Прежде, чем прекратить возиться с крыльями ( до после-облёта ) заменил «стоковые» гайки-заклёпки на потайные. Те, что были установлены ранее, имеют буртик, выступающий на 0,5 мм над поверхностью обшивки. Крышки лючков прилегают с зазором, через который в крыло будет проникать вода. Поскольку дренажных отверстий в секциях крыла не предусмотрено, то следует исключить попадание влаги внутрь.
Мазать поверхности прилегания крышек толстым слоем герметика считаю пошлостью…
Вот и высверлил старые гайки.
Гайки-заклёпки М4 потайные у меня нескольких видов. Есть стальные оцинкованные, а есть разной длины нержавеющие. Мне больше нравятся именно нержавеющие, в паре с нержавеющими шайбами с конической фаской.
Я сделал простую цангу для токарного станка и наточил фасок на шайбах под винт М6. Примерно 100 штук на самолётик как раз и хватило.
Гайки из нержавеющей стали хорошо устанавливаются на обшивку 0,4 – 0,5 мм ( сплавы 6066 и Д16Т ) даже без предварительной подштамповки. Гайки из оцинкованной стали менее пластичные и несколько отличаются по конструкции. Это не позволяет устанавливать их без подштамповки заподлицо так же качественно, как из нержавейки.
Для установки гаек-заклёпок я применяю ручной инструмент («гаечник») с дополнительной шайбой. Шайба немного вогнута ( на 0,15-0,2 мм ) и выпуклой стороной прилегает к «гаечнику». Это обеспечивает небольшое
дожатие металла обшивки вокруг потайной воронки, компенсирующее его пружинение при деформации. В результате, локально, вокруг шляпки гайки не образуется вмятины, а сохраняется плоскость поверхности обшивки. Вклёпываю гайки, смазывая поверхность эпоксидным грунтом.
( Шайба попалась в «россыпях» подходящего диаметра, но с смещённым отверстием. Её я и засверлил Ф4,2 под шток «гаечника» )
После установки гаек-заклёпок, они немного заминаются с двух сторон на манер самоконтрящихся авиационных. Это делается для того, чтобы не использовать клеящий фиксатор резьбы или герметик при заворачивании в них винтов. ( Для герметичности, я смазываю литолом тело винта при установке крышек ). Замятие делается не по всей длине резьбового тела гайки, а в середине, двумя «точками». Для этого я сделал
( из каких-то автомобильных клещей для обжатия замков колец ) клещи с маленькими прямоугольными выступами на губках и регулируемым зазором между ними. Место обмятия гайки и величину зазора в клещах подбирал опытным путём на образцах, вкручивая винт. Для гаек-заклёпок одного номинала ( М4 ), но из разных сталей и разной формы головки, зазор будет немного меняться.
К сожалению, картинку клещей не «нарисовал»…
А гайки для крышек лючков получаются вот такие :
Там – под крышками живут промежуточные качалки тяг управления элеронами. Они установлены на «неизвлечение»… Получается лёгкая и простая конструкция. Лючок служит только для осмотра и монтажа тяг управления. Саму качалку через него демонтировать невозможно. Она собирается и устанавливается на лонжероне до сборки набора крыла. Это радует… Вероятно, что срок службы этого узла превосходит срок эксплуатации всего крыла.