Привет всем с другой стороны фронта, крылатые! :~)
Очень интересно и познавательно было прочитать этот тред. Не всегда приятно узнавать о себе такую "правду": и недисциплинированные мы все поголовно, и малокультурные, спим и видим, как бы нам на глиссаду вылезти, и вообще надо стрелять нас из маузера и бить спуткой об землю. Видать, не доросли еще некоторые ваши представители до осознания такого простого факта, что небо - оно у нас одно, на всех общее, и как ни крути - нам придется сосуществовать. И летать вместе гораздо приятнее, чем "пиз***ться на такого", потому что точно так же, как мне неприятно будет, если в меня врубятся на скорости 250 км/ч, точно так же и ты недалеко улетишь, если у тебя на крыле повиснет параплан площадью 30 квадратных метров. А, Коль?
😉
Но начну издалека. Прочитав тред, стало сразу ясно, что некоторые ваши гены вообще не представляют себе: как же эти тряпочки летают? А мотор-то где?
😱 Во имя общего блага придется взять на себя долг просветить вас об этом, раз уж раньше никто не удосужился. А на самом деле все очень просто. Как абсолютно верно сказали раньше, ветер, набегая на склон, обтекает его со всех сторон, в том числе и сверху, приобретая тем самым некоторую вертикальную скорость. Получается так, что гора как бы отбрасывает своим склоном часть ветра вверх. Именно в таком восходящем потоке, называемом в народе динамиком, и летают мужественные спортсмены пара- и дельтапланеристы. Что же нужно для полета в динамике? Ну во-первых, естественно, ветер - никак не меньше пяти метров в секунду, но и не больше собственной скорости аппарата (парапланеристы обычно не летают при ветре больше 10, дельтапланеристы при ветре больше 15 м/с). Во-вторых, очень здорово, когда ветер набегает строго под прямым углом - в противном случае динамик держит ощутимо хуже, а неровности склона создают мерзкую турбулентность, которая добавляет пилотам душевных переживаний. И третий секрет успеха состоит в том, что не надо выходить из зоны подъема - для этого сразу после взлета делается поворот на 90 градусов и летим спокойно вдоль склона. Как только склон кончается - разворачиваемся на 180 и летим обратно, оставаясь в зоне подъема. Ни вперед от склона, ни назад уходить не нужно - нафига нам уходить из зоны, где поднимает? Таким вот примитивным образом, всего лишь периодически тупо разворачиваясь на 180 градусов, на северном склоне горы Клементьева можно набрать около ста метров над точкой старта - при соблюдении условий правильного ветра, разворотов в нужных местах, отсутствии в динамике других аппаратов, которые, как ни странно, мешаются, и тд и тп - я ж сказал "можно набрать", а не "любой дурак наберет"
😉. Сделаем предварительный вывод.
Рассказы о том, что на посадочной глиссаде несчастный ЯК был окружен со всех сторон злобными пара- и дельтапланеристами, не соответствуют действительности, а по-русски - просто п***ж и провокация. При северном ветре основная масса аппаратов наверняка находилась над северным склоном горы - мы только что выяснили почему. ЯК при северном же ветре должен был заходить со стороны Карадага, то есть с юга, если конечно пилот не практикует посадку по ветру. Но в действительности вполне могло оказаться так, что одиночный, подчеркну, одиночный дельтаплан или параплан мог оказаться над аэродромом. И сейчас разберемся почему.
Ранним-ранним утром, прямо с восходом солнца, первые же солнечные лучи, упавшие на землю, начинают её нагревать. Причем, так уж случилось, да вы и сами это сверху видели - земная поверхность довольно неоднородна - где-то черное распаханное поле, оно нагревается лучше, где-то темно-зеленый лес, он нагревается чуть похуже, но все равно хорошо, где-то полянка, поросшая травой - еще хуже, а где-то вообще озеро - совсем плохо прогревается солнцем. Происходит удивительная вещь - сильно нагретые участки земли начинают понемногу передавать свое тепло прилегающему воздуху. А теплый воздух, как известно, легче холодного. Воздух постепенно прогревается, прогревается, прогревается, а потом происходит нечто. Этим нечто может быть все что угодно - громко крикнувший человек, проехавший мимо автомобиль, перднувшая на поле корова... и от малейшего сотрясения вся эта многотонная масса прогретого воздуха внезапно устремляется вверх - в точном соответствии с законом Архимеда. В хороший солнечный день такие всплывающие пузыри далеко не редкость, они причудливым образом могут сливаться друг с другом, вытягиваться в длинную колонну снизу вверх. Не уверен, но думаю, что и вам, летающим с мотором, знакомы термические потоки, уж по крайней мере тряску легкие самолеты ощущать должны, попав в поток с вертикальной скоростью, скажем, +6.
