STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Всё классно, всё супер.
Но, но какого черта столько переделок ?
Самолет сырой ?

Есле уж взялись, то до конца идите, поднимите стабилизатор с земли, а то смысл короткого взлета и посадки с бетонной полосы ?
 
В трубах нарезаем резьбу и получаются съёмные панели.
 

Вложения

  • 006_046.jpg
    006_046.jpg
    20 КБ · Просмотры: 247
  • 005_064.jpg
    005_064.jpg
    22,2 КБ · Просмотры: 254
  • 007_042.jpg
    007_042.jpg
    91,9 КБ · Просмотры: 253
  Отдельные стрингерочки удобно устанавливать на двухсторонний тонкий «скотч». Верхние отверстия здесь только как кондуктор, для сверления обшивки под заклёпки.

  Вот такой набор получился:
 

Вложения

  • 008_029.jpg
    008_029.jpg
    80,2 КБ · Просмотры: 257
  • 009_025.jpg
    009_025.jpg
    94,2 КБ · Просмотры: 252
  Панели крепятся к стрингерам частично на винтах, частично на вытяжных заклёпках. Стыки и щели закрываются неопреновым уплотнителем и герметиком. В центре, в углах нижней части ( по наклону оси самолётика ) предусмотрены сливные отверстия и шпигаты с резиновым клапаном, для удаления влаги и мусора.

  Под панели планируется заложить утеплитель – шумаизолятор. Можно и подогреваемый пол сделать  🙂 🙂!
 

Вложения

  • 010_032.jpg
    010_032.jpg
    148,9 КБ · Просмотры: 267
  • 011_029.jpg
    011_029.jpg
    114,1 КБ · Просмотры: 273
  • 012_029.jpg
    012_029.jpg
    132,7 КБ · Просмотры: 272
  Так увлёкся, что забыл достать клеко из коробки и совсем их не использовал в работе! Вот, незадача.
 
Теперь очередь самой «муторной» части работы,- «отделка и декорация». Благо, она была проделана заранее на чертежах, но оставалась неизвестной большая технологическая часть процесса. Стыки панелей нужно закрыть крышками.

  Сперва хотел штамповать, но материал 1,5 мм и рифлёный, да и штампы собирать ради двух крышек – неоправданная роскошь. Упростил обводы до прямых линий, изрезал не один лист картона, но все крепёжные отверстия всё равно пришлось делать овальными.

  Кстати, очень выручает мой любимый «хирургический» инструмент. Резиновые упоры на сверло избавляют от «лишних дырок» в тонкой обшивке.
 

Вложения

  • 003_083.jpg
    003_083.jpg
    22 КБ · Просмотры: 254
  • 002_112.jpg
    002_112.jpg
    22,6 КБ · Просмотры: 269
  • 001_178.jpg
    001_178.jpg
    125,2 КБ · Просмотры: 255
  Таким образом, изготовил крышки для педалей, а по центру установил пластиковый напольный кабель канал.
 

Вложения

  • 004_065.jpg
    004_065.jpg
    128,1 КБ · Просмотры: 260
  • 005_065.jpg
    005_065.jpg
    95,8 КБ · Просмотры: 260
  • 006_047.jpg
    006_047.jpg
    111,4 КБ · Просмотры: 269
  В результате получилось: (  🙂получилось!  🙂)
 

Вложения

  • 007_043.jpg
    007_043.jpg
    135,6 КБ · Просмотры: 286
  Предстоит ещё закрыть панелями полы задней части кабины – пассажирскую. Но здесь без кардинальных переделок не обойтись. Посты дублирующего управления педалей закреплены на обшивке 0,4 мм(!), а переносить их на поверхность пола нельзя. При посадке второго пилота в кабину, места на полу под ступню недостаточно. Сложный «рельеф» профиля пола с изменением углов наклона и многочисленные элементы, создают ряд препятствий. Потому, решил с этим «лоскутным одеялом» разобраться после… после установки подножки и проработке последовательности действий при посадке на место второго пилота ( оно же инструкторское ). Возможно, придётся сделать сдвижное сиденье первого пилота ( как на всех приличных самолётах ) и, очень возможно, «ломающиеся» РУСы. По крайней мере, складывание РУС и сдвигание в крайнее положение сиденья до приятного упрощают процесс залезания пилотов в «домик пана тыквы»  ;D
 

Вложения

  • ___________________028.jpg
    ___________________028.jpg
    88,4 КБ · Просмотры: 286
Конечно  красиво  ,  но  эта  красота  весу  нагоняет  жуть.  Вроде  всё  по  чуть  чуть  , а  глядишь  и  центровочка  поменялась.
 
