Ээх, ну отвечать так отвечать по порядку!
Про Ардупилот и его открытый код спрашивал специально у главного электронщика. Общий смысл ответа: из этой хорошо разрекламированной штуковины серьезному разработчику даже сп..дить-то нечего.
450 тыр - это что, чисто за автопилот?!! Микропилот дешевле в три раза! Кстати, если я ничего не путаю, каналов управления у него - 16.
Летать без ЖПС - а зачем? какие вообще задачи можно выполнить, зная координаты самолета с 300-метровой ошибкой? вернуть в поле зрения экипажа? как-то задача несоизмерима со средствами ее решения. Сколько им стоила разработка ИНС - страшно представить.
Вызывает уважение точность определения кренов, для картографической съемки это важно. Вот тут Микропилот проигрывает однозначно.
С другой стороны, взгляните на размеры коробки. Не в каждый аппарат это можно впихнуть. Даже у нас, на нынешнем борте, возникли бы сложности с размещением. Микропилот к примеру - это платка 10мм х 30мм х 120мм, в мощном дюралевом корпусе вместе с интерфейсной платой и виброгасящей подвеской - 25мм х 50 мм х 160мм.
Обращают на себя внимание чисто авиамодельные сервомашиночные разъемы на корпусе. Вот явное указание, для кого этот продукт. У нас в Птеро этих простеньких разъемов не используется вообще нигде.
Попросил официальную спецификацию на ЛиПо Кокам (SLPB 106205 series). Остаток емкости при -20 60%, при -5 85%. Наш рекордный, самый продолжительный полет выполнен зимой - 100 минут, при температуре на земле порядка -15, а летели на километре, там еще холоднее. Летний рекорд 94 минуты. Как это так получается? Тут, по-видимому, несколько факторов. Первое, большие промышленные литий-полимерники и то, что продается для моделей - это несколько разный уровень технологии. Второе, пятикилограммовая коробка имеет приличную теплоемкость и вымораживается не так-то быстро, да еще внутри композитного фюзеляжа. Третье, зачем охлаждать аккум, когда есть теплая машина? Достали перед стартом, поставили в аппарат, за пятнадцать минут подготовки он не успеет остынуть. Четвертое: крейсерский ток 30 ампер, взлетный 80. Батарея неслабо сама себя греет.
В-общем, вплоть до -20 мороза самолет летает, как будто летом, страдают лишь люди 🙂 Мы несколько объемных заказов выполнили прошлой и позапрошлой зимой. Могу трэки и фото достать.
Предвидя гневные высказывания насчет скоростей связи, объясняю заранее: мы почти не управляем нашим беспилотником в полете. Сплошь да рядом за весь полет на борт поступает две команды: "старт" и "открыть парашют", ну еще "прервать маршрут - вернуться". Все! Радиолиния передает телеметрию, чтобы экипаж примерно знал, что происходит и куда бежать. Несколько килобайт раз в три пять-секунд абсолютно достаточно.
Для беспилотников нашего класса (до 30кг, скажем так) размеры, вес, мощность радиооборудования жестоко ограничены, а в особенности ограничены доступные размеры антенн на самолете. Связь есть дальше 50 км, но она не слишком устойчива, а главное - непредсказуема. Сильно зависит от высоты и условий. Медленная связь достает далеко, а вот гарантировать постоянный высокоскоростной канал невозможно. Уж какое там видео в реальном времени. За пределами 10км передавать вообще что-либо объемное с борта - это очень и очень нетривиальная проблема. А типичная дальность полета в этом весовом классе - от 100км до 300. Вот такой вот физический казус. Ну и, опять же - Птеро не предназначен для видеонаблюдений.
Если кто собрался строить "боевой" аппарат, то именно связь будет его самым больным местом и самой трудной в реализации системой.