Так вот, летит себе дельтаплан или параплан в динамике, и тут ррраз! - пошел подъем. Вообще оно и само по себе ощущается, но у нас даже специальные вариометры со звуковым оформлением есть - чем больше скороподъемность, тем сильнее они пищат. Ага, ясно, термик. Если есть высота и нет риска впилиться в склон - можно закладывать спираль, стараясь отцентрировать поток так, чтобы весь оборот спирали целиком проходил бы через зону подъема. И так, в спирали, можно набрать довольно приличную высоту - до тех пор, пока поднимающийся термик не остынет настолько, что перестанет подниматься. В нашей местности, и в Крыму в том числе, это легко может быть и полторы, и две, и две с половиной тысячи метров - зависит в основном от прогрева, а так же еще от тысячи разных мелочей в атмосфере, которые прогнозированию не поддаются. Кстати, поднимающийся термик выносит наверх много влаги, которая, конденсируясь на высоте, рождает красивые кучевые облака, поэтому кучевка на небе - признак хорошей погоды для парящих полетов. Пожелание безоблачного неба над головой в наших кругах что-то вроде проклятья ;D так что в следующий раз увидите дельтаплан, нарезающий круги под облаком - будете знать, за каким хреном он туда поперся. Сразу же придется разочаровать еще одного человека: на самом деле "гораздо более грамотные товарищи, которые имеют связь с диспетчерами и безопасно летают на утренней зорьке и на закате" просто чайники, которые боятся термичной погоды и связанной с ней турбулентности. Утром и вечером так и будешь болтаться в динамике: влево, вправо, влево, вправо..... пока не надоест, а на маршрут не улетишь - прогрева-то нет, термиков нет и мотора тоже нет. Про рацию тоже скажу: люди летают на сотни километров - смотреть здесь
http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=list_flights&sortOrder=LINEAR_DISTANCE - это какого же размера и веса рацию вы предлагаете брать с собой парапланеристу, если у него весь летательный аппарат весит пять(это не опечатка)!! килограммов?
Сделаем вывод и из этой части лекции. Дельтаплан или параплан, крутясь в потоке, всегда стремится из него не вывалиться, еще бы, за виток можно набрать 50 метров высоты! Но суровая правда жизни заключается в том, что потоки никогда не стоят на одном месте, а сдуваются ветром. Именно поэтому все дороги ведут в Рим, а все термики сдувает ветром с северного склона горы Клементьева на аэродром, и пилот, если он не хочет терять набор, вынужден следовать за ним, то есть спиралить, постепенно смещаясь по ветру. Небольшое лирическое отступление. Вообще-то дельтаплан - довольно сложная в управлении штука... рулей у него нет... а управляется он перемещением пилота в трапеции, а по-русски - перекидыванием ж*пы из стороны в сторону. Это я к тому, что в первый год обучения на дельте на динамик можно даже и не заглядываться, а полеты выглядят так: за 30 секунд улетел вниз, а потом полчаса тащишь 40килограммовую хрень на склон. Это всё здорово прочищает мозги, обучение более основательно, чем, к примеру, у парапланеристов, поэтому в основной массе пилоты дельтаплана более дисциплинированы и адекватны. Как ни странно, но на горе Клементьева действует РДК - республиканский дельтаклуб, и по приезду на гору почти все прослушивают инструктаж, в котором очень навязчиво не рекомендуют летать над аэродромом - над территорией, которая огорожена забором. Вряд ли кто-нибудь все-таки полез, проще набрать сколько получится над разрешенной территорией и свалить правее (на восток). 25 августа мой друг на дельтаплане так и сделал - набрать удалось 840 метров, он летал над Коклюком, над дельтабаром, над Отважным, нахрен ему ваш аэродром не сдался. Ну да фиг с ним - я вполне допускаю, что кто-нибудь особо хитрый и полез. Вы можете его осуждать за это, но судите сами: аэродром в ЦПС (тот самый), когда-то большой и могучий, доведен до абсолютно жалкого состояния, РЛС в нерабочем состоянии, оба административных здания заброшены, из всех самолетов осталась вилга и ан-2, остальные лежат тут же с оторванными плоскостями и снятым двигателем, асфальтовые дорожки заросли травой и тд и тп, то есть заходишь туда - и возникает чувство жалости. Но не это главное, а то, что полетов там практически нет, такое ощущение, что летают они только с перепугу или перепою. "Чужих" же самолетов я там не видел ни разу, хотя в общей сложности за год провел там шесть недель. Если бы я уверенно умел летать в термичку и нашел бы вдруг жирный термик, который вел бы меня на аэродром - я бы даже и не думал. Вилга стоит внизу? да. Ан-2? Тоже. Вокруг них никто не копошится - значит взлетать не будут. Значит, мне туда дорога. Я откуда знать мог, что тут, оказывается, кто-то залетный приземляться собрался? Безопасность ведь вам тоже нужна - давайте её вместе обеспечивать, давайте подумаем какими методами, а все взять и запретить - это не вариант. И уж тем более я не собираюсь промахивать летную погоду и упускать возможности из-за того, что какой-то баран, видите ли, запрещает летать над аэродромом, над которым в течение недели не видно ни одного самолета. Это у вас двигатель есть, можете летать почти когда угодно, и налетаться всласть, а у нас парящая погода - редкость.