Самолёты и мотопланеры Pipistrel.

SunF

Летайте безопасно!
Вчера набрел на статью об этой словенской компании и был изрядно впечатлен.
Самых впечатляющих ЛА два:
Двухместный электрический (!!!) серийный мотопланер Taurus Electro. Насколько знаю, на сегодня единственный в своем роде.
Летное качество 41, скороподъемность с двигателем - 3,1 м/с. Показатели движка, правда, не впечатляют: с мощностью 20 киловатт батареек хватает лишь на 11 минут (17 минут с дополнительными батареями).
Впрочем, полетать для себя вполне хватит - на высоту 600 метров, вполне достаточную для хорошего дня, планеру нужно чуть больше трех минут. Так что зарядки даже с обычным аккумулятором хватит на три нормальных полета.
Зато затрат - никаких.
Интересная фишка этого мотопланера - специальный трейлер с солнечными батареями. В хороший день батареи заряжают аккумулятор за 5 часов.

Вторая летадла еще интереснее. Самолет Virus SW (Short Wings). Со стосильным Ротаксом в сверхлегкой версии (до 472,5 кг.) крейсер 273 км./ч (!), максималка - 302 км/ч. Скороподъемность 8,4 м/с. Летное качество - 15. Взлет 140 метров, дальность 1450 км. Перегрузки +4/-2.
Но главная фишка самолета не в этом. Вирус - двухкратный победитель кубка НАСА на самый экономичный самолет. С 80-сильным Ротаксом Вирус обставил CTSW с показателем 13,6 литров в час при круизе 246 км/ч.
 

Вложения

  • TaurusElectro_pressrelease.jpg
    TaurusElectro_pressrelease.jpg
    122,2 КБ · Просмотры: 389
  • IMG_6004small.jpg
    IMG_6004small.jpg
    57,3 КБ · Просмотры: 307
  • Sw2011.jpg
    Sw2011.jpg
    22,6 КБ · Просмотры: 324
Почти два года наблюдаю за успехами этой словенской компании. Как планеристу, очень интересен Taurus.
Но, по отзывам летавших на нем, при всех достоинствах, все же машина не для нашей средней, а тем более, слабой погоды.

Надеюсь осенью лично проверить, настолько ли хорош Taurus в узких термиках, насколько в волне.

[media]http://www.youtube.com/watch?v=5Iu4EKpmFjA&feature=youtube_gdata_player[/media]
 
Как планеристу, очень интересен Taurus. 
А почему именно Taurus?

Самые свежие на сегодня цены:
Таурус мото-версия - 89 500 евро (и бензиновая, и электро);
Таурус - безмоторная версия - 59 000 евро.

Вирус СВ (версия с носовым колесом, 100-сильный Ротакс) - 79 300 евро.
Если кому интересно, могу переслать прайсы и полные спецификации, присланные производителем.
 
На таурасе не пробовал, а на sw летал. Есть там одна особенность. Лонжерон крыла проходит акурат перед лбом и чуть выше. Поэтому при малейшей турбуленции головой бьешся об лонжерон. Даже если очень хорошо пристегнулся. Поэтому скорость в турбулентной атмосфере ограничена.
 
На таурасе не пробовал, а на sw летал. Есть там одна особенность. Лонжерон крыла проходит акурат перед лбом и чуть выше. Поэтому при малейшей турбуленции головой бьешся об лонжерон. Даже если очень хорошо пристегнулся. Поэтому скорость в турбулентной атмосфере ограничена.
"особенность" - да это блин настоящий жирный косяк! Летать в шлеме - один выход.
 
Я про лонжерон,о которую бьёшся головой- плата за скорость при высокопланной схеме! 🙂
 
Я про лонжерон,о которую бьёшся головой- плата за скорость при высокопланной схеме! 🙂
Да понял я! 🙂 и ответил: за такие бабки еще и башкой биться! Или так во всех высокопланах? Летал только на Текнаме - голова не болела. Плюс мне всегда казалось, что на определенной скорости болтанка должна легче переноситься, трясти меньше.
 
Текнам,ЕМНИП, подкосный-это другая силовая схема. А болтанка в большей степени зависит от нагрузки на крыло. У этого аппарата,она по-моему довольно низкая.
 
Есть там достаточно места для разново телосложения. До 1.90 м. лонжерон находитса относительно далеко от головы так што даже при турбуленции ето не проблема. Ну а в Таурусе места больше чем в "джакузи" ..

Кому интресно полетать на ВИРУС'е или на ТАУРУС'е приглашаем в Вилниус!

Один новинкий Таурус скоро появитса в Новосибирске!

http://www.aeroteka.eu/ru
 

Вложения

  • taurus_inside.jpg
    taurus_inside.jpg
    40,3 КБ · Просмотры: 297
  • Taurus_in_flight.jpg
    Taurus_in_flight.jpg
    44,2 КБ · Просмотры: 290
🙁 , а если не секрет в чем причина задержки?
Я почему интересуюсь.
Хочется мотопланер, с фениксом прокатили. А пипистрелы на сайте пишут, что в России уже отметились.
 
