Поменяем блистера багажника на простой плекс, без выпуклостей. Этим надеемся снять завихрения, лучше условия для стабилизатора. Поставим законцовки на консоли.
Получили допуск на эксплуатацию до -40 гр. Ц.
Утвердили увеличение взл. массы до 930кг, посадочеый вес - 840.
Предлагаю вашему вниманию коллеги.
Рекомендации по улучшению аэродинамики и
ЛТХ самолёта СЛ-А(А) № ЕЭВС 02.0159
Оценки лётно-технических характеристик (ЛТХ) самолёта СЛ-А(А) № ЕЭВС 02.0159 получены расчётом для максимального взлётного веса Gвзл = 840 кгс при мощности силовой установки N = 100 л.с. с винтом ВК-7 постоянного шага. При правильно спроектированной механизации крыла и настроенной силовой установке получено:
Скорость сваливания во взлётной конфигурации ([ch61540]з = 10°): Vсв взл = 78 км/ч;
Скорость отрыва ([ch61540]з = 10°): Vвзл = Vсв взл • 1,1 = 86 км/ч;
Крейсерская скорость горизонтального полёта: Vкрейс = 126 км/ч;
Максимальная скорость горизонтального полёта: Vmax = 163,5 км/ч;
Длина разбега (сухой бетон, H=0, МСА): Lр = 290 м;
Взлётная дистанция: Lвзл = 390 м;
Скороподъёмность у земли (МСА): Vy = 3,5 м/с;
Установившаяся перегрузка: ny = 1,6;
Максимальная дальность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс: L = 600 км;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс: L = 1000 км;
Максимальная продолжительность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс: T = 4,8 ч;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс: T = 7,9 ч.
Увеличение взлётного веса до Gвзл = 930 кгс приведёт к ухудшению ЛТХ до следующих значений:
Скорость сваливания во взлётной конфигурации увеличится до Vсв взл = 83 км/ч;
Скорость отрыва увеличится до Vвзл = 91 км/ч;
Крейсерская скорость горизонтального полёта снизится до Vкрейс = 118 км/ч;
Максимальная скорость горизонтального полёта снизится до Vmax = 161 км/ч;
Длина разбега (сухой бетон, H=0, МСА) возрастёт до Lр = 475 м;
Взлётная дистанция увеличится до Lвзл = 640 м;
Скороподъёмность у земли (МСА) снизится до Vy = 2,6 м/с;
Установившаяся перегрузка снизится до ny = 1,4;
Дальность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс уменьшится до L = 500 км;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс уменьшится до L = 900 км;
Продолжительность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс уменьшится до T = 4,2 ч;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс уменьшится до T = 7,6 ч.
Как видно, ЛТХ самолёта при взлётном весе Gвзл = 840 кгс вполне удовлетворительны, но при увеличении Gвзл до 930 кгс очень сильно ухудшаются взлётно-посадочные характеристики (ВПХ) – длина разбега и взлётная дистанция увеличиваются более чем в 1,5 раза, а скороподъёмность у земли существенно падает. Более того, в соответствии с АП-23 для сухопутных самолётов угол набора высоты должен быть не менее 1:12 и это условие выполняется при весе Gвзл = 840 кгс, но при Gвзл = 930 кгс угол становится 1:14 т.е. недопустимо малым.
Если увеличить размах крыла до 11,3 м, а площадь, соответственно, до 14,3 м2, то при
Gвзл = 930 кгс ЛТХ немного улучшатся, в частности:
Скорость сваливания во взлётной конфигурации: Vсв взл = 81 км/ч;
Скорость отрыва: Vвзл = 89 км/ч;
Крейсерская скорость горизонтального полёта: Vкрейс = 122 км/ч;
Максимальная скорость горизонтального полёта: Vmax = 160 км/ч;
Длина разбега (сухой бетон, H=0, МСА): Lр = 400 м;
Взлётная дистанция: Lвзл = 530 м;
Скороподъёмность у земли (МСА): Vy = 3 м/с;
Установившаяся перегрузка: ny = 1,5;
Дальность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс: L = 560 км;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс: L = 950 км;
Продолжительность полёта с запасом топлива Gтопл = 86 кгс: T = 4,6 ч;
с запасом топлива Gтопл = 137 кгс: T = 7,8 ч.
Угол набора высоты увеличится до минимально приемлемого 1:12. Существенного улучшения ВПХ можно добиться подбором винта под конкретный двигатель. В частности, при Gвзл = 930 кгс и подобранном винте можно ожидать:
Длина разбега (сухой бетон, H=0, МСА): Lр = 280 м;
Взлётная дистанция: Lвзл = 390 м;
т.е. ВПХ даже лучше, чем при Gвзл = 840 кгс.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Не рекомендуется увеличение взлётного веса самолёта без модернизации винто-моторной группы (ВМГ). Модернизация ВМГ может быть проведена путём подбора винта под конкретный двигатель из условия достижения максимальной статической тяги.
2. Модернизация крыла путём установки законцовок, увеличивающих размах до 11,3 м и площадь до 14,3 м2, допустима, но требует оценки прочности крыла. Рекомендуемая форма законцовок показана на рисунке.
Рисунок
3. Достоверность расчётных оценок ЛТХ существенно зависит от реальных, а не паспортных, характеристик винто-моторной группы. В частности желательно знать действительные, а не заявленные производителем, максимальную мощность двигателя, соответствующее ему число оборотов винта, геометрические параметры винта (диаметр, шаг, угол установки лопастей по 0,75R, число лопастей), статическую тягу на максимальной мощности, удельный расход и тип топлива.
В.н.с. НИО-1
к.т.н. Сохи Н. П.
Литература
1. Руководство для конструкторов летательных аппаратов самодеятельной постройки.
Том 1. Общие технические требования, аэродинамика. – Новосибирск, СибНИА, 1994,
246 с.
2. Авиационные правила. Часть 23. Нормы летной годности гражданских легких
самолетов, 1991, 280 c.