про Спратт хотелось бы послушать
А вы нарисуйте аккуратненько этот самолет и все силы которые на него действуют. На крыло, на стабилизатор, на центр тяжести. И моменты, которые создатся этими силами. И направление набегающего потока воздуха
Считаем, что есть горизонтальный устоявшийся полет , все суммарные силы и моменты равны нулю. Вертикальная скорость равна нулю.
Дальше. Берем ручку на себя. и фиксируем.
Угол установки крыла увеличился. Поначалу, вращения по тангажу не происходит. Значит увеличился угол атаки крыла. Возросла подъемная сила. Баланс сил нарушился. Весь самолет пополз вверх. Считаем, что вращения по тангажу все еще нет. Самолет так вот плашмя стал подниматься вверх. Появилась вертикальная скорость. Теперь вектор скорости набегающего потока воздуха направлен не прямо спереди, а немножко спереди-сверху. То есть угол атаки крыла уменьшился. Подьемная сила крыла уменьшилась.
НО
Теперь вектор скорости набегающего потока воздуха направлен не прямо спереди, а немножко спереди-сверху ( копипаста) .
В том числе и
на стабиизатор. То есть на стабилизаторе появилась дополнительная подъемная сила вниз. Сама то сила на стабилизаторе может быть скомпенсирована подъемной силой основного крыла.
А вот момент ( на кабрирование) от этой силы компенсировать нечем.
Поэтому начинается вращение всего самолета по тангажу. Тангаж увеличивется.
И пошло-поехало заново. Тангаж увеличися -> угол атаки основного крыла опять возрос -> подъемная сила опять возросла -> вертикальная скорость увеличилась -> дополнительная сила вниз на стабилизаторе увеличилась -> тангаж еще больше увеличился. и так далее.
НО
С увеличение тангажа, центр тяжести немножко смещается вперед по отношению к точке приложения подъемной силы крыла.
Если мы возьмем за ось вращения точку приложения подъемной силы крыла, то сила тяжести создаст пикирующий момент. И чем больше угол тангажа, тем больше этот момент. С другой стороны, стабилизатор создает кабрирующий момент.
Рано или поздно эти моменты уравновесятся, и тогда мы получим устоявшееся равномерное движение.
На самом деле там все гораздо сложнее.
Там и скорость полета меняется, и инерция есть и тягой двигателя можно поиграться....
Суть моего опуса в том , что изменяя угол установки крыла, угол тангажа самолета тоже будет меняться.
А вот как он будет меняться, это зависит от многих факторов : моментных характеристик основного крыла, угла установки, размера и местоположения стабилизатора и еще чего нибудь.