Кстати, у нас через ближнюю связь можно управлять сервомашинками, как на модели. Только это абсолютно не используется, кроме как в процессе предстартовой проверки. И пульта авиамодельного в комплектации нет. И никто из экипажа - что нашего, что клиентского - вообще не умеет рулить моделями. Не нужно все это для беспилотника, вот чему нас практика научила. БПЛА - это робот, им не рулят, его программируют.
Я не разработчик, и не буду сильно расхваливать Микропилот, ибо кровушки нашей попил он немало со своими причудами. Ответ главного конструктора: в 2003 году, когда начинался проект, нынешнего разнообразия автопилотов на рынке не было и близко. Зачинатели и не стремились экономить - наоборот, взяли что посерьезнее. А MP2028 еще тогда был исключительно универсален, всяко-разно настраивался, имел развитый язык программмирования, дающий очень большую свободу планировки полета. Менять хорошо освоенный автопилот на совсем другую модель дело непростое, да и зачем - ведь уже все работает? Поэтому он у нас так долго и задержался. Кроме того, на раннем этапе проекта казалось, что приличный аппарат можно собрать из чужих комплектующих, как конструктор. Сегодня эти иллюзии полностью развеялись, и мы делаем понемногу собственный АП. Да вы взгляните на любого крупного производителя БПЛА - никто, абсолютно никто не использует чужих автопилотов, все сами себе строят. Покупные автопилоты - удел моделистов.В частности возникает вопрос к разработчикам комплекса, почему они использовали наиболее "глючащий" и один из наиболее дорогостоящих автопилотов, из существующих на рынке?
Про Ардупилот и его открытый код спрашивал специально у главного электронщика. Общий смысл ответа: из этой хорошо разрекламированной штуковины серьезному разработчику даже сп..дить-то нечего.
Про покупные уже писал. Посмотрел испытания на точность навигации - мне кажется, что Микропилот держит линию заметно лучше.В конце концов альтернативой Микропилоту может быть разработка компании Текнол http://www.teknol.ru/products/aviation/uav/ap_tactical/
я уже интересовался ценой этого комплекса - 450 тыс рублей и 12 каналов управления плюс возможность управления бортовой полезной нагрузкой. Плюс полноценная инерциальная система навигации на борту (может летать без жпс).
450 тыр - это что, чисто за автопилот?!! Микропилот дешевле в три раза! Кстати, если я ничего не путаю, каналов управления у него - 16.
Летать без ЖПС - а зачем? какие вообще задачи можно выполнить, зная координаты самолета с 300-метровой ошибкой? вернуть в поле зрения экипажа? как-то задача несоизмерима со средствами ее решения. Сколько им стоила разработка ИНС - страшно представить.
Вызывает уважение точность определения кренов, для картографической съемки это важно. Вот тут Микропилот проигрывает однозначно.
С другой стороны, взгляните на размеры коробки. Не в каждый аппарат это можно впихнуть. Даже у нас, на нынешнем борте, возникли бы сложности с размещением. Микропилот к примеру - это платка 10мм х 30мм х 120мм, в мощном дюралевом корпусе вместе с интерфейсной платой и виброгасящей подвеской - 25мм х 50 мм х 160мм.
Обращают на себя внимание чисто авиамодельные сервомашиночные разъемы на корпусе. Вот явное указание, для кого этот продукт. У нас в Птеро этих простеньких разъемов не используется вообще нигде.
Потому что это неправда 😉Самодельные корпуса для ЛиПо аккумуляторов это хорошо, но почему нигде не упоминается, что в холодную, от -5 и ниже, погоду они теряют до 60% емкости?
