Теория полета на планере

Дим Димыч

Я люблю летать!
Откуда
г. Смоленск
Уважаемые форумчане! Начал готовится к занятиям с молодыми планеристами, и обнаружил, что не могу найти достоверную поляру скоростей планирования Бланика. Пока я обнаружил две поляры, заметно отличающиеся одна от другой. Одна это та, что приведена в РЛЭ. Там экономическая скорость планирования 78 км/час при вертикали 0,82 м/с, наивыгоднейшая скорость 85 км/час при вертикали 0,85 м/с и качестве 27,8, вертикалльные скорости при больших скоростях - 1,1 м/с при 100 км/час, 1,7 м/с при 120 км/час, 2.7 м/с при 150 км/час.
Другая - та по которой построена линейка долета Вачасова (Е Руденский, Полет на планере, Москва, изд. ДОСААФ 1977г., стр 52). В ней экономическая скорость 68 км/час при вертикали 0,82 м/с, наивыгоднейшая скорость 78 км/час, при вертикали 0,84 м/с и качестве 25,9, вертикальные скорости при больших скоростях - 1,3 м/с при 100 км/час, 1,9 м/с при 120 км/час и 3,1 м/с при 150 км/час.
Отличия существенные особенно при малых скоростях полета. С одной стороны РЛЭ это официальный документ, с другой стороны линейка долета Вачасова это инструмент по которому летала вся страна на соревнованиях, и нареканий не было. Так кому же верить? Конечно, выход - самому построить поляру скоростей планирования и по ней строить все основные режимы полета. Но сейчас не сезон. Пока не летаем. Весной начнем летать, проверю. Однако и тут, что бы получить достоверные данные, нужны достаточно точные измерительные приборы. К тому же, хотелось бы иметь и поляры скоростей при выпущнных закрылках, при выпущенных интерцепторах. Таковых пока вообще ни где не видел. Прошу помощи. Подскажите где все это найти, или может быть пришлите. Буду благодарен. В свою очередь, как сезон начнется построю, свои поляры и опубликую. Правда они будут соответствовать только тем планерам, на которых сам летаю. Не факт что наилучшим в своем виде. Но хоть будет с чем сравнивать.
 
Ну так Вы когда собираетесь на машине куда-то доехать и прикидываете сколько залить бензина,  расход бензина берете не из официальных документов на Вашу машину, а из реального опыта езды на этом авто. Производитель указывает идеальный расклад, а реальность заставляет вносить поправочки.

Думаю, в линейке сделан запас, чтобы точно долететь.

В качестве рекламы: есть форум у планеристов http://www.glider.spb.ru/forum/forum.php
можно там спросить.

Посмотрел РЛЭ, у Вас явно поляра от другого планера  🙂, у меня циферки с линейки похожи на поляру.
 
Ну так Вы когда собираетесь на машине куда-то доехать и прикидываете сколько залить бензина,  расход бензина берете не из официальных документов на Вашу машину, а из реального опыта езды на этом авто. Производитель указывает идеальный расклад, а реальность заставляет вносить поправочки.

Думаю, в линейке сделан запас, чтобы точно долететь.

В качестве рекламы: есть форум у планеристов http://www.glider.spb.ru/forum/forum.php
можно там спросить.

Посмотрел РЛЭ, у Вас явно поляра от другого планера  🙂, у меня циферки с линейки похожи на поляру.

Пробовал обращаться на форумы планеристов. К сожалению не получил удовлетворительных ответов. Видимо не сезон. А между прочим, поляра скоростей планирования нужна не только для долетов. По ней можно рассказать о поведении планера на виражах, на посадке, при облете препятствия и во многих других случаях без которых первоначальное обучение не мыслимо. И рассчитать оптимальные скорости на переходах и долете - но это уже для более опытных. Боюсь, что до весны не получу однозначного ответа. Я в общем-то раньше летал не задумываясь. А тут начинающие ребята попросили провести с ними занятия. Тут-то и обнаружилось, что объяснить почему нужно выдерживать те или иные режимы на разных этапах полета не так то просто. Можно конечно тупо перечислит требования РЛЭ, но ведь самому интересно, а почему так или этак. А как правильней и т.п. Тут без теории ну ни как...
 
ваще 78 и 85 это то шо еще вдолбили в 85-м году, и про другие скорости не знаю, всегда было экономическая - 78, скорость качества - 85, надо будет конечно заглянуть в книжки, если шо найду скажу. 🙂
 
По ней можно рассказать о поведении планера на виражах, на посадке, при облете препятствия и во многих других случаях без которых первоначальное обучение не мыслимо.

Ну вот прям так и не мыслимо :-?
Я думаю, что на первоначальном этапе человек должен понять принцип (тенденцию), т.е. как оно работает в общем. Ну и не лишним будет понять почему оно так происходит. А дойдут до парения, тогда можно и поточнее посмотреть цифры.

