Теория полета на планере

Уважаемые форумчане. Один вопрос - может ли Бланик попасть в плоский штопор? Ни в одной литературе по планерам ничего подобного не читал. Однако в далеком 1970 году слышал рассказы от своих инструкторов о подобных случаях.  Сам ни разу не пробовал. Ну, на ЯК-52, конечно, делал. А вот на Бланике не приходилось. Боязно. Не уверен, что эффективности элеронов хватит что бы остановить вращение в плоском штопоре. Если у кого есть информация об этом, прошу, поделитесь.
 
может ли Бланик попасть в плоский штопор?
Может, при значительном нарушении предельно задней центровки. Тангаж примерно -30 град. Ввод - обычный, но с отклонением элеронов против вращения. Вывод стандартный, угловая скорость вращения и запаздывание чуть больше, чем в обычном штопоре.
 
может ли Бланик попасть в плоский штопор?
Может, при значительном нарушении предельно задней центровки. Тангаж примерно -30 град. Ввод - обычный, но с отклонением элеронов против вращения. Вывод стандартный, угловая скорость вращения и запаздывание чуть больше, чем в обычном штопоре.

Спасибо! Буду знать. Может и сам попробую летом. Хотя особой необходимости нет, но при обучении всякое бывает. Лучше знать и уметь правильно среагировать. Вывод из плоского штопора на всех аппаратах примерно одинаков. Обучившись на ЯК-52 вполне можно и на Бланике то же самое воспроизвести. Нам в 1970 году рассказывали что какая-то спортсменка на первенстве СССР сорвалась в плоский штопор в облаке. Выскочив под облако не могла остановить вращение ибо не знала что надо ручку в сторону вращения давать. Но ей повезло рядом висел кто-то из опытных планеристов, заметил плоский штопор и по рации сказал что делать. Так и спас девчёнку. Такой опыт всегда полезен. 
 
Может и сам попробую летом. Хотя особой необходимости нет
Если нет необходимости, то и не надо. Результат был достигнут при  задней центровке далеко за 40% (при диапазоне 23-38%).
72кг в передней кабине, 80кг в задней, груз в хвосте около 10кг.
 
Может и сам попробую летом. Хотя особой необходимости нет
Если нет необходимости, то и не надо. Результат был достигнут при  задней центровке далеко за 40% (при диапазоне 23-38%).
72кг в передней кабине, 80кг в задней, груз в хвосте около 10кг.

Теперь понятно, почему о плоском штопоре Бланика нет никакой литературы. Чтобы ему попасть в плоский штопор требуется специальное переоборудование планера с изменением центровки, или по-видимому, очень легкий пилот в передней кабине, весом менее 40 кГ. Ваша информация весьма ценная. Благодарю, что нашли возможность ответить.
 
Наткнулся на просторах инета на такой вот замечальный файлик с полярами (реальными, по независимым тестам) множества современных планеров, некоторые - с разным балластом. Добавил туда поляру Бланика от ДимДимыча. Некоторые графики (отнюдь не все) на картинке, в архиве эксель таблица.

Картинка: качество / скорость (кмч), после названия планера - нагрузка на крыло в кг/м2
 

Вложения

  • Gliders_L_D_vs_speed_polars.jpg
    Gliders_L_D_vs_speed_polars.jpg
    165,7 КБ · Просмотры: 256
  • Gliders_polars_xls.zip
    Gliders_polars_xls.zip
    109 КБ · Просмотры: 254
Тут мне начали писать с просьбой предоставить аэродинамические характеристики Бланика на разных режимах. Я вспомнил старый свой пост. Тут все характеристики есть для Бланика с одним пилотом и с двумя. Кстати, проверял на практике - неплохое сходство с реальными характеристиками. Так что, для тех, кто интересуется. Смотрите здесь выше...
 
Ну вот и данные для одного пилота на высоте 1000 метров.
Кстати! Реально аэродинамическое качество Бланика с полностью выпущенными интерцепторами меньше чем на графике. Практически, при скорости 90 км /час - примерно 7 - 8. Это позволяет строить глиссаду с высоты 100 метров и удаления 1 км не применяя скольжение. Видимо в РЛЭ поскупились, и привели характеристики интерцепторов с запасом в минус.
 
Кстати! Реально аэродинамическое качество Бланика с полностью выпущенными интерцепторами меньше чем на графике. Практически, при скорости 90 км /час - примерно 7 - 8. Это позволяет строить глиссаду с высоты 100 метров и удаления 1 км не применяя скольжение. Видимо в РЛЭ поскупились, и привели характеристики интерцепторов с запасом в минус.
Зачем оказываться на удалении 1000 м при высоте 100м? Это ошибка в расчётах построения захода.
 