  Конечно, центровку проверим. По "агентурным данным" этому самолётику догружение носовой части не вредит, особенно при замене хвостовой опоры на более... более...и более.

Но, но какого черта столько переделок ?Самолет сырой ?

  Это ещё пока не переделки. Если вспомнить начало ветки, я писал, что привезли самую простую комплектацию набора. Потом склепали планер. Теперь я эту коробочку начиняю в соответствии с пожеланиями будущего лётчика и своими представлениями о безопасности и эксплуатационном удобстве машины.

 
Представьте себе банку с консервированым горошком... А теперь просто банку - без горошка, крышки, этикетки и лакового покрытия. Вот, моя задача сделать из просто банки - "банку с консервированям горошком". А поскольку, мне не нравится невкусный горошек, я выращиваю и готовлю его из "мозговых сортов" 🙂
 
[highlight]ГЛАВА: 5[/highlight]  Центральная Коробка (продолжение)

   Этот конструктив, для закрепления на рамке приборного отсека штатного шасси под радиостанцию «Icom-210», постепенно обрастает деталями. Дошла очередь до прокладки жгутов подключения радиостанции.

   До начала работы с ламелями разъёмов и проводами, неплохо разобраться, что буквенно – цифровая нумерация гнёзд разъёма Molex и надпись «Front view» на картинке из руководства по установке радиостанции, для нашей работы будет читаться [highlight]зеркально или с право – на лево[/highlight]. Собственно, вырез под «поляризационный ключ» в плате разъёма Molex, на заднем торце корпуса радиостанции, однозначно указывает на это. Чтобы не путаться, на установочный корпус с наружной стороны, над разъёмом Molex наклею полоску с маркировочными надписями «шиворот – навыворот»  🙂, соответственно гнёздам разъёма.

ФОТО: маркировка, 1
 

Вложения

  • markirovka_001.jpg
    markirovka_001.jpg
    93,5 КБ · Просмотры: 270
  • 1_1640.jpg
    1_1640.jpg
    91,7 КБ · Просмотры: 259
   Для подключения радиостанции к питанию использовал шести контактный разъём, с подходящими по пропускаемому току характеристиками контактных групп. От ламелей штатного разъёма Molex четыре провода идут на минус и два провода на плюс питания.  Рекомендуется использовать провод сечением 0,5 – 0,75 мм2 для минусового соединения и 0,75 – 1,0 мм2 для плюсового. Я применил белый провод марки МГШВ - 1,0 мм2 для всех ламелей. Следует отметить, что это предельный по толщине провод (с учётом термоусадочной трубочки на обжатой части ламели), который пролезает в гнездо пластмассового корпуса разъёма Molex обжимается 1,0 мм2 так же на пределе размера усиков ламели (пришлось пропаять для надёжности). Потому, по своему опыту, рекомендую ограничиться меньшими значениями сечения проводников питания – 0,75 мм2.
   Перемычка четырёх ламелей Р, 13, М, 11 выполнена как раз серым проводом 0,75 мм2 из двух коротких отрезков, зачищенных в середине и соединённых  пайкой с обмоткой тонкой медной жилой.
   Для  присоединения аудио и переключающих контактов разъёма, я использовал разъёмы РС-4 и РС-7. С ламелями разъёма Molex соединяю их отрезками равной длины экранированного многожильного  медного провода в фторопластовой изоляции марки МГТФЭ – 0,35 мм2.
ФОТО: питание, 2
 

Вложения

  • 2_1209.jpg
    2_1209.jpg
    108,8 КБ · Просмотры: 263
  • pitanie_001.jpg
    pitanie_001.jpg
    88 КБ · Просмотры: 250
   Некоторое лирическо – технологическое отступление...

