Любые события, с течением времени, в силу человеческой способности к мифотворчеству, обрастают несуществовавшими подробностями, а то и вовсе выдуманными фактами. Самолет мы построили в 1990-м году, а не в 91-м. 10 марта 1990г., около 11 часов, я его впервые поднял в воздух, пролетев по кругу на высоте 100м. Капот случился на 16-й заправке испытательных полетов (полетов было больше, т.к. я летал "с конвеера"). Я опишу этот день подробнее, может быть кому-то, что-то пригодится в своей практике. В тот день мы должны были испытывать влияние центровки на управляемость. В 11 часов я выполнил полет по кругу на пустом самолете, сбалансировал его на скорости 140 км/ч и больше триммер не трогал. После чего мы загрузили 5 мешков с землёй (обычные мешки, а вовсе не бумажные), по 80 кг. в мешке (тщательно взвешивали) и уложили ближе к моему сиденью. В воздухе балансировка практически не изменилась. После посадки переложили мешки к задней стенке - в воздухе на скорости 140 появились незначительные давящие усилия на штурвале (на первом варианте были два штурвала от Ан-2), пилотировать было можно не пользуясь триммером. После посадки сказал, чтобы загрузили ещё пять мешков. Мужики возмутились, дело в том, что землю нужно было копать лопатами и тяжеленные мешки тащить на весы, а потом метров 20 на руках до самолёта, и затаскивать в салон. "Чем мы тебе не мешки, давай залезем и будем менять тебе центровку как захочешь". Я согласился, всё работало отлично и беспокойство ни что не вызывало. В самолет залезло 6 человек и мы полетели. В воздухе они толпой бегали из конца в конец. При отпущенном штурвале, сбалансированный самолет практически ни как не реагировал на их перемещения. Попытка раскачивания самолета, когда они толпой бросались то на один, то на другой борт, выглядела как если бы шесть тараканов пытались раскачать рыбацкую лодку, а потом, когда я им ещё и создал невесомость - наступило бурное веселье, которое передалась и мне. Мы летали над колхозными полями, пикировали на колхозников, выполнявшим сев, качали крылом дояркам на ферме. Летали почти до полной выработки бензина. На посадке, даже с грузом более 800 кг. самолет на малом газе шел с перелётом, что у меня вызвало крайнее неудовлетворение. После приземления я, не опуская носовое колесо, вновь дал газ и взлетел. "Ну, блин, на этот раз посажу тебя как положено, в самом начале полосы" - решил я! И посадил... Зашел подальше, снизился пониже, на высоте 50 метров последний раз глянул на скорость, она была 130 км/ч (нужно было 90). "Ни фига себе" - подумал я. Я убрал обороты на малый газ, но ни каким чутьем не почувствовал уменьшения скорости, тогда, не долго думая, выпустил закрылки на 40 гр. (до этого всё время взлетал и садился с закрылками на 15 гр.) и самолет буквально рухнул на землю с высоты примерно 20 м. Я только и успел рвануть штурвал на себя что было сил. Приземление произошло на три точки за 80 м. до полосы. Удар был чудовищный. Амортизаторы основного шасси сломали силовой шпангоут и вошли во внутрь. Носовая стойка зарылась по самый фюзеляж и сломалась. Винты зацепились за землю, сломались и двигатели остановились. От удара вылетели аккумуляторы из носового отсека и обесточили самолет (это нас и спасло от пожара. Бензобак находился в салоне,его разорвало и мы все были в бензине). Самолет воткнулся носом в землю под углом градусов 40 и пропахав 20 м., став на двигатели, перевернулся на спину (до этого, под углом, его держал стабилизатор встречным ветром примерно 10 м/сек и была какая-никакая поступательная скорость). При ударе о землю килем, сломалась хвостовая балка. Фюзеляж был ещё чем хорош, что пазы, в которые входили дверки, были под определенным углом и при деформации фюзеляжа буквально отстреливались. Когда всё закончилось, я висел на ремнях вверх ногами и мне в лицо сыпалась земля из разорванных мешков. Расстегнув ремни я стал на ноги и выскочил в дверной проем. Возгорания и дыма не было. Из проема грузовой двери (которая тоже "отстрелилась") чертыхаясь вылазили ребята, засыпанные землёй. Все были целы, но вдруг обнаружили, что одного нет, лично у меня перехватило дыхание - неужели погиб?! Заглянув в фюзеляж увидели без движения засыпанное землёй тело, придавленное разорванным мешком. Убрав мешок, вдруг, там, где должно быть лицо, фонтаном разлетелась земля, открылась, вся в земле,красная пасть и заорала: "Выносите людей!" Такой истерический хохот я раньше слышал только в кино! Я позвонил председателю, сказал, что произошла авария. Он тут же примчался, молча обошел "дрова" (вовсе не матерился), спросил все ли целы, получив утвердительный ответ, повернулся ко мне и зло, сквозь зубы сказал: "Чтобы через три месяца здесь (показал на аэродром) стоял такой же самолет!" Сел в УАЗик и, зло хлопнув дверкой, уехал. Через месяц на аэродроме уже летал другой, лучший самолет.
Вот так я опростоволосился! Думаю, что если бы была ручка управления (как на Сх-2), а не штурвал, аварии могло бы и не быть. Когда самолет пошел к земле нужно было бы дать максимальные обороты - двигатели были установлены под углом 3 градуса к ПОС и спокойно бы вытянули. Но руки были заняты штурвалом... А так, нам тогда очччень крупно повезло!