Попросил официальную спецификацию на ЛиПо Кокам (SLPB 106205 series). Остаток емкости при -20 60%, при -5 85%. Наш рекордный, самый продолжительный полет выполнен зимой - 100 минут, при температуре на земле порядка -15, а летели на километре, там еще холоднее. Летний рекорд 94 минуты. Как это так получается? Тут, по-видимому, несколько факторов. Первое, большие промышленные литий-полимерники и то, что продается для моделей - это несколько разный уровень технологии. Второе, пятикилограммовая коробка имеет приличную теплоемкость и вымораживается не так-то быстро, да еще внутри композитного фюзеляжа. Третье, зачем охлаждать аккум, когда есть теплая машина? Достали перед стартом, поставили в аппарат, за пятнадцать минут подготовки он не успеет остынуть. Четвертое: крейсерский ток 30 ампер, взлетный 80. Батарея неслабо сама себя греет.
В-общем, вплоть до -20 мороза самолет летает, как будто летом, страдают лишь люди 🙂 Мы несколько объемных заказов выполнили прошлой и позапрошлой зимой. Могу трэки и фото достать.
Ну, начнем с того, что ближний радиус уже доведен до 10..15 км, и ожидается увеличение до 30км. Вообще, радиокомандная линия совершенствуется и перерабатывается непрерывно, сколько идет проект. Проблем там просто море, начиная от электромагнитной совместимости мощных передатчиков и заканчивая отсутствием подходящих антенн на рынке. Насчет дальнего радиуса могу слегка раскрыть тайну. Приблизительная скорость обмена 9600 бит/сек, цикл передача/подтверждение пакета может превышать секунду. Довольно долго это был основной вид связи, и для практических задач его хватало без проблем! Рассматривается вопрос о замене на простейший спутниковый модем, так как дистанции все растут, а довести надежную связь до рубежа 100 км уже реально трудно.Почему используется по сути дискретная связь с наземной станцией со скоростью 115кбит/сек в ближнем радиусе и неизвестно сколько (на сайте не нашел упоминания) на частоте 433 мгц в дальнем. То есть по сути дискретное управление!!
Предвидя гневные высказывания насчет скоростей связи, объясняю заранее: мы почти не управляем нашим беспилотником в полете. Сплошь да рядом за весь полет на борт поступает две команды: "старт" и "открыть парашют", ну еще "прервать маршрут - вернуться". Все! Радиолиния передает телеметрию, чтобы экипаж примерно знал, что происходит и куда бежать. Несколько килобайт раз в три пять-секунд абсолютно достаточно.
Для беспилотников нашего класса (до 30кг, скажем так) размеры, вес, мощность радиооборудования жестоко ограничены, а в особенности ограничены доступные размеры антенн на самолете. Связь есть дальше 50 км, но она не слишком устойчива, а главное - непредсказуема. Сильно зависит от высоты и условий. Медленная связь достает далеко, а вот гарантировать постоянный высокоскоростной канал невозможно. Уж какое там видео в реальном времени. За пределами 10км передавать вообще что-либо объемное с борта - это очень и очень нетривиальная проблема. А типичная дальность полета в этом весовом классе - от 100км до 300. Вот такой вот физический казус. Ну и, опять же - Птеро не предназначен для видеонаблюдений.
Если кто собрался строить "боевой" аппарат, то именно связь будет его самым больным местом и самой трудной в реализации системой.
Кстати, у нас через ближнюю связь можно управлять сервомашинками, как на модели. Только это абсолютно не используется, кроме как в процессе предстартовой проверки. И пульта авиамодельного в комплектации нет. И никто из экипажа - что нашего, что клиентского - вообще не умеет рулить моделями. Не нужно все это для беспилотника, вот чему нас практика научила. БПЛА - это робот, им не рулят, его программируют.
По-самолетному, со скоростью 50 кмч? на наши-то буераки? Полноценно, нет слов, полноценнее некуда! Говорю вам, как человек, навидавшийся беспилотников в реальной природе: самолетный взлет в России в принципе невозможен, так как вы хрен найдете пригодную площадку вблизи каждого заказанного объекта съемки; а самолетная посадка намного опаснее, чем в лес под куполом. Одна маленькая кочка на посадочной площадке, или порыв ветра - и трехмиллионный аппарат в капремонте.Почему посадка осуществляется парашютом, а не полноценно по-самолетном?