Ну да ладно, про Брайтона с Хамфри говорить будем, или так поверите?
Валяй! Интересно послушать прочесть
:~)
Для начала рассмотрим собственно тепловые циклы(формулы в Википедии). Берём в качестве исходного примера тот же ТС-21 с ПИк=2. Получаем:
- "Родной" для этого ГТД цикл Брайтона дает термический КПД 0,18(округляя в бОльшую сторону);
- Цикл Хамфри при ПИк=1, сиречь БЕЗ наддува, он же цикл Ленуара -- 0,28. Значение "лямбда"(степень повышения давления при сгорании) принята 6,5. Именно такое значение макс.давления в КС, полученное на экспериментальной установке НПО "Салют", приведено в сборнике по ЗКС от дяди Юры;
- Цикл Хамфри при ПИк 2(как в ТС-21 выше) - 0.38, при "лямбда" принятой 5(скорее всего это значение мной заниженно, но сделано это сознательно, "в пользу бедных");
Чем выше тепловой КПД, чем выше давление в КС, тем выше Тгазов, тем меньше требуется топлива для получения газов нужной температуры.
Золотниковая КС(далее ЗКС) имеет способность к самовращению(если это предусмотрено конструкцией), т.к. является даже в безнаддувном варианте простейшим ГТД выполняя роль и КС и реактивной турбины/"турбины Герона" со степенью реактивности= 1. КПД её меньше чем у ЦС или осевой, но тем не менее вырабатываемая ей мощность(уж коли оная все равно есть) может использоваться для привода вспомогательных агрегатов(генератора, масляного, топливного насосов, компрессора наддува кабины и пр.) или даже для привода компрессора(например подпорной ступени).
По мнению ребят из "Сатурна" ГТД с ЗКС может быть экономичнее классического "одноклассника" на 40%. Для ЗКС конструкции Дормидонтова(с осевым течением) или моей
😉 это значение может быть и выше за счёт лучшей продувки.
ЗКС особенна эффективна при невысоких ПИк, т.е. в сегменте микроГТД, где традиционные не блещут.
Как-то так.