Что касается планеров с электрическим двигателем, то тот, что на фотографии не единственный. Я в этом году во Фридрихсхафене видел несколько таких образцов.  В основном Словенские - видимо у ни х там это хорошо развивается. Если интересуют планера с двигателями, то рекомендую посмотреть www.stemme.de  Там есть интересный экземпляр, правда не на электричестве. А еще  www.alexander-schleicher.de  Тоже любопытный планер
 
Мне тут одна сволочь рассказала:

Pipistrel Virus SW + Rotax 912 ULS +ВИШ (наверное можно распространить на просто вирус и синус)

В целом, не плохой ультралайт. Сертификации на АОН не имел ни в одной стране мира. Может летать в LSA по американски, до 600 кг на взлете. 
Достоинства- высокое качество исполнения поверхностей. Аэродинамически качественный планер. Планерное происхождение (корни) очевидно.
Развитые рулевые поверхности. Флапероны по всему размаху.
Сбалансированный дифференциал элеронов, практически не требует дополнительного вмешательства другими рулевыми поверхностями  при выполнении виражей. Удачно выбранное положение руля направления, также не перегружает пилота корректирующими воздействиями по другим поверхностям. Достоверно и эффективно управляется почти по всем осям. Достойно ведет себя при сваливании (валится при 450-470 кг веса, на 65км/час). Исполняет прогнозируемо и достаточно долго. Выходит очень быстро и с минимальными потерями высоты.  Хорошая шумоизоляция (это общее для пластиковых самолетов)

Недостатки:
1. Цена.
Перегруженность самолета в базовой комплектации совершенно ненужными электронными системами контроля мотора. Достоверность этих приблуд под большим сомнением.  Желание выглядеть подороже за счет установки экрана на приборной панели, этакое надувание щёк за счёт клиента.
При этом, действительно необходимые приборы (аналоговый анемометр-альтиметр-вариометр) за дополнительную плату.
2. Цена
Да опять таки, совершенно необходимые интерцепторы-воздушные тормоза, только за дополнительную плату. Без оных, самолет требует излишне (для ультралайта) длинной полосы. Тормозных возможностей флаперонов в максимальном 19-и градусном сетапе, недостаточно, для эффективного снижения (STOL посадки).
3. Вы таки можете смеяццо, но опять в списке недостатков – Цена!!
От рождения комплектуется колесиками, под которые необходима или полоса с твердым покрытием или очень вылизанная грунтовка-трава. А приличествующие колесики Тундра, только за дополнительную (и не малую) плату.

Далее:
Кабина- тесная и низкая. Пилот с ростом 182 и 50-м размером куртки, в той самой куртке помещается в самолете, только сильно подвинув тело вперед в полулежачей позе. При этом нижняя треть спины остаётся без поддержки, что при декларируемых круизных возможностях, делает затруднительным полет более часа. Действительно есть такая тема, что головой (достаточно рослый пилот от 180 см) больно упирается в лонжерон или раскос.
Сидеть рядом для пилота 80 кг и пассажира 60кг, уже тесновато. Одним локтем постоянно шкрябаешся об тягу и язычёк дверного замка, другой надо прибирать на грудь, что-бы не упираться в соседа. Для декларируемого круизера, крайне некомфортно.
Обзор- вперед по курсу, практически никакой. Или упираться головой в лонжерон-раскос, или лететь только по боковым окнам. Верхнее окно, только «для мебели» Вывернуть голову так, чтобы посмотреть наверх -невозможно. Соответственно обзор только по бокам. В версии с хвостовым колесом, на посадке после касания, ось  и конец полосы просто не видно, ориентирование только по боковым границам. В трехстоечной версии переднюю стойку на последних самолетах укоротили на 50мм, что-бы сделать хоть как-то возможным обзор вперед на посадке и рулении. В старых самолетах с носовой стойкой, так-же нихера не видно по курсу..
Большой диапазон рабочих скоростей требует триммирования по РВ, но рычажек триммера, мелкий, с излишним усилием и крайне неудачно фиксируемый. Дико бесит.
На посадке, работа с флапами и воздушными тормозами, требует от пассажира «прикинуться ветошью», ну очень тесно…
Очень чувствителен по рулям. Для круизера это не здорово. Не хватает экспоненциального передающего элемента, для уменьшения углов отклонения в районе нейтрали. Недостаточно кабрирующее и пикирующее отклонение РВ (но возможно, это именно и только на том самолете который был под жо.ой). Т.е. на взлете с хвостовым колесом, хвост не поднять. И на посадке завесить и поставить на три точки, тоже никак.
Хвостовое колесо не амортизировано, катание по кочковатому грунту, увлекательно.
Декларируемые полетные характеристики, мягко говоря, фуфельные.

Наверное хватит пока…

Как резюме от той самой сволочи: Красная цена в базарный день, с полным фаршем ну 65 ну 70 т.е., но никак не 90…    
Альтернативы есть.
 
Мне тут одна сволочь рассказала:
От рождения комплектуется колесиками, под которые необходима или полоса с твердым покрытием или очень вылизанная грунтовка-трава. А приличествующие колесики Тундра, только за дополнительную (и не малую) плату.
Товарисчь видимо не понимает,что колёса "Тундра" данному с-ту -как седло корове,по концепции. А коли есть желание иметь такие колёса и пользовать корявую ВПП,то есть множество других с-тов,не имеющих высокого К,но обладающих множеством других полезных качеств!
 
Назад
Вверх