   В конструкции подключения радиостанции использован разъём с контактами Molex terminal (4366-GL). Они имеют «усики» под обжимку проводника. Как говорит Винни-Пух: «Это Ж-ж-ж не спроста!» Ранее, использовались разъёмы с контактами под пайку, но это вызывало много проблем при подключении и отказы в работе станций. Выполнить качественно пайку ламели контакта значительно сложнее и требует нескольких трудоёмких операций, результат которых зависит от квалификации сборщика. Здесь и выбор припоя и флюса, контроль за температурой пайки и количеством внесённого припоя, необходимо следить, чтобы не происходило затекание припоя внутрь пружинной части ламели, промывка ламели от флюса… Изменение жёсткости облуженного проводника - отламывание, расплавление изоляции - замыкание, коррозия…
   При несоблюдении этих многих «нюансов» ламель не влезала в гнездо и деформировалась или не фиксировалась усиком от выпадения. Площадь контакта уменьшалась, и возникал перегрев ламели и её окисление. Окисленные и выпадающие из гнёзд, деформированные ламели – наиболее частые дефекты при некорректном подключении радиостанции.
   Обжимка контактной ламели на провод – более производительная, простая и однозначная операция, сравнительно с пайкой. В основном, её результат зависит от качества применяемых материалов и инструмента. В идеальном случае, если есть обжимные щипцы с правильными губками,- соответствующими типу ламели и сечению провода, то, при небольшой практике, хороший результат получается почти сразу. Однако, и здесь есть «нюансы». Вынужден огорчить, «щипцы с правильными губками» имеют стоимость, начинающуюся от 6.000 руб. Как правило, они обжимают хорошо только одного вида (и типовые) ламели. Если Вам в работе потребуются несколько видов клемм, то под каждый тип клемм нужны свои щипцы. Более дешёвые и универсальные щипцы либо совсем не работают, как следует, либо у них приходится перетачивать губки под конкретный тип клеммы (и даже купленную от другого поставщика партию!).
   В прочем, если использовать широко распространённые автомобильные клеммы, изготовленные из листа 0,3 мм (толстые), то большинство недорогого универсального инструмента для их обжатия вполне прилично обжимает провода сечением 0,5 – 2,5 мм2 без каких-либо доработок инструмента.
   Возможно, штатно и хорошо обжать контакты набором из двух – трёх жёстких прочных тонкогубцев с разной формой губок, но это годится, когда несколько клемм. При сборке электрической части самолётика используется несколько сотен нескольких различных по типу клемм…
 

Вложения

  • k1_009.jpg
    k1_009.jpg
    95,8 КБ · Просмотры: 269
  • k2_007.jpg
    k2_007.jpg
    90,1 КБ · Просмотры: 270
  • in_4.jpg
    in_4.jpg
    119 КБ · Просмотры: 284
   В своей работе, я использую пять - шесть различных по типу клемм. Примерно столько же различных по типу разъёмов. Часто, работа выполняется в полевых условиях. Потому, под разные разъёмы и клеммы использую все возможные варианты соединений, в том числе пайку газовым паяльником. В основном применяю технологически отработанные пары: инструмент – «терминал» ( клемма или ламель разъёма). Есть и универсальный набор инструмента, и недорогие обжимные щипцы, губки которых я переточил бор машинкой под часто используемый терминал. Каждую пару провод – терминал предварительно обжимаю на кусочках проводов, чтобы подобрать способ заделки и инструмент.

   Зачищенную часть провода часто требуется сложить вдвое. Это увеличивает плотность обжатия проводника усиками клеммы и площадь контакта. Иногда предварительно «подготавливаю» обжимающие усики клеммы подгибом краёв внутрь с помощью тонкогубцев или губками обжимных щипцов для клемм другого типа. Обжатую часть закрываю отрезком (15 мм) термоусадочной трубочки и, там где требуется, дополнительно таким же отрезком ПВХ трубки. На белую ПВХ трубку удобно наносить маркировку с номером клеммы. На обжатую часть клемм, устанавливаемых в  особо влажных и ответственных местах, наносится защитная смазка. Можно использовать как специальную смазку для электрических контактов, так и обычные силиконовые смазки в баллончиках – спреях.
 

Вложения

  • in_1.jpg
    in_1.jpg
    24,3 КБ · Просмотры: 263
  • in_2.jpg
    in_2.jpg
    101,9 КБ · Просмотры: 251
  • in_3.jpg
    in_3.jpg
    22,9 КБ · Просмотры: 243
   Не смотря на то, что все узлы конструкции имеют разъёмные соединения, как по механической, так и электрической части и, в процессе макетирования и сборки каждый узел тестируется, собирается и разбирается не один десяток раз (!), при неполадках в работе радиостанции на летающем самолётике, извлекать этот разъём (Molex) для ремонта… О-оч-чень бы не хотелось… Потому, постараюсь сделать так, чтобы этого не потребовалось «никогда».