Последнее редактирование:
Тут мне начали писать с просьбой предоставить аэродинамические характеристики Бланика на разных режимах. Я вспомнил старый свой пост. Тут все характеристики есть для Бланика с одним пилотом и с двумя. Кстати, проверял на практике - неплохое сходство с реальными характеристиками. Так что, для тех, кто интересуется. Смотрите здесь выше...
Поляра скоростей смещается вдоль касательной максимального качества в зависимости от полетного веса планера. Есть методика расчёта положения поляры ( характерных скоростей) под конкретный вес.
 
Вопрос терминологии.
Наверно такое аэродинамическое качество нужно обозвать по-другому, например относительное (земли) аэродинамическое качество.
Для этого введен специальный термин - относительная дальность планирования. Т.е отношение расстояния к высоте при учёте составляющей ветра и скоростей вертикального потока.
 
Зачем оказываться на удалении 1000 м при высоте 100м? Это ошибка в расчётах построения захода.
Во всех руководствах по полетам планеров указано, что четвертый разворот заканчивается на высоте 100 метров при удалении 1000 метров от точки выравнивания. Может я что-то перепутал?
 
Для этого введен специальный термин - относительная дальность планирования. Т.е отношение расстояния к высоте при учёте составляющей ветра и скоростей вертикального потока.
Спасибо! Будем знать...
 
Поляра скоростей смещается вдоль касательной максимального качества в зависимости от полетного веса планера. Есть методика расчёта положения поляры ( характерных скоростей) под конкретный вес.
Вот как раз эти методики я и использовал при расчете поляры под конкретный вес, и, кстати, под конкретную высоту...
 
Зачем оказываться на удалении 1000 м при высоте 100м? Это ошибка в расчётах построения захода.
На всякий случай описываю круг, по которому мы летаем, и которому меня научили в 1970 году в Смоленском Аэроклубе мои инструктора Масленников Алексей Васильевич, и Галицкий Василий Иванович - начальник аэроклуба. Для Бланика считаем, что потеря высоты 40 м на каждый километр траектории, и 10 метров на каждом развороте на 90 градусов:
1. Отцепка на высоте 300 метров над точкой старта
2. Проходим вперед 0,5 км с потерей высоты 20 м.
3. Первый разворот на высоте 280 метров, удаление от точки старта 0,5 км. Заканчивается первый разворот на высоте 270 м.
4. Второй разворот начинаем на высоте 230 метров. Удаление от полосы 1 км. Заканчиваем на высоте 220 м.
5. Между вторым и третьим разворотом идем параллельно полосе на удалении от нее 1 км. Проходим 1, 5 км.
5. Третий разворот на высоте 160 метров удаление от линии полосы 1 км, вдоль полосы 1 км. Точка старта наблюдается сзади под углом 45 градусов к траектории. Заканчивается на высоте 150 метров.
6. Четвертый разворот на высоте 110 метров, заканчивается на высоте 100 метров, удаление от точки старта 1 км. Далее стандартная глиссада, при правильном заходе проходится с использованием интерцепторов, и без применения скольжения. Скольжение применялось только при неточном расчете построения захода, и считалось ошибкой, снижающей оценку. Закрылки нам не разрешали использовать. Не знаю почему, но такие были правила в Смоленском Аэроклубе.
На самом доле удаление от полосы везде чуть больше, на радиус разворота, но я здесь его не учитываю.
Всю жизнь летаю по такому кругу. Хотя, вполне могу допустить, что кто-то летает по другому. Но тут уж извините, в каждом аэроклубе свои тараканы...
 
Последнее редактирование:
На всякий случай описываю круг, по которому мы летаем, и которому меня научили в 1970 году в Смоленском Аэроклубе мои инструктора Масленников Алексей Васильевич, и Галицкий Василий Иванович - начальник аэроклуба. Для Бланика считаем, что потеря высоты 40 м на каждый километр траектории, и 10 метров на каждом развороте на 90 градусов:

Кроме захода по схеме есть ещё и визуальный, и веселей, и полезней - для будущих площадок. 😏
 
