Добрый вечер Snaka! Сейчас за окном метель. А узел чертил в 2006 г. сразу после Нового года в пос. Стрельна под Питером, шел дождик мокрый...
Чертил с узла, который передал Михаил Александрович Маслов - интересный узел со старым типом сережчатых тандеров с сухариками а также с ушковым болтом 5 мм (на фото справа). Вероятно это эталон аэроплана 1936 г.! Края основания болта сточены под 45 градусов, как в чертежах всех описаний.
Узел ни чем не отличается кроме полукруглых выступов на концах и дырки под болт 5 мм от узла более позднего По-2, кажется по чертежам 38 г. (фото слева). Это фото с узла Сергея Анатольевича Лаврентьева. Он нашел в Карелии остатки По-2. Там стоял болт ушковый 4 мм! у этого узла нет полукруглых выступов на концах. Болт 4 мм - основание не спилено под 45 градусов. Точно не знаю, может еще более поздний эталон, но У-2, который нашел Лаврентьев - точно военного времени с усиленными узлами, как в 38 г. Чем эталон 41 года от 38 отличается, так пока и не понял. Вадим Ростиславович Михеев году в 2007 говорил, что нашел какой-то документ, что конструктор А.С.Яковлев издал указ перед войной облегчать все сильно, видимо под этот указ и превратили болт 5 мм в 4 мм!
Выкладываю ссылку на материалы по узлу 0873 к
http://narod.ru/disk/1120662001/0873k.zip.html
в папке 001zakonch - по узлу старого типа (основной, который во всех описаниях, даже 1941 г.) Также мои рукописи по обоснованию размеров...
в папке 002rabot - узел позднего типа, не доделанные чартежи и может быть не правильные, давно-давно чертил...Здесь точные размеры болта 4 мм ушкового.
В папке 003ostalnoe - мои каракули с эскизами снятыми с натуры, в том числе болта 5 мм - у Маслова в Москве в 2007 г. чертил. Здесь же эскиз устройства для штамповки чашечек сережчатых тандеров, которыми Маслов с компанией работали.
Интересно, сережчатые тандеры (Тандер нор.№3, дет.№8373 к) ни чем не отличается от тандеров для Як-18Т, только на Яках - дырка 4 мм, а на У-2 - 3 мм. Вероятно этот тандер перекочевал в УТ-2 (в описании можно увидеть это, там так и написано - тандер типа У-2). Ведь серийным выпуском Ут-2 занимался на заводе №47 в Ленинграде Григорий Иванович Бакшаев, до этого он У-2 на 23 занимался! Когда держишь в руках, тандер У-2 военного времени и современный от Як-18Т последней 36 серии ни чем не отличаются. Надежда на то, что со Смоленского завода кто-нибудь достанет рабочие чертежи этого тандера. Я с натуры снял, конечно это также точно, но на СМАЗе (в Смоленске, где выпускают Як-18Т) там похоже чертеж получен со старинного оригинала - интересно представление чертежа. Я видел только сборочный чертеж. Анатолий Ибрев, дорогой! как там дела в Смоленске?