот+снаряжение + небольшая коррекция в ту или иную сторону исходя из опыта пилота и погодных условий. В планерной лебедке приблизительно тоже самое. Но как бы там ни было нужно чтобы контроллер обеспечивал постоянную нагрузку на трос независимо от силы и направления ветра, восходящего или нисходящего потока, тогда все будет ок. Пилот задает угол буксировочный угол исходя из условий и не парится насчет остального.

Если у вас электричка, то там можно очень грамотно настроить контроллер и получать идеальные затяжки, причем оператор, в данном случае, будет больше страховать автоматику. Ну и на ресурс такие буксировки почти не влияют.

Имею приличный опыт буксировок и буксировочный полётов на разного типа лебедках, на "Бланике" довелось летать затягиваясь на ортодоксальном "Геркулесе"
 
Мы тут у себя полетали на Бланике с самодельной лебедки. И попутно заметили один факт. Лебедка должна обеспечивать постоянный режим затяжки, ну или скорость троса. Инче, если оператор лебедки пытается как-то регулировать процесс затяжки, появляется полная ерунда. Пилот в планере не понимает, почему у него изменяется скорость и начинает сам изменять режим набора ручкой. В результате совместных и нескоординированных действий пилота и оператора лебедки, набор резко ухудшается и высота затяжки падает. Иногда в два раза. Мы пришли к выводу, что оператор не должен ничего менять, а держать оптимальный режим и все... Вся ответственность за набор у пилота. Только в этом случае удается максимально использовать возможности лебедки. Это первый опыт, к счастью без происшествий...
Добавлю от себя пять копеек... Десятый год тягаю планеры на Геркулесе. Оператор обычно держит диапазон оборотов двигателя(или скорость троса если лебедка оборудована датчиком) выработанный на основании опыта затяжек планеров, погодных условий, загрузки планера, и его скоростных характеристик. А пилот по необходимости корректирует работу оператора. В любом случае это совместная работа как и любая буксировка. Хотя из кабины лебедки совершенно отчетливо видно, по динамике набора, попал планер в нисходняк или стабильно набирает в "молоке". А по нагрузке на трос и на двигатель очень хорошо ощущается попадание в поток.
 
Для нашего Геркулеса, Бланика с двумя пассажирами, зимы, встречном ветре 2-3м/с, атермичная погода, картина по оборотам выглядит так: 2100- разбег, 2100 - 2000 - переход в набор, 1950 - 1750 - обороты в наборе(плавно снижаются к моменту отцепки).
 
А можно про Геркулес по подробнее. И РЛЭ к этой лебёдке.
К сожалению у меня этого нет, может коллеги по цеху помогут, киньте клич, может отозовутся.
Лебедка тоже стоит в нерабочем состоянии, старики ушли, молодежь планера не тянет без государственной поддержки, так что дельтапланы и парапланы - наше все. Могу скинуть контакт очень грамотного человека, он в РФ живёт, который умеет грамотно программировать контроллер для буксировки.
Это не будет дешево, но результат будет офигенный, с операторами станет значительно проще, как и с качеством затяжек.
 
В парапланерном/дельтапланерном мире обычно это взлетный вес, то есть пилот+снаряжение + небольшая коррекция в ту или иную сторону исходя из опыта пилота и погодных условий.
Так "взлётный" вес или "пилот+снаряжение + небольшая коррекция"? Это две большие разницы.
 
Из дельтапланерного опыта.
Тяга 110- 120 кг-( крыло + пилот с причиндалами) много. Набор в штиль за 5 м/с, но крыло мягкое и достаточно нетипично "выкручивается" .К тому же у нас спираль в наборе 60 град- редко.
На активке комфортнее 80-90 кг, про пассивку не скажу, но там меньше.
И сразу тягу давать нельзя, ибо при обрыве,отцепе- клевок с втыканием в землю. Пардон за сумбур.
 
Так "взлётный" вес или "пилот+снаряжение + небольшая коррекция"? Это две большие разницы.
Вес пилота в летной экипировке, подвесная система (с запаской, приборами, карабинами и прочими аксессуарами), вес самого крыла - это и будет взлетный вес.
То есть одеваешь снарягу, собираешь крыло за стропы, становишься на весы и видишь свой вес. Коррекция - это зависит от опыта.
Начинающего буксируют с меньшей нагрузкой, так как вероятность ошибки больше, акропилотов - с большой, так как опыта у них не занимать, а высота им нужна максимальная. Как-то так.
Так как тут больше о планерах, то речь, естественно, о активной лебедке, так как планерных пассивок не бывает.

Вот так иногда коротаю выходные.

winch.JPG
 
Назад
Вверх