Схема БПЛА для осмотра и фотосъемки труднодоступных районов.

Ээх, ну отвечать так отвечать по порядку!

В частности возникает вопрос к разработчикам комплекса, почему они использовали наиболее "глючащий" и один из наиболее дорогостоящих автопилотов, из существующих на рынке?
       Я не разработчик, и не буду сильно расхваливать Микропилот, ибо кровушки нашей попил он немало со своими причудами. Ответ главного конструктора: в 2003 году, когда начинался проект, нынешнего разнообразия автопилотов на рынке не было и близко. Зачинатели и не стремились экономить - наоборот, взяли что посерьезнее. А MP2028 еще тогда был исключительно универсален, всяко-разно настраивался, имел развитый язык программмирования, дающий очень большую свободу планировки полета. Менять хорошо освоенный автопилот на совсем другую модель дело непростое, да и зачем - ведь уже все работает? Поэтому он у нас так долго и задержался. Кроме того, на раннем этапе проекта казалось, что приличный аппарат можно собрать из чужих комплектующих, как конструктор. Сегодня эти иллюзии полностью развеялись, и мы делаем понемногу собственный АП. Да вы взгляните на любого крупного производителя БПЛА - никто, абсолютно никто не использует чужих автопилотов, все сами себе строят. Покупные автопилоты - удел моделистов.
       Про Ардупилот и его открытый код спрашивал специально у главного электронщика. Общий смысл ответа: из этой хорошо разрекламированной штуковины серьезному разработчику даже сп..дить-то нечего.

В конце концов альтернативой Микропилоту может быть разработка компании Текнол  http://www.teknol.ru/products/aviation/uav/ap_tactical/
я уже интересовался ценой этого комплекса - 450 тыс рублей и 12 каналов управления плюс возможность управления бортовой полезной нагрузкой. Плюс полноценная инерциальная система навигации на борту (может летать без жпс).
       Про покупные уже писал. Посмотрел испытания на точность навигации - мне кажется, что Микропилот держит линию заметно лучше.
       450 тыр - это что, чисто за автопилот?!! Микропилот дешевле в три раза! Кстати, если я ничего не путаю, каналов управления у него - 16.
       Летать без ЖПС - а зачем? какие вообще задачи можно выполнить, зная координаты самолета с 300-метровой ошибкой? вернуть в поле зрения экипажа? как-то задача несоизмерима со средствами ее решения. Сколько им стоила разработка ИНС - страшно представить.
       Вызывает уважение точность определения кренов, для картографической съемки это важно. Вот тут Микропилот проигрывает однозначно.
       С другой стороны, взгляните на размеры коробки. Не в каждый аппарат это можно впихнуть. Даже у нас, на нынешнем борте, возникли бы сложности с размещением. Микропилот к примеру - это платка 10мм х 30мм х 120мм, в мощном дюралевом корпусе вместе с интерфейсной платой и виброгасящей подвеской - 25мм х 50 мм х 160мм.
       Обращают на себя внимание чисто авиамодельные сервомашиночные разъемы на корпусе. Вот явное указание, для кого этот продукт. У нас в Птеро этих простеньких разъемов не используется вообще нигде.

Самодельные корпуса для ЛиПо аккумуляторов это хорошо, но почему нигде не упоминается, что в холодную, от -5 и ниже, погоду они теряют до 60% емкости?
     Потому что это неправда 😉
     Попросил официальную спецификацию на ЛиПо Кокам (SLPB 106205 series). Остаток емкости при -20 60%, при -5 85%. Наш рекордный, самый продолжительный полет выполнен зимой - 100 минут, при температуре на земле порядка -15, а летели на километре, там еще холоднее. Летний рекорд 94 минуты. Как это так получается? Тут, по-видимому, несколько факторов. Первое, большие промышленные литий-полимерники и то, что продается для моделей - это несколько разный уровень технологии. Второе, пятикилограммовая коробка имеет приличную теплоемкость и вымораживается не так-то быстро, да еще внутри композитного фюзеляжа. Третье, зачем охлаждать аккум, когда есть теплая машина? Достали перед стартом, поставили в аппарат, за пятнадцать минут подготовки он не успеет остынуть. Четвертое: крейсерский ток 30 ампер, взлетный 80. Батарея неслабо сама себя греет.
       В-общем, вплоть до -20 мороза самолет летает, как будто летом, страдают лишь люди 🙂 Мы несколько объемных заказов выполнили прошлой и позапрошлой зимой. Могу трэки и фото достать.

