STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Далее, будем прокладывать антенный провод.

Его длина от разъёма на антенне до разъёма не радиостанции должна быть кратна средней длине электромагнитной волны её рабочего диапазона. Для р/станций авиационного диапазона это примерно 2,5 метра ( +5/- 15 см ).*



*( Можно брать кратной половине и четверти волны, при меньших длинах провода. Рассчитывается это просто:

Следует поделить скорость распространения волны на частоту. Скорость для электромагнитных вол, с достаточной точностью, мы возьмём примерно 300 000 м/сек, а частоты авиадиапазона- 118 и 140 кГц.

Поделив 300 000 ( м/сек ) на 118 000 ( сек-1) получим длину 2,54 ( м ), а поделив 300 000 на 140 000 получим 2,14 ( м ).)


Предварительно промерив длину пути прокладки провода по конструкции, я получил размер около 4,3 (м). Добавим к этому размеру длину двух колец из провода, для обеспечения свободы монтажа. Одно кольцо – примерно 0,3 м. Получаем близкий к двум длинам волны размер – 4,9 (м). Тем и ограничимся.

Провод возьмём марки RG-58 C/U MIL C-17.**

**
( Здесь: RG-58 C/U – это общее обозначение стандарта, MIL C-17 – военный стандарт ).

012.jpg
 
Прокладка провода антенны представлена на картинках ниже:



Провод закреплён вдоль стрингера на пластиковых квадратных «25мм» самоклеющихся клипсах под диаметр 5 -6 мм. ( фото: 013, 014 )



( Это мои любимые и самые ходовые клипсы. На них удобно и надёжно закрепляется большинство коммуникаций на всевозможной технике . Они хорошо приклеиваются и к алюминию и к окрашенной стали и к пластикам. Ими можно закреплять самую различную «арматуру»: боудены, пневмо трубки, антенный кабель, не толстые жгуты электропроводки… Их основное преимущество в том, что они фиксируют арматуру с возможностью многократной установки – стятия без замены элемента крепежа ( в отличие от пластиковых ленточных стяжек ) и фиксация имеет свободу по оси – арматура может скользить в клипсе К тому же, они эстетичны и не царапают рук, как торчащие хвостики пластиковых ленточных стяжек. )



Антенный провод спускается вдоль борта к полу – за перегородкой, отделяющей пространство кабины от пространства хвостовой части самолетика. ( фото: 015 ) Здесь организую одно колечко, чтобы уменьшить избыточную длину провода под приборной панелью.

Далее, провод идёт по полу в общий жгут проводки. ( фото: 016 ) На закрытых поверхностях я закрепил провод на пластиковых самоклеящихся квадратиках «25мм» под ленточную стяжку. Пусть замки стяжек с откусанными хвостиками торчат там, где их не видно.

013.jpg


014.jpg


015.jpg


016.jpg
 
Хочу обратить Ваше внимание на прохождение тонкой перегородки, являющейся полкой багажного отсека. Толщина её металла - 0,4 мм. Применяя «проходную резиновую втулку» ( т.е. «обрезинив отверстие» ) резинка рано или поздно прорежется тонким краем металла и провод имеет шанс обеспечить «…тщательное заземление…» антенного провода. К тому же, большинство резиновых втулок имеют канавку под более толстый металл. Если есть зазор по толщине, то втулка болтается и прорезается быстрее.

Такие тонкие перегородки необходимо «утолщать» - приклёпывать в районе отверстия небольшую пластинку. Тогда, резиновая втулка встанет плотно и гарантированно долго будет выполнять свою функцию.

017.jpg


018.jpg


019.jpg


020.jpg
 
Антенный провод выходит к пожарной перегородке и поднимается под приборную панель слева. Здесь организовано ещё одно кольцо для регулировки свободной длины провода. ( фото: 021, 022 )

Это пригодится при отсоединении /присоединении разъёма антенны на коробке р/станции в эксплуатации при обслуживании. Если провод имеет некоторую слабину, то при отсоединении разъёма значительно снижаются шансы повредить заделку провода в разъёме или сорвать провод с «отбортовки». ( Разъём довольно плотно сидит на ответной части и, сдёргивая его в неудобном положении руки и в ограниченном пространстве, возникает рывок с усилием. Если у провода нет достаточной слабины, то обычно что-нибудь отрывается…)

Отсоединять разъём приходится на ощупь или с применением зеркала. На картинке ( фото: 023 ) – ( вид на коробку р/станции сзади ) видна маленькая синего цвета «штучка». Это пластиковый фиксатор пневмотрубок Ф 5 мм. Он удерживает антенный провод , подкрепляя свободную длину. В этом фиксаторе провод защёлкивается с некоторым усилием и так же вынимается из него. Размер опорной площадки этого фиксатора: 10х18 мм и он крепится к конструкции винтом М3, что позволяет устанавливать его в особо ограниченном по размерам конструктиве.

