Итак, о первых полётах.
Поднимал планер в воздух сам Альгимантас. Забегая вперёд, от себя хочу сказать, что он – опытный планерист, инструктор, призёр планерных соревнований. Летает на планерах стандартного класса, на ЛАК-12, обучает других на «Бланике».
Рассказ и впечатления об первых полётах здесь я буду писать с его слов, с небольшими моими пояснениями.
План был сначала сделать несколько подскоков за самолётом с отцеплением, чтобы убедиться, что все в порядке с управлением и с центровкой. И лишь потом, убедившись, что все в порядке, подниматься в зону. В день испытаний дул сильный, почти боковой ветер. Во время первого старта, боковая составляющая ветра была довольно большая, из-за чего не удалось выдержать направление и уровень крыльев. Я в то время поднимал его на «Вильге», краем глаза через зеркало заднего обзора увидел, как планер ушёл в сторону, и почувствовал отцепление. Облетая по малой коробке, с воздуха я увидел, как планер стоял развёрнутым почти хвостом к направлению взлёта. Один старый планерист, который летал на таких планерах, говорил, что он склонен к касанию земли концовками крыльев при взлёте. Этому способствует длина самих крыльев, их отрицательный поперечный V, загнутые вниз концовки. То есть, получается довольно маленький клиренс между концовками крыльев и землёй. К тому же, наверное, при взлёте с боковым ветром, к разворачиванию способствует и большая парусность конструкции V образного хвостового оперения…
Так и случилось во время первого старта: планер крылом задел землю, концовкой даже вспорол почву. На такой маленькой скорости не хватило эффективности элеронов, чтобы поднять крыло. Благо, что окантовка консоли крыла (которая загнута вниз), сделана то-ли из дюраля, то-ли из магниевого сплава (сейчас не помню), и осталась невредимой. Наверное, позже из-за этого концовки крыльев на А-11 переделали по подобию «Бланика», а на А-15 они только такие и были.
У нас в аэроклубе не лётное поле, а полоса. Поэтому, второй прыжок с отцепкой, а потом и полет в зону делали немножко наискосок к полосе, сколько это было возможно к ветру.
Второй прыжок прошёл намного спокойней. Стало ясно, что планер управляется нормально, можно лететь в зону.