Почему используется по сути дискретная связь с наземной станцией со скоростью 115кбит/сек в ближнем радиусе и неизвестно сколько (на сайте не нашел упоминания) на частоте 433 мгц в дальнем. То есть по сути дискретное управление!!
          Ну, начнем с того, что ближний радиус уже доведен до 10..15 км, и ожидается увеличение до 30км. Вообще, радиокомандная линия совершенствуется и перерабатывается непрерывно, сколько идет проект. Проблем там просто море, начиная от электромагнитной совместимости мощных передатчиков и заканчивая отсутствием подходящих антенн на рынке. Насчет дальнего радиуса могу слегка раскрыть тайну. Приблизительная скорость обмена 9600 бит/сек, цикл передача/подтверждение пакета может превышать секунду. Довольно долго это был основной вид связи, и для практических задач его хватало без проблем! Рассматривается вопрос о замене на простейший спутниковый модем, так как дистанции все растут, а довести надежную связь до рубежа 100 км уже реально трудно.
     Предвидя гневные высказывания насчет скоростей связи, объясняю заранее: мы почти не управляем нашим беспилотником в полете. Сплошь да рядом за весь полет на борт поступает две команды: "старт" и "открыть парашют", ну еще "прервать маршрут - вернуться". Все! Радиолиния передает телеметрию, чтобы экипаж примерно знал, что происходит и куда бежать. Несколько килобайт раз в три пять-секунд абсолютно достаточно.
     Для беспилотников нашего класса (до 30кг, скажем так) размеры, вес, мощность радиооборудования жестоко ограничены, а в особенности ограничены доступные размеры антенн на самолете. Связь есть дальше 50 км, но она не слишком устойчива, а главное - непредсказуема. Сильно зависит от высоты и условий. Медленная связь достает далеко, а вот гарантировать постоянный высокоскоростной канал невозможно. Уж какое там видео в реальном времени. За пределами 10км передавать вообще что-либо объемное с борта - это очень и очень нетривиальная проблема. А типичная дальность полета в этом весовом классе - от 100км до 300. Вот такой вот физический казус. Ну и, опять же - Птеро не предназначен для видеонаблюдений.
       Если кто собрался строить "боевой" аппарат, то именно связь будет его самым больным местом и самой трудной в реализации системой.
       Кстати, у нас через ближнюю связь можно управлять сервомашинками, как на модели. Только это абсолютно не используется, кроме как в процессе предстартовой проверки. И пульта авиамодельного в комплектации нет. И никто из экипажа - что нашего, что клиентского - вообще не умеет рулить моделями. Не нужно все это для беспилотника, вот чему нас практика научила. БПЛА - это робот, им не рулят, его программируют.