021.jpg


022.jpg


023.jpg
 
После окончательного закрепления антенного провода и проверки тестером наличия заземления на разъёмах BNC и электрического контакта штыря разъёма с металлическим штырём антенны, можно проверить работу р/станции.

Пока, удалось связаться с носимой А4 на расстоянии 40 м. 🙂

024.jpg
 
Его длина от разъёма на антенне до разъёма не радиостанции должна быть кратна средней длине электромагнитной волны её рабочего диапазона. Для р/станций авиационного диапазона это примерно 2,5 метра ( +5/- 15 см ).*

*( Можно брать кратной половине и четверти волны, при меньших длинах провода. Рассчитывается это просто:

Следует поделить скорость распространения волны на частоту. Скорость для электромагнитных вол, с достаточной точностью, мы возьмём примерно 300 000 м/сек, а частоты авиадиапазона- 118 и 140 кГц.

Поделив 300 000 ( м/сек ) на 118 000 ( сек-1) получим длину 2,54 ( м ), а поделив 300 000 на 140 000 получим 2,14 ( м ).)

Уверен что вы хотели сказать 118 - 140 мГц (мега Герц). Расчёт длинны волны корректен.
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Пожалуйста, поправьте:

Скорость распространения волны в вакууме примерно 300 000 (км/с) , а частота - 118-140 МГц.
Получим 300 000 000 (м/с) : 140 000 000 (Гц) / 118 000 000 (Гц) = ***
результат вычислений прежний.
 
ОТВЕРСТИЯ В БОРТАХ под жгуты.



На крыльях нашего самолётика будут установлены фонарики «БАНО» и проблесковые огни от компании «WHELEN».

WHELEN MICROBURST II WITH TAILLIGHT KIT ( MB2G & MB1WT )

Part # 11-08475

БАНО.png


Приобретались когда-то давно на «Спруссе»…




Так же, на крыло планируется установить ПВД с подогревом, для чего потребуется подвести к нему провода сечением не менее 1,5 мм2 . А на подкосы, под крылом, будем устанавливать рулёжные фары ( ближнего света ).

На мой взгляд, вести проводку по крылу этого самолётика лучше через подкосы, поскольку крылья складные и обеспечить минимальные перегибы проводов проще у шарниров подкоса. К тому же, тащить провода по стойкам кабины, вверх к центроплану, на мой вкус, не эстетично, а под обтекателем левого подкоса уже проложена трубка для подвода к указателю скорости динамического напора воздуха, которую нужно выводить из кабины за борт.

И так, имеем: с правого борта – одно отверстие под проводку БАНО; с левого борта – три отверстия. Большое – под разъём пневмотрубки и два маленьких – под провода БАНО и провода подогрева ПВД.

001.jpg


002.jpg
 
Отверстия сверлятся в стальной пластине фермы фюзеляжа и в тонкой алюминиевой обшивке. На обеих пластинах устанавливаются проходные резиновые втулки.

003.jpg


004.jpg
 
Тонкую обшивку «утолщаем» подкладками из алюминия толщиной 1 мм, чтобы не прорезалась резиновая втулка.

На картинках показано, как подкладка устанавливается с наружи в качестве кондуктора ( фото: 5 ). Здесь, резиновые втулки одновременно и центрируют и удерживают подкладку при засверливании. По ней засверливаются отверстия под заклёпки Ф3,2 мм.

5.jpg
 
Способ центрирования по отверстию показан на картинке ( фото: 6,7 ).

При разметке мест под отверстия и заклёпки не забудьте про минимальные радиусы патронов и головок рабочих инструментов. Если расстояние от оси отверстия до стенки поверхности ( перпендикулярной к рабочей ) не менее 20 мм, то оно засверливается без проблем.

Здесь, расстояния несколько меньше, чем радиус патрона дрели, но длинные свёрла позволяют решить и такие задачи.

6.jpg


7.jpg


8.jpg
 
ЖГУТЫ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ на полу кабины.



Колодка от которой разводится питание потребителей, установленных на крыльях, и посадочной фары, установленной под днищем самолета, расположилась под сиденьем заднего пилота, в районе РУС, с правой стороны. К ней же приходят провода от хвостового огня.

По левой стороне от элементов системы управления ( верхняя часть картинки ) проходят жгуты проводов к аккумулятору, панели СПУ, на триммер и управление закрылками… и т.п. Их набралось довольно много. Чтобы всё надёжно закрепить и аккуратно упаковать, очень удачно подходит напольный короб. Я выбрал такой: Короб 01032 CSP-F 50х12мм напольный 2 канала серый (ДКС)


Короба пластик.jpg


Он пластиковый. Бывает широкий и узкий, на две секции и на четыре… и даже классный – алюминиевый, но довольно дорогой…

Короб Ал..jpg


4 439 рублей за 2 метра… Но О-о-чень хороший!