Если бы это было так важно, то поляра с выпущенными интерцепторами была бы в наличии  😉

У меня вот такая поляра, там никак не 78 и 85 км/ч
 

Вложения

  • L13polar_cr.png
    L13polar_cr.png
    83,8 КБ · Просмотры: 317
Поляра у Руденского повторяет поляру из РЛЭ, если брать его здесь:http://aeroclub.com.ua/?module=articles&c=Book&b=3&a=8
или здесь, на английском:http://www.sosaglidingclub.com/index.php/documents/cat_view/40-flight-manuals.html
В английском варианте скорости в узлах и футах в минуту, но данные совпадают.

Однако существует еще такой вариант:
http://planerzveno.ru/load/rleh_i_tekh_rukovodstva/rleh_l_13_blanik/1-1-0-25.
Если сравнить рисунки, то можно увидеть, что шкала скорости планирования аккуратно смещена на 10 км/ч, в остальном они идентичны. Ошибка, видимо, появилась при "отрезании" нерабочего диапазона от 0 до 50 км/ч, но какой из графиков верный? Вопрос о загадочной чешской душе....  🙂. Однако во всех вариантах есть данные о максимальном качестве 28, а такие цифры можно получить только из последнего варианта поляры.

ваще 78 и 85 это то шо еще вдолбили в 85-м году, и про другие скорости не знаю, всегда было экономическая - 78, скорость качества - 85, надо будет конечно заглянуть в книжки, если шо найду скажу. 🙂

В РЛЭ  Бланика этих скоростей в явном виде нет, цифры из ДОСААФовского документа "Эксплуатация и техника пилотирования серийных планеров".  По ним видно, что в СССР правильным считали последний вариант  🙂.
 
О, точно, продляем касательную и попадаем в начало координат.
Следовательно поляра из крайнего документа правильнее
http://planerzveno.ru/load/rleh_i_tekh_rukovodstva/rleh_l_13_blanik/1-1-0-25
 

Вложения

  • Pol_L13.png
    Pol_L13.png
    29,8 КБ · Просмотры: 285
Скорости полёта и вертикальная разные потому что надо обратить внимание для какого полётного веса составлена поляра так как Бланик двухместный и есть разница в скоростях с одним или двумя пилотами.
 
Уважаемые форумчане! Начал готовится к занятиям с молодыми планеристами, и обнаружил, что не могу найти достоверную поляру скоростей планирования Бланика.

Юрий Александрович Кузнецов, наш известный чемпион, рекорсмен, да и просто красавец 🙂 несколько лет читал курс для планеристов, очень грамотный, и, по-моему мнению точно выверенный в части  необходимого объёма предоставляемой информации.
Не думаю, что этот курс приведён у него для удобоваримого чтения, но подсказать сможет многое.
Обратитесь к нему.
Контакты отпраавил в личку.
 
Ну раз пошла такая пьянка, то вот тутачки есть его поляры
http://ssr.osfb.ru/viewtopic.php?t=199
http://ssr.osfb.ru/viewtopic.php?t=201

А вот тут еще и видео с лекциями выложили
http://alpvideo.ru/mediadetails.php?key=4aed8d0811aee2780944&title=%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D1%87.4.1
 
Ну, спасибо друзья! Завалили меня информацией, теперь надо ее осмыслить. К сожалению с лекциями Анатолия Александровича Кузнецова не знаком. Буду изучать. А поляры по РЛЭ и по Вочасову действительно, похоже что, просто сдвинуты одна относительно другой. Правда в области малых скоростей сдвиг не так очевиден. Привожу обе поляры. Поляра по Вочасову обозначена как Бланик_В.
 

Вложения

  • Poljara.jpg
    Poljara.jpg
    68,2 КБ · Просмотры: 255
Не, так не пойдет!
В авиации мелочей не бывает.  🙂

1) Кузнецов - он Юрий, а не Анатолий.

2) Ну вот я никак не пойму, зачем сравнивать поляру с линейкой?
Поляра - она характеристика планера, показывает как он летает, шобы знать.
Линейка - она рекомендация, показывает как я должен лететь, шобы долететь.

Не?
 
Не, так не пойдет!
В авиации мелочей не бывает.  🙂

1) Кузнецов - он Юрий, а не Анатолий.
Анатолий - тоже есть. Хотя лекций, наверное, не читал.

2) Ну вот я никак не пойму, зачем сравнивать поляру с линейкой?
Поляра - она характеристика планера, показывает как он летает, шобы знать.
Линейка - она рекомендация, показывает как я должен лететь, шобы долететь.

Не?

Линейка строится по поляре. Не?

........... А поляры по РЛЭ и по Вочасову действительно, похоже что, просто сдвинуты одна относительно другой.............  Поляра по Вочасову обозначена как Бланик_В.

Автор линейки - Вачасов Евгений Павлович. Давайте писать фамилии правильно, хотя бы из вежливости, ага? 🙂
 
Линейка строится по поляре. Не?

Бэзусловно  🙂

Но, вот что пишет товарищ Виктор Гончаренко в своей книге "Техника и тактика парящих полетов":

"Что касается скоростей перехода, то по сравнению с чешской линейкой для "Бланика" они несколько занижены. Но пусть вас не смущает эта разница, так как линейка построена на основе расчетных данных, т. е. теоретических, а калькулятор Вачасова - на основе практической поляры. Ведь планеры, находящиеся в эксплуатации, всегда, как правило, имеют аэродинамическое качество меньше расчетного. Так, например, при скорости по прибору 115 км/ч снижение по вариометру не соответствует вертикальной скорости снижения планера 1,62 м/с, которое приводится в линейке. Этому снижению соответствует обычно скорость 110 км/ч.