   Для этого нужно следовать простым правилам: - использовать качественные и, конечно же, дорогие материалы, - применять правильный и, несомненно, дорогой инструмент, - и ещё какое-то несущественное и «ничего не стоящее» правило … ( кажется, это называется знаниями и опытом [ch61514] ), которое, впрочем, способно компенсировать отсутствие первых двух…

   Терминалы разъёма Molex (4366-GL) не относятся к широко распространённым, потому придётся подобрать щипцы с губками которые качественно обожмут и провод сечением 0,35 мм2 и провода питания сечением 0,75 – 1,0 мм2.
   Обжатая часть «терминала» с проводом в изоляции не должна быть толще ширины контактной части. Иначе, «терминал» не войдёт до положения фиксации в гнездо пластмассового корпуса разъёма (!) Поэтому, трубочку из ПВХ нельзя надевать на контакт дальше усиков, которыми зажата изоляция проводника.
   Этой трубочкой (её ещё называют «кембрик») фиксируется от распускания и сползания с проводника медная оплётка экрана провода МГТФЭ – 0.35 мм2. Так же на неё наносится маркировка контакта.
   При сборке группы контактов в жгут удобно использовать оправку, в которой они предварительно установлены без фиксации, но без возможности крутиться на проводе. Это связано с тем, что усик, фиксирующий ламель в гнезде корпуса разъёма, у ламелей, имеющих буквенную маркировку (устанавливающихся в верхний ряд гнёзд) направлен вверх, а у ламелей, имеющих цифровую маркировку (устанавливающихся в нижний ряд гнёзд) направлен вниз. В качестве такой оправки, удачно подходит корпус разъёма низковольтного питания MHU-4. Два таких корпуса, соединённых вместе, идеально имитируют корпус разъёма Molex.
ФОТО: 3, 4_*, MHU
 

Вложения

  • MHU-31.jpg
    MHU-31.jpg
    2,5 КБ · Просмотры: 268
  • 4_s_MHU_opravkoj.jpg
    4_s_MHU_opravkoj.jpg
    131,7 КБ · Просмотры: 263
  • 3_919.jpg
    3_919.jpg
    122,6 КБ · Просмотры: 267
   Под отрезками чёрной термоусадочной трубки, которые видны на жгутах, закрыто соединение экранов проводников с проводом, подключенным к минус ламелям. Соединение выполнено обмоткой медным тонким проводом и пропаяно. Термостойкая изоляция проводников хорошо переносит такой нагрев, а достаточное количество припоя обеспечивает не только «блестящий» внешний вид, но и гарантирует хороший контакт всех экранов.
   Обматывать экраны можно и зачищенными жилами проводника, подключенного к минус ламели.
   На картинках видно, что внутренняя изоляция экранированных проводов не пострадала при пайке, а все экраны надёжно соединены припоем.
ФОТО: 5, 6
 

Вложения

  • 5_517.jpg
    5_517.jpg
    115,2 КБ · Просмотры: 257
  • 6_411.jpg
    6_411.jpg
    105,7 КБ · Просмотры: 257
   На картинках ниже, приспособление для пайки мелких деталей. В нём зажат разъём РС-7. Видна разделка концов экранированного провода (по 20 мм). К одному штырьку разъёма можно припаять два проводника 0,35 мм2. Каждое соединение закрывается тонким силиконовым кембриком, длиной 8 мм.
ФОТО: 7, 8, 9
 

Вложения

  • 7_343.jpg
    7_343.jpg
    112,1 КБ · Просмотры: 272
  • 8_283.jpg
    8_283.jpg
    84,3 КБ · Просмотры: 253
  • 9_261.jpg
    9_261.jpg
    99 КБ · Просмотры: 256
   На девятом снимке Вы наверняка заметили некий «торчёк» на подпаянном проводе. Это «иголка» из припоя, которая образуется, в основном,  из-за недостаточного количества флюса или не прогрева соединяемых деталей. Припой не растекается на поверхности, а тянется за жалом паяльника. Такая иголка может протыкать изолирующий кембрик и создавать контакт там где не нужно. При качественной пайке должны получаться гладкие блестящие, округлой формы капельки.
   На следующей картинке это место «отредактировано»  🙂.
ФОТО: 10, 11
 

Вложения

  • 10_263.jpg
    10_263.jpg
    70,1 КБ · Просмотры: 254
  • 11_326.jpg
    11_326.jpg
    71,5 КБ · Просмотры: 247
   Для изолирующего покрытия подпаянных проводников от корпуса разъёма очень хорошо подходит «волосатая» (ворсистая) синтетическая изолента. При наворачивании корпуса на резьбу фланца разъёма и плотном жгуте, эта изолента  хорошо скользит в корпусе и проводники не закручиваются в спираль.

   На нашем самолётике будет два поста интеркома – возле спинки первого пилота и за спинкой второго пилота. Потому, подключены параллельно два разъёма РС-7.  Два разъёма РС-4 используются для подключений «AUX» и различных коммутационных переключателей – «SW».
ФОТО: 12, 13
 

Вложения

  • 12_282.jpg
    12_282.jpg
    113,1 КБ · Просмотры: 260
  • 13_193.jpg
    13_193.jpg
    134 КБ · Просмотры: 246
Назад
Вверх