Почему посадка осуществляется парашютом, а не полноценно по-самолетном?
       По-самолетному, со скоростью 50 кмч? на наши-то буераки? Полноценно, нет слов, полноценнее некуда! Говорю вам, как человек, навидавшийся беспилотников в реальной природе: самолетный взлет в России в принципе невозможен, так как вы хрен найдете пригодную площадку вблизи каждого заказанного объекта съемки; а самолетная посадка намного опаснее, чем в лес под куполом. Одна маленькая кочка на посадочной площадке, или порыв ветра - и трехмиллионный аппарат в капремонте.
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Я мог бы в пух и прах разнести весь комплекс Птеро, но у него огромнейшее преимущество, за которое я выражаю свое почтение его разработчикам - они смогли не только построить комплекс, но и сумели развести кучу лохов (по-другому не скажешь!)! за это мое Вам почтение 😉
........3,5 млн рублей, за "летающий мотор" вы меня конечно сильно извините, но чуть меньше, чем до**я за такую технику! Я ничуть не уменьшаю заслуги пиарщиков и рекламщиков и если у Вас по таким ценам покупают этот комплекс, то Вас можно поздравить!
Что же будут делать фирмы, продающие свою продукцию по просто акуитительным ценам, в условиях жесткой рыночной конкуренции?
Еще раз повторю... Если будет заказ открытый на именно постройку, а не на покупку БПЛА - тогда истиная цена проявится. Все мы не дураки и знаем что сколько стоит, что видеошарик, что аппаратура он-лайн, что механика соосника, только построить экземпляр себе "на склад", для дальнейшего продвижения, может далеко не каждый... Я искрене рад, что создателям Птеро это удалось...
есть на рынке реальные БПЛА за охулиард и куча фанатов этого дела, готовые построить аппарат лучший во всех смыслах за три копейки, но у фаната нет действующего экземпляра, есть куча чертежей в лучшем случае
     Мужики, вы совершенно не в курсе рыночной ситуации и логики заказчиков, это во-первых, а во-вторых, совершенно зря полагаете, что беспилотник - это сумма запчастей для моделей. Если кто-то из вас построит аналог Птеро с такой же надежностью, функционалом, сопутствующим обеспечением, устойчивостью к разнообразным невзгодам эксплуатации, то вы с удивлением обнаружите три вещи. Во-первых, абсолютно ничего авиамодельного "из магазина" в аппарате не осталось. Во-вторых, даже чистая себестоимость выражается миллионами, потому что стройка и испытания заняли пару лет. В-третьих, покупатели станут в очередь и за четыре, и за пять, и за шесть миллионов рублей. Вы бы видели иностранцев на выставке UVS-tech 2010! При взгляде на ценник они просто делают стойку. На тамошнем рынке сопоставимые аналоги еще дороже - в разы. Любой наш конкурент запросит столько же, сколько и мы, а всего их в стране - меньше, чем пятеро.
     Теоретически я могу предположить, что вертолетная комплектуха сейчас более продвинута, чем самолетная, но и это не изменит ситуации принципиально, да и на вертолетах свет не сошелся клином. Почитайте вот здесь про Yamaxa R-MAX. В полной, не ограниченной программно комплектации - МИЛЛИОН баксов за 2 аппарата, и это крупносерийное изделие, не одиночный образец!
     Я не маркетолог, простой производственник, но я лично не боюсь ценовой конкуренции. Возможна конкуренция по качеству, по функциональности. Тут как с машинами: как бы сильно не устарел Жигуль, никто не продает их дешевле 10 тонн зелени, даже самые примитивные модели - потому что себестоимость велика, а покупателей предостаточно.
     И вы бы, это... поосторожнее-то, насчет лохов🙂 А то там такие лохи, что из-за ста рублей засудят и абрамовича, было бы желание🙂)
 
@ Tommy Versatty
Настала, кажется, пора и у вас подробно спросить.

- за сколько денег вы отдали ваш трехметровый аппарат заказчику?
- какова масса? скорость? скороподъемность? дальность полета?
- модель движка, запас и расход топлива?
- размер комплекса в транспортировке?
- что там стояла за видеоаппаратура, радиоаппаратура, почем? какая еще аппаратура?
- качество передаваемого видеопотока? дальность передачи?
- что из себя представляет канал передачи данных?
- что из себя представляет канал управления?
- дальность управления? каковы возможные команды, типы управления? требования к пилоту?
- какая имеется автоматизация? что может аппарат без участия пилота, что происходит при обрыве связи?
- как далеко вы реально летали? какая достигнута продолжительность? в какую погоду реально летали?
- сколько полетов выполнено? сколько часов налетали до сдачи, после сдачи? какова интенсивность полетов?
- какие были отказы, ремонты, в каких обстоятельствах? каков предполагаемый ресурс?
- какие ограничения наложены на место, обстоятельства, погоду вылета, использование комплекса?
 