На всякий случай описываю круг, по которому мы летаем, и которому меня научили в 1970 году в Смоленском Аэроклубе мои инструктора Масленников Алексей Васильевич, и Галицкий Василий Иванович - начальник аэроклуба. Для Бланика считаем, что потеря высоты 40 м на каждый километр траектории, и 10 метров на каждом развороте на 90 градусов:
1. Отцепка на высоте 300 метров над точкой старта
2. Проходим вперед 0,5 км с потерей высоты 20 м.
3. Первый разворот на высоте 280 метров, удаление от точки старта 0,5 км. Заканчивается первый разворот на высоте 270 м.
4. Второй разворот начинаем на высоте 230 метров. Удаление от полосы 1 км. Заканчиваем на высоте 220 м.
5. Между вторым и третьим разворотом идем параллельно полосе на удалении от нее 1 км. Проходим 1, 5 км.
5. Третий разворот на высоте 160 метров удаление от линии полосы 1 км, вдоль полосы 1 км. Точка старта наблюдается сзади под углом 45 градусов к траектории. Заканчивается на высоте 150 метров.
6. Четвертый разворот на высоте 110 метров, заканчивается на высоте 100 метров, удаление от точки старта 1 км. Далее стандартная глиссада, при правильном заходе проходится с использованием интерцепторов, и без применения скольжения. Скольжение применялось только при неточном расчете построения захода, и считалось ошибкой, снижающей оценку. Закрылки нам не разрешали использовать. Не знаю почему, но такие были правила в Смоленском Аэроклубе.
На самом доле удаление от полосы везде чуть больше, на радиус разворота, но я здесь его не учитываю.
Всю жизнь летаю по такому кругу. Хотя, вполне могу допустить, что кто-то летает по другому. Но тут уж извините, в каждом аэроклубе свои тараканы...
Треки типовых кругов. Выполнение 4-го разворота заканчивается на удалении 1,4-1.5 км. Закрылок выпущен. Интерцепторы применялись только для коррекции глиссады
trek_02_krugi_24_07_14.jpg
 
Треки типовых кругов. Выполнение 4-го разворота заканчивается на удалении 1,4-1.5 км. Закрылок выпущен. Интерцепторы применялись только для коррекции глиссады
Посмотреть вложение 537919
Спасибо! Красивые треки. Но мы летаем так, как меня научили когда я еще был сопливым курсантом. А это не выбить из меня теперь ни какими способами... Кстати, летал как-то в Питере, в начале нулевых, аэродром Горская, поселок Лисий Нос. Так они там строили круг точно так же как и я. Возможно та же старая ДОСААФ-овская школа... Кстати, на ваших треках нет ни расстояний, ни высот. А хотелось бы знать, как другие люди летают. Не могли бы вы привести подробный план полета покругу вашего клуба?
 
Спасибо! Красивые треки. Но мы летаем так, как меня научили когда я еще был сопливым курсантом. А это не выбить из меня теперь ни какими способами... Кстати, летал как-то в Питере, в начале нулевых, аэродром Горская, поселок Лисий Нос. Так они там строили круг точно так же как и я. Возможно та же старая ДОСААФ-овская школа... Кстати, на ваших треках нет ни расстояний, ни высот. А хотелось бы знать, как другие люди летают. Не могли бы вы привести подробный план полета покругу вашего клуба?
Тут не надо ничего выдумывать и заниматься самодеятельностью. Схема построения захода подробно описана в Эксплуатации серийных планеров..... Приведенные выше треки показывают как это работает на практике. Если вы все сделали правильно то автоматически после четвёртого разворота оказываетесь на удалении около 1 500 м при использовании закрылка. Если посадка на чистом крыле то удаление соотвественно берете больше.

20230914_140816.jpg
 
  • Мне нравится!
Reactions: Mot
Тут не надо ничего выдумывать и заниматься самодеятельностью. Схема построения захода подробно описана в Эксплуатации серийных планеров..... Приведенные выше треки показывают как это работает на практике. Если вы все сделали правильно то автоматически после четвёртого разворота оказываетесь на удалении около 1 500 м при использовании закрылка. Если посадка на чистом крыле то удаление соотвественно берете больше.

Посмотреть вложение 537981
Да, да! Вот по такому маршруту мы и летаем. Только никак не может быть на этом маршруте удаление 4-го разворота 1,5 км. Потеря высоты на четырех разворотах в сумме 40 метров. Остается потеря высоты на прямолинейных участках 160 метров. Значит суммарная длина всех прямолинейных участков 4 км. Как не выкручивайся, а за 4 км не выйдешь! Первый разворот делается на удалении 0,5 км, так как потеря высоты после отцепки 20 метров. А дальше простая арифметика приведет вас на четвертый с удалением 1 км.Потеря высоты между 2-м и 3-м разворотами 60 метров (при средних значениях высот). А это значит, что длина прохода 1,5 км. И остается вам всего 1 км до посадки. К тому же, удаление траектории между 2 - 3 разворотом от полосы равно 1 км, так как потеря высоты 40 метров. Отсюда, глядя на угол 45 градусов к траектории тупо по геометрии высчитаем 1 км! Конечно, может вы высоты поворотов выбираете не в середине а по краям допусков, тогда, можно подобрать такие режимы, что и до 1,5 км четвертый разворот дотяните. Правда тогда траектория между вторым и третьим будет на удалении всего 0,5 км. А угол третьего разворота будет всего 18 градусов. Никак не вписывается в эту траекторию! Да и удаление 1,5 км при высоте 100 метров по моему стремновато. При встречном ветре 10 м/с уже можно не дотянуть. Особенно с выпущенными закрылками. А такой ветер вполне может себе внезапно возникнуть. И часто бывает, во всяком случае у нас в Хламове. Неееее, я так рисковать не согласен...
 
  • Мне нравится!
Reactions: Mot
Назад
Вверх