Наконец-то этот день настал. По предварительной договорённости с владельцем площадки и пилотом – испытателем, в конце августа этого года ( 2022г.) в назначенный день, все собрались на площадке.
Погода благоприятствовала, кроме температуры за бортом. Было жарко, +25. Часам к 14-ти, мы с Алексеем* закончили осматривать основные узлы управления, и я закрыл лючки и собрал стабилизатор. Крылья были расправлены – зафиксированы из транспортного в полётное положение.
*( Наш самолётик облётывал Алексей Никифоров. Известный конструктор различных аппаратов компании «АГАН». Он же, отважный и грамотный пилот. Что бывает весьма редко. В общем, нам здорово повезло с испытателем. )
Центровку мы не проверяли. По опыту аналогичных самолётов, облётанных ранее
( в том числе и Алексеем ) он позволяет довольно широкий диапазон центровок и, если не устанавливать дополнительные массивные агрегаты, то центровка не выходит за пределы, заложенные в конструкцию.
*****
Изучив «иконостас» в кабине и прогрев мотор, Алексей пару раз прокатился из конца в конец, чтобы почувствовать полосу. Лёгкий самолётик, «играя обшивкой», весело подпрыгивал не небольших кочках, на скорости отрывал хвостовую опору. Подъехал к «зрителям» и доложился, что собирается подлетнуть над полосой. Полоса имеет длину 800 метров и небольшой уклон. Этого хватает, чтобы подняться над ней метров на пять с горизонтальным проходом и приземлиться. Мы замерли в ожидании.
И вот, первый отрыв! Начав разбег не в полный газ, самолётик довольно скоро оторвал колёса. Алексей, уверенно «взял машину в руки», покачал крыльями и подвигал хвостиком. Хорошо..., значит слушается…
Ещё подлет... Подъехал к нам, доложился: «Всё в порядке», - собирается на круг. Наступают самые волнительные минуты ожидания от взлёта до приземления.
Развернувшись, самолётик замер в конце полосы перед взлётом. До напряжённого уха донёсся гул полных оборотов мотора и, непривычно быстро, под колёсами перестала клубиться пыль. Отрыв и набор высоты. Аппарат с одним пилотом бодро устремился к облакам…
После приземления - доклад. Есть отказ триммера руля высоты, но аппарат сбалансирован в нейтральном положении. Есть отказ закрылков "на уборку" - замена предохранителя на больший номинал.
( как же, без мелких недочётов...) Я представляю, где может скрываться неисправность, но в текущем режиме, исправление займёт значительное время. На земле, всё работает. В полёте, под нагрузкой, сгорает предохранитель. Алексей, как сфинкс - кажется невозмутим. Оцениваем неисправность... Решение - выполнить полёт по кругу в загрузке с двумя пилотами. Как положено конструктору, я "встаю под мост..."
Залезаю в кабину, оставив все волнения на земле. Управление самолётом в надёжных руках. Теперь, моё внимание только к мотору. Ему труднее всех...
( Обратите внимание на колебание стрелок механических приборов при запуске. И это, с учётом подвески панели на амортизаторах. Видно, как вся панель "отыгрывает" вибрацию при запуске мотора. При "жёсткой" панели, нагрузки на механизм приборов и сектор колебаний стрелок в разы больше. Подвеска приборов работает и оправдана. )
В загруженном состоянии, разбег и набор не такой динамичный, но всё равно ( при +25 ) довольно бодрый. Я не смотрю на вариометр. Снимаю на камеру телефона. Всё внимание приковано к температуре на впуске и ТВГ. На взлётном режиме, температура воздуха в карбюраторе доходит до +62 (!) Слышна детонация и падение оборотов мотора. Алексей снижает режим, продолжаем набор.
Посадка в штатном режиме. Рессора работает очень мягко, хотя, при пробеге, на кочках немного потряхивает
( телефон в руке прыгает больше, чем ощущается жо...метром. )
После приземления – перерыв. Мотор. Как может, остывает на жаре. Мы охлаждаемся поеданием большого сочного арбуза. Затем, ещё пару полётов вдвоём «для закрепления успеха». Для начала, достаточно. Надо разобраться с работой триммера и уборкой закрылков. Опять же, без системы регулирования подачи воздуха на входе в карбюраторы, нет желания мучить двигатель.
Зафиксировать какие-либо параметры полёта
( кроме моторных ) не было задачи и возможности. Алексей, когда летели вместе, «отпускал» ручку управления и показывал, что с неработающим триммером руля высоты, аппарат отбалансирован на скорости 140 км/ч. Обороты я не запомнил.
После полёта, я критиковал некоторые технические решения конструкции планера. Алексей давал советы и рассказал, как он устранял недочёты на однотипном аппарате. Потом, от него прозвучала фраза, пролившая бальзам на душу владельца: « Я сначала тоже, осторожно… а так, самолёт – огонь вообще». Стало быть, всё нормально… летать будет… я надеюсь…
Продолжение следует...