В собранном состоянии самолетка имеет размер 3х2,2 метра и не видна в полете на высоте от 300 метров днем.

Эээ, @ Кот-Баюн, а давно ли встречали вы аиста деревенского, обыкновенного? В собранном состоянии имеет он размер 1,5х2 метра и с легкостию необычайной наблюдается с расстояния до 1 версты, а "над собою" и того поболее 😀.

p.s. и на мой взгляд, 45 кг никак не впишется в трехметровый размах.
 
И вы бы, это... поосторожнее-то, насчет лохов А то там такие лохи, что из-за ста рублей засудят и абрамовича, было бы желание)

Это была не моя фраза, не обобщайте! А вообще поддерживаю, не стоит никого обзывать. :IMHO
 
Да я шутил, конечно, не воспринимайте всерьез. Просто покупщики - крупные организации, и такие траты совершают не вдруг, не без длительных обдумываний.
 
Просто для информации.
Тут обыкновенные моделисты занимаются FPV полетами.
Летают более 10 км, передают видео в реальном времени, сажают без парашютов и все это делают в рамках личных бюджетов...
Даже трудно представить, что они могут сделать, если им предложить 100000 $
 
Летают более 10 км, передают видео в реальном времени, сажают без парашютов и все это делают в рамках личных бюджетов...
Да, там есть существенный прогресс, и стоимость всех этих решений падает с каждым месяцем.
Но все же не надо сравнивать коммерческую эксплуатацию с разовыми экспериментальными полетами. Покупатели же тоже интернет читают, знают и про любительские изделия. Вероятно, те не могут что-то им продемонстрировать на практике, иначе их только бы и покупали, а не тратили много денег на коммерческие, да?
 
Я там, в общем, иногда читаю. Указанный документ красноречиво говорит сам за себя. Это - РЕКОРДЫ, и большинство НЕ долетели до 10км, причина возврата в 60% случаев - либо разрыв видео, либо разрыв радиоуправления. А в остальных 8..10 км - это предел радиуса полета, т.е. полная дальность меньше 20км. И естественно, ни разрешение, ни стабильность видео просто не указана.

Думаю, за 100000$ они доведут дальность УВЕРЕННОГО приема 640х480 как раз до 10..15 км. Без стабилизации, доп.функций или чего-то другого. И сделают за эту сумму не больше двух-трех аппаратов.
 
иначе их только бы и покупали
Насколько я понимаю это всего лишь их хобби.
Я там, в общем, иногда читаю.
Может быть нужно читать чаще?  🙂
Думаю, за 100000$ они доведут дальность УВЕРЕННОГО приема 640х480 как раз до 10..15 км.
Видео двух годичной давности, дальность 26 км
Передатчики до 180 км продаются тут может пригодится мало читающим покупателям... 🙂
 
Обычно одни летают, другие занимаются аппаратурой. Мой коллега, здесь так же бывает, он уже не один год делает передатчики для полетов по камере. В свободное от работы время.
Этот товар востребован в определенных кругах любителей. Дальность давно за 25 км уверенного приема. Другой вопрос, что народ очкует так далеко летать.
И даже если ему дать 100000 $, законы физики и принципы распространения волн от этого не изменятся.   :IMHO
Все будет упираться в размеры и направленность антенн и мощность передатчика. Или спутниковый канал связи  :~~)
 