Короб проложен на участке от перегородки за спинкой сиденья заднего пилота до поста РУС переднего пилота. Часть, крепится на опорных проставках ( швеллерок 10х20х10х1 / 70 мм ), часть короба закреплена к панели пола.

Укладка получилась очень плотной. В дополнение к имеющимся, можно попробовать засунуть ещё по паре одиночных проводов сечением 0,75 мм2 в каждую секцию, но не уверен, что влезут. Потому, пришлось каждому проводу определить место в секции и порядок укладки. Чтобы не путаться, на проводах закреплены марки, а для монтажа нарисовал схемы укладки с описанием.

001.jpg


002.jpg


003.jpg


004.jpg
 
Здесь же, между сидений пилотов и поближе к коробу с жгутами разместился блок реле на закрылки и триммер. «Квадратный кубик» в нижней части картинки ( фото: 005 ). Про него есть рассказик в отдельной ветке: https://reaa.ru/threads/vopros-po-dublirovaniju-upravlenija-trimmerami.918/

005.jpg
 
С права от блока реле, на квадратной трубе механизма управления закреплена двумя винтами М3 алюминиевая «коробочка» - разветвитель проводки от радиостанции на два поста управления. Это провода от кнопки включения р/станции на передачу ( PTT ) и провода управления функциями выбора каналов и подстройкой частот. К «коробочке» присоединяются разъёмы от РУС. Картинка ( фото: 006 ).

«Коробочка» сделана из отрезка покупного алюминиевого профиля: бокс 40х20х2 и двух пластинок из листового Д16т толщиной 2 мм с профрезерованным по периметру пазом под внутренний размер бокса ( 36х16 мм ). ( фото: 06.1 и 06.2 )

Как видно на фотографиях, к «коробочкам» подходят провода из напольного короба, для чего в нём сделаны вырезы в соответствующих местах.

006.jpg


06.1.jpg


06.2.jpg
 
Огибая узел РУС первого пилота, провода укладываются в короб, закреплённый на стыке двух передних панелей пола. От пожарной перегородки они расходятся в лево и в право и поднимаются под приборную панель.

07.jpg


08.jpg


09.jpg


010.jpg
 
На пожарной перегородке жгуты закреплены на очень удобных и прочных пластиковых основаниях. Эти основания крепятся к перегородке односторонней заклёпкой Ф4,8 мм с шайбой. На картинке ( фото: 011 )они видны по сторонам от короба.

Они продаются белого и чёрного цвета . Например: Основание чёрное для хомутов до 9,0 мм под винт (ДКС Италия) Г7269. Основание 25497 чёрное для хомутов до 9,0 мм под винт (ДКС Италия) | ЗАО "МПО Электромонтаж".
Основание.jpg

Здесь много других полезных пластиковых деталюшек, которые я использую при прокладке проводки:
Поиск по каталогу | ЗАО "МПО Электромонтаж"


011.jpg
 
Спасибо всем за лестную оценку скромных стараний...
Продолжим, в том же духе...



ШПИГАТЫ



После прокладки всех жгутов и антенного кабеля, определения размеров и мест крепления деталей короба, можно приступать к установке панелей пола в средней и задней частях кабины.

Панели передней части были изготовлены давно. ( Об этом можно посмотреть здесь : https://reaa.ru/threads/stol-nando-groppo-trail-dorabotki-i-poleznye-melochi.5097/page-2с сообщения #32 ) Конструкция панелей средней части родилась скоро, а вот с задними панелями вышла заминка, о которой поведаю чуть позже. Завершению изготовления передних и задних панелей, в основном, препятствовало отсутствие шпигатов*.



*( Шпигатэто такой узел, деталь или просто окантованное отверстие в палубе или борту судна, через которое за борт сливается вода, каким-либо образом образовавшаяся на палубе ).



На нашем самолётике, через них из кабины будет удаляться, заодно с водой, весь мелкий мусор и грязь. Полы, при необходимости, можно будет мыть . Таких шпигатов запланировано четыре – два в передней части пола и два, по углам сзади.

Я рассматривал несколько вариантов и технологий изготовления шпигатов. И точёные из болванки Ф100 мм, и выклеенные из пластика по матрицам, но, для единичного изделия, посчитал такие конструкции не целесообразными. В итоге, остановил свой выбор на штампованных крышках в сочетании с гнутыми стандартными алюминиевыми тонкостенными профилями. Всё получилось просто и доступно.



Передние шпигаты с резиновым клапаном расположились в зазоре между алюминиевой рессорой основных стоек шасси и корпусом. Задние – по внешним углам стыка кабины и хвостовой балки.

001.jpg


002.jpg
 
Основным и «самым сложным» элементом в изготовлении шпигатов являются «крышки». Как только заготовки для них оказались у меня в руках, весь узел сразу обрёл конструктивную завершенность. Они изготовлены из листового алюминия марок АМГ2-м и АМГ3-м толщиной 1.0 мм.

003.jpg


004.jpg


005.jpg
 
Назад
Вверх