По линейке скорости 120 км/ч соответствует снижение 1,8 м/с, но фактически оно колеблется около 2,3 м/с.

Когда планеристы начали проверять, почему такие значительные расхождения теоретических данных с практическими, выяснилось следующее. На чешской линейке даны истинные скорости. Но в полете так много работы, что на пересчет приборной скорости в истинную нет времени. А они не одинаковы. Истинные скорости всегда больше, чем те, которые мы читаем по показаниям прибора. Так, например, на высоте 1000 м приборной скорости Vпр =110 км/ч соответствует истинная скорость Vист =115 км/ч, Vпр = 130 км/ч -Vист = 137 И Т. Д."
 
Не, так не пойдет!
В авиации мелочей не бывает.  🙂

1) Кузнецов - он Юрий, а не Анатолий.
Анатолий - тоже есть. Хотя лекций, наверное, не читал.

2) Ну вот я никак не пойму, зачем сравнивать поляру с линейкой?
Поляра - она характеристика планера, показывает как он летает, шобы знать.
Линейка - она рекомендация, показывает как я должен лететь, шобы долететь.

Не?

Линейка строится по поляре. Не?

........... А поляры по РЛЭ и по Вочасову действительно, похоже что, просто сдвинуты одна относительно другой.............  Поляра по Вочасову обозначена как Бланик_В.

Автор линейки - Вачасов Евгений Павлович. Давайте писать фамилии правильно, хотя бы из вежливости, ага? 🙂
Согласен. Надо фамилии и имена писать правильно. Впредь буду более внимательным. Теперь о поляре.  Взял поляру из РЛЭ. Пересчитал ее на вес 380 кГ (с одним пилотом) и перевел на высоту полета 1000 метров относительно уровня моря (средняя высота полета на маршрутах). И сравнил полученную поляру с полярой Вачасова. Совпадение почти идеальное. В области больших скоростей расхождение на более 0,1 м/с, что можно отнести на погрешности вариометров. Так что мои опасения оказались простыми заблуждениями. А что можно вытащить из поляры, я чуть позже приведу. Сейчас обрабатываю поляру с закрылками, которую мне  любезно предоставили на форуме. Тогда и покажу, что получается.
 

Вложения

  • Blanik_1.JPG
    Blanik_1.JPG
    39,6 КБ · Просмотры: 281
Ну вот, первые данные полученные из поляры Бланика для двух пилотов. Поляра с выпущенными интерцепторами рассчитана простым прибавлением к вертикальной скорости 1 м/с (в соотвествии с инструкцией по по эксплуатации Бланика). Из данных видно, что если закончить четвертый разворот на высоте 100 метров на удалении 1 км от точки выравнивания, то даже выпустив на полную интерцепторы и закрылки все равно придется немного по скользить что бы стравить избыток высоты. Ну, это для штилевой погоды. Но в общем-то похоже на правду.
 

Вложения

  • Blanik_2_Kachestvo.JPG
    Blanik_2_Kachestvo.JPG
    79,6 КБ · Просмотры: 270
  • Blanik_2_veter.JPG
    Blanik_2_veter.JPG
    89,4 КБ · Просмотры: 257
  • _______2_______.JPG
    _______2_______.JPG
    107,5 КБ · Просмотры: 268
А вот еще. Здесь данные рассчитаны для нулевой высоты в стандартной атмосфере. Кстати, для высоты 1000 метров, надо вертикальные скорости увеличить на 5%, а радиусы спиралей на 10%.
 

Вложения

  • Blanik_2_vertikal_.JPG
    Blanik_2_vertikal_.JPG
    78,7 КБ · Просмотры: 257
  • Blanik_2_poterja_vysoty.JPG
    Blanik_2_poterja_vysoty.JPG
    84,6 КБ · Просмотры: 293
  • Blanik_2_poljara.JPG
    Blanik_2_poljara.JPG
    72,5 КБ · Просмотры: 277
И вот еще данные для любителей маршрутов. Получены по алгоритмам приведенным в книге: "Е. Руденский Полет на планере", но только прямыми вычислениями а не графическим путем. Последний график предназначен для построения кругового калькулятора из этой книги, стр. 51 - 57. Все данные приведены для нулевой высоты в стандартной атмосфере.
 

Вложения

  • Blanik_2_marshrut.JPG
    Blanik_2_marshrut.JPG
    125,8 КБ · Просмотры: 270
  • _______2_____________.JPG
    _______2_____________.JPG
    100,2 КБ · Просмотры: 268
  • _______2__________.JPG
    _______2__________.JPG
    99,1 КБ · Просмотры: 264
Чей-то не понял я, что за график последний?
Это вместо Таблицы 5 у Руденского?

Мне кажется, по маршруту чаще ходят в одноместном варианте Бланика. А для него расчеты будут?
 
Назад
Вверх