Добрый день Господа! Загрузил файл с БРИЗом.
http://narod.ru/disk/27055027000/briz_1.txt.html
(дополненный файл еще одним бризом загрузил и без переносов)
Очень рад, что мое фотографирование и "рисование" полезно!
Что касается контактов с Национальным музеем республики Татарстан - ноу проблем, думаю... - наберите в яндексе название музея, там можно найти телефоны, е-мэйл. Если Ваша цель - научное исследование аэроплана и Вы понимаете, что Вы можете принести пользу сохранению этого аэроплана - любой понимающий сотрудник музея Вас примет, окажет содействие. Необходимо только отношение от какой-либо организации, где указывается цель исследования По-2.
С моей точки зрения очень важно снимать чертежи с натуры. Это тоже обеспечивает сохранность (мало ли что произойти может). Даже если бы были чертежи этого аталона, все равно важно снимать с натуры - часто натура отличается от чертежей.
Думается, первоочередные задачи:
1. Важно профиль крыла снять еще раз с натуры, благо, как видно на фото - есть не обшитые нервюры. Снять профили нервюр оперения. Профессионально, преварительно разработав метод.
2. Исследовать все модификации, что указаны в "Бризе", проверить, соответствуют ли эталону, описать их (где нет гвоздей, как изменена конструкция гаргрота, как уменьшена подушка сидения...).
3.Четко понять, эталон какого года, этот аэроплан.
4. Исследовать заводские номера, кажется на лонжеронах они должны быть.
5. Максимально изучить историю этого аэроплана, описать ее, сделать доступной для всех на форуме!
6. Разработать рекомендации музейщикам, как его дальше сохранять.
7. Надо начинать составлять таблицу заводских номеров У-2, По-2!
С точки зрения научного сохранения истории техники реставрация в том виде, каком ее делали в музее это не правильно.
До сих пор нет чертежей всех серий винтов на По-2! ПОдлинник надо так реставрировать, чтобы максимально осталось первоначальной информации о нем. Когда мы нанесем шпатлевку, хуже - оклеем стеклотканью :'( - очень жалко смотреть на такой "идеально красиваый винт".
В Арт и метье музее в Париже - Блерио, Бреге... стоят в том виде как они туда поступили - да они обшарпанные, пятна, разрывы - но когда ты смотришь на него, ты понимаешь что это подлинник. Например, прорезиненная материя Блерио состарилась, но сделав хим анализ можно понять, какой она была. Да, в арт и метье музее есть такие специалисты.
Музей в Татарстане - все-таки это музей! Конечно у него были тяжелые времена - он горел, мало финансировался, но он имеет дореволюционную историю. Сотрудники могут не отличить ногу шасси и стойку от вешалки, но к обоим этим предметам они будут относиться как к музейным предметам. Там в коллекции есть и египетские мумии кстати... У этого музея есть и инструкции по хранению предметов с различными материалами, методики консервации (и в принципе у них есть наверное потенциальная возможность распространить это на По-2, надо только помочь им сделать это профессионально). В Монинском музее, который является все-таки ведомственным. Здесь меньше уделяется "экспрессии" - оргининалу до каждой пылинки без изменений. Больше научной работы и то не как к музейным предметам а как к самолетной технике и вообще многое держится на волонтерах, как рассказывал Ю.В.Кузьмин.
Короче считаю не правильным реставрировать предметы, лучше делать только новые, а старые сохранять... Какого цвета был винт казанского По-2 до реставрации - не знаю!
И вообще этот аэроплан, наверное наша жемчужина! Кто видел в Монино аппараты, тот поймет - там узлы все варены, переварены, хотя тот, который стоял в дальнем ангаре - очень даже ничего. В 1991 году с него я эскизы снимал - дома лежит Ватман оргомный боковины передней части. Жаль тогда не было цыфрового аппарата, а вспышка не работала и фото не получились, но зато много эскизов.
Еще мысль - По-2 имеет огромную историю. Даже если бы он имел бы жуткие аэродинамические характеристики, он все равно был бы интересен - во первых с научной точки зрения - в его создании, эксплуатации, проектировании модификаций, за такое долгое время, участвовало очень много людей, вносивших свои мысли, деливших свои радости, горе... Этот аэроплан как сундук с сокровищами, наполнен "мозгами" наших предшественников. Даже если бы он был бездарным аэропланом - он очень наукоемок! Нужно только сделать или найти правильный магнитофон, чтобы прочитать сатарую кассету...
Также этот аэроплан вобрал в себе все самое лучшее из дореволюционных конструкций. - Это классический дореволюционный аэроплан, учебник по конструкциям до 1917 г. или дореволюционный аппарат с современными характеристиками.
Кроме наукоемкости - это огромная экспрессия - это как египетская пирамида! Это памятник летавшим на войне, покорявшим полюс, жившим в 20-е, 30-е, и т.д. а то и раньше.
Относительно аэродинамики: высокое качество аэродинамическое на тихой скорости. Это позволяет не просто лететь полого и увеличивает радиус планирования (и радиус выбора площадки при отказе двигателя), но и позволяет лететь медленно и увеличивает время планирования и выбора площадки. Скорость 60 км/ч при качестве 8. Даже сейчас такой аэроплан найти редко можно. Пайперы, цессны с выпущенными закрылками отнюдь не 8 качество имеют!
Вот такие мысли...
Вот еще какая мысль - сам факт, что в у нас столько народу занимается По-2 - в том числе Олег Юрьевич Лейко, Виктор Васильевич Акимчук, Михаил Александрович Маслов, Андрей Волков, Самарцы, в Харькове Александр Иванович Тюрин... Игорь Владимирович Кочкар, Геннадий Григорьевич Хмыз, умерший Николай Мовчан...
Что их столько сделано в современной России создало сверх возможности для современного строителя По-2! Кроме того, сам факт что российский аэроплан делается в России усиливает эти возможности! Невидимые информационные связи, "национальные... особенности охоты" позволяют это...
И наш аэроплан, пускай сделанный даже не правильно - он все равно наш аэроплан, а значит более подлинный, чем где-нибудь во Франции! :🙂