Категорически поддерживаю aviaspektr.ru !
Ну насчет лохов погорячился, признаю. А в остальном спектр прав. Авиамоделисты потихоньку затыкают за пояс "профессиональных" бпла-строителей.  Вы меня простите, но я физически не могу понять, ЧТО можно испытывать на беспилотнике небольшого размера в течение нескольких лет?! Аппарат, который я положил в основу своего имел взлетный 70кг при тех же размерах 😉
Зачем знать положение с точностью 300 метров? Ну допустим вместо "шарика" и систем связи вы тащите небольшой ящичек мощностью в пару килотонн :🙂 Там точность в 300м особой роли не сыграет ;D В общем пока не буду совсем активно спорить, сначала соберу свой аппарат 😛
Спутниковый канал высокоскоростной двухсторонней связи стоит еще больше, чем охуилиард. Если Вы миноборны США и у вас есть 100500 миллионов налогоплательщиков, то сможете себе позволить такое.
 
@ Hind

- за сколько денег вы отдали ваш трехметровый аппарат заказчику?
В половину дешевле комплекса Птеро.
- какова масса? скорость? скороподъемность? дальность полета?
Полетный вес – 34,4кг, Скорость – 70км/ч, Скороподъемность – 7м/с, Дальность полета – 50 км.
- модель движка, запас и расход топлива?
Двигатель 2-х тактный, одноцилиндровый, 125см3, 18,5л.с., о производителе умолчу по антирекламным соображениям, Запас топлива – 8кг, расход 11 кг/час в режиме висения.
- размер комплекса в транспортировке?
Бокс 4мХ1,5мХ1,5м
- что там стояла за видеоаппаратура, радиоаппаратура, почем? какая еще аппаратура?
Высокоскоростная видеокамера с фиксацией на флэш-карту. Аппаратура управления с привязками GPS + пикетаж. Вся аппаратура сделана под заказ представителями компании Siemens, общей стоимостью 15 000$
- качество передаваемого видеопотока? дальность передачи?
Фиксация изображения на флэшку. Качество 1280Х1024, при таком качестве невозможна функция «он-лайн»

- что из себя представляет канал передачи данных?
- что из себя представляет канал управления?
- дальность управления? каковы возможные команды, типы управления? требования к пилоту?
- какая имеется автоматизация? что может аппарат без участия пилота, что происходит при обрыве связи?
- как далеко вы реально летали? какая достигнута продолжительность? в какую погоду реально летали?
- сколько полетов выполнено? сколько часов налетали до сдачи, после сдачи? какова интенсивность полетов?
- какие были отказы, ремонты, в каких обстоятельствах? каков предполагаемый ресурс?
- какие ограничения наложены на место, обстоятельства, погоду вылета, использование комплекса?

Заказчиком были предоставлены следующие задания:
Облет территории по кругу длинной 30км, с непрерывной видеофиксацией, при скорости ветра до 5м/с. Аппарат эти требования выполняет.
За полтора года налет более 70 часов, один крэш (наш косяк, отказ двигателя при взлете), нареканий к конструкции нет. К пилоту (в нашем случае оператор-механик) требования достаточно высокие, человека специально обучали. В плохую погоду не летаем. Предполагаемый ресурс – 300 часов, после этого капитальный ремонт. Сейчас поступил от этих же клиентов еще один заказ на такой-же, только с функцией дистанционного управления и передачей видео он-лайн. По аппаратуре будем работать только с представителями компании Siemens, под заказ они сделают что угодно на основе своих модулей, хоть и дорого, за то все микроскопическое + изготовители несут гарантийные обязательства.
 
но я физически не могу понять, ЧТО можно испытывать на беспилотнике небольшого размера
Не нужно понимать. Нужно узнать сколько и каких испытаний, какую наработку должен обеспечить БПЛА в подтверждение требований Заказчика и все поймете. А если вместо "шарика" там будет "ящичек", то взмокнете читая.  Чтобы обсуждать (и осуждать), нужно знать. Тогда и обсуждения не будет.
 
Чтобы обсуждать (и осуждать), нужно знать.
Вы себе даже представить не можете, но мне знаком комплекс испытаний полноценных боевых самолетов. Если испытания миниатюрного и простого, как тапок аппарата требуют такой же объем работ 😱, то у меня только один вопрос "Что курили/употребляли/кололи и тд авторы?" Никого не хочу обидеть, просто  :IMHO

tversatty сказал(а):
За лимон баксов, я 10 таких же построю, если клиента дадите, я даже доляшку Вам нехилую отпилю! IMHO
 
Здравствуйте! Желаю вам удачи и мягкой посадки! Тема мне близка и интересна.
 
И поржал, и взгрустнулось чо то. Взгрустнулось от цен, я конечно понимаю, что Россия - страна чудес, и км мкада стоит в сотни раз больше чем стоит любой другой подобный кусок дороги, и во многих иных сферах бытия к потребителю отношние простое - это тупое быдло, главное впарить калл, а там уж как попрёт, пусть сам разбирается. К примеру сказать это касается суперджетов. Расскажу историю, рассказанную мне - крупной ак потребовалось 10 погрузчиков, закупать надо у отечественных произодителей онли по пролобированным законушкам, а наш производитель - не дЭбил и мин. партия - 100 шт., вот и пришлось купить 10 по цене 100 тк не где хранить 100 и н*й не нужны они. Это всё я к тому что эти заоблачные цены от отсутствия здоровой конкуренции, а частники уже РЕАЛЬНО во многих моментах вырвались вперед в соотношении цена/качество ( не от большого качества, а от низкой цены с ПРИЕМЛЕМЫМ качеством). В моём понимании, если есть решение на 100т.р. с хорошим качеством, то решение с отличным качеством не должно стоить 3.5 ляма - это наглость, так простите можно и валенки по нанотехнологиям катать.
 
Мужики все с БПЛА нормально, модели давно летают по точкам,со с табилизацией без проблем.И с видеоочками нормальн 😱о,FPV называется.Это дистанционноуправляемые ЛА.Сложного там ничего нет и себестоимость самой электроники копеечная ;D. Но вот потребительную стоимость те кто в этом разбирается загибают  в 1000 раз и более 😡.Понятно коньюнктура как бы рынка. Смешно когда рисуются супер якобы конструкциями 😉, правда еще в чертежах. Нужен любой летательный аппарат который снабжается нужной начинкой и в перед :~).И чем там моторы будут отличатся от тех на которых мы летаем не понимаю :-/. Да хоть тот же рмз ставь.По этому,те кто волокет в электронике  :🙂не занимаются авиацией :~~),а воссоединиться могут при спонсоре 😎. И где его взять :-/? Гарантий же ни кто не даст 😛.А деньги это еще и время. Те кто универсал информацией не делятся :-X.Сами пытаются быть первыми-тщеславие наверное.А скорей опыт,что в команде тоже слад нужен :STUPID.А то когда лебедь рак-м щуку-потеряное время.Вот например:есть концепция,есть вариант алгоритма действий,есть опыт эксплуатации, есть сама аппаратура.Но делать аппарат?Время. Купить подходяший? нет средств.А сезон на носу,так,что на жизнь пока пылить собираюсь старым способом :craZy.Давайте лучше прикинем,как делить шкуру не убитого медведя?Это же камень преткновения 😀.По крайней мере для меня.Готов использовать свою аппаратуру 🙂,нужен носитель :~~) и понятная система взглядов на жизнь :~).Оганизация производства,эксплуатация,подготовка кадров или все вместе взятое. 🙂
 
Может это - то, то что нужно!

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1314542573
 
Сбитый в Пакистане замаскированный под птицу БПЛА | Альманах «Искусство Войны» 30.08.2011
0_727e6_67238a65_XL.jpg
 
Назад
Вверх