Цельнометаллический планер НР-14Т - этапы большого пути

По просьбам телезрителей, так сказать.  🙂

Уже несколько раз меня просили осветить мой процесс постройки из набора американского цельнометаллического планера НР-14Т (читается Эйч Пи 14 Ти).

Автором этого планера является известный американский планерист Дик Скридэр (Dick Schreder). Планеризм всегда был эксклюзивным и очень дорогим видом спорта и далеко не все энтузиасты парения могли себе позволить роскошь купить собственный планер, особенно с приличными летными характеристиками, чтобы иметь возможность участвовать в соревнованиях.

Дик Скридер, в прошлом участник Второй Мировой войны и летавший на самолетах на охоту за немецкими подводными лодками, решил создать такой планер в виде набора для самостоятельной постройки. За время своей деятельности конструктора планеров он создал целую линейку планеров для домашней постройки и у последних моделей аэродинамическое качество было под 40. Речь идет о середине 60-х и начале 70-х годов и тогда это было очень серьезно, особенно для самодельного планера.

Вот наиболее известные из них:

HP-11, HP-14 и HP-14T, RS-15, HP-16, HP-18

Дик сам соревновался на своих планерах и был чемпионом страны. Умер он в 2004 году, если мне не изменяет память, а я приобрел начатый набор в 2005 и, к сожалению, не успел встретиться и пообщаться с ним.
 

Вложения

  • Dick_Schreder_by_Chuck_O_Mahony.jpg
    Dick_Schreder_by_Chuck_O_Mahony.jpg
    13,3 КБ · Просмотры: 343
В 2004 году, уже закончив свою парапланерную карьеру, я решил свой теоретический интерес к авиации превести в практическое русло. С подачи моего друга-земляка я закончил школу наземной подготовки на частного пилота самолета. Мой друг уже имел лицензию частного пилота планера и как-то прокатил меня на планере. К тому времени у меня уже была идея построить сверхлегкий мотопланер и даже были кое-какие наработки.

После полета с моим другом мне пришла мысль, а почему бы мне не построить полноразмерный мотопланер. Я погряз в интернете и вскоре понял, что самым быстрым вариантом будет конвертация какого-нибудь уже готового дизайна, вместо того, чтобы разрабатывать его с нуля и я принялся за поиск. Основным условием было то, что планер должен иметь достаточный запас по прочности, чтобы было возможно воткнуть в него двигатель.

После недолгих поисков за прототип был взят НР-14. Этот планер, поскольку он был предназначен для домашней постройки, имел избыточную прочность в расчете на ошибки и не очень качественную работу при любительской постройке. Мне попадалась информация, что после независимого пересчета прочности посторонним инженером, исходя из толщин применяемых материалов, оказалось, что расчетные перегрузки оказались равными 12g. Меня это устраивало и я принялся за поиск планера.
 

Вложения

  • N982.jpg
    N982.jpg
    35,3 КБ · Просмотры: 716
к сожалению, не успел встретиться и пообщаться с ним. 

-подобно и я не успел встретиться с Витольдом Каспером,
который дожил своих дней в Краковев в 94-м году (в нищете и забвении!)

http://www.reaa.ru/yabbfiles/Attachments/01_11_026.jpg
 
Практически все планера серии НР имели V-образный хвост, это была своего рода торговая марка. Исключением были НР-14Т и НР-16, которые имели Т-образный хвост. Индекс "Т" в названии у НР-14Т как раз и обозначал Т-образный хвост. Я не был поклонником V-образных хвостов и сосредоточил свой поиск на НР-14Т.
 

Вложения

  • HP-14_3_View.jpg
    HP-14_3_View.jpg
    24,7 КБ · Просмотры: 448
И вот в начале 2005 года мне попалось объявление о продаже недостроенного НР-14Т в штате Коннектикут. После общения и небольшого торга мы назначили день встречи. Это был март месяц. Я заказал самый большой грузовик в компании для переезда из Коннектикута в Северную Каролину и купил себе билет на самолет в одну сторону.

Меня встретили отец с сыном на джипе Чероки, но когда я протянул руку, чтобы открыть багажник и положить туда мой чемодан отец сказал: "Ой-ой-ой! Не открывай! Положи чемодан на заднее сиденье." Удивившись, я последовал его указаниям, открыл заднюю дверцу и положил чемодан на сиденье. Бросив взгляд назад за сиденье я понял, почему он это сказал - весь багажник до уровня спинки задних сидений был забит мусором! Пакеты, банки, бутылки, все было навалено там горой.

Выехав из аэропорта они предложили мне заехать куда-нибудь позавтракать и я согласился. Заехав в какую-то забегаловку они купили себе чего-то, засунули все это в пакет и пошли обратно в машину. Я последовал их примеру и купил себе сэндвич и банку колы. Жевали мы все это на ходу и по ходу дела они бросали обертки, салфетки и банки через плечо в багажник. Так вот оно как у них тут принято в Коннектикуте! Это же сколько недель надо жрать и ездить с этим говном в мшине, чтобы там набралась такая куча?!

По пути мы заехали в компанию для переезда и я забрал там грузовик. Мне за него зарядили ровно в два раза больше, чем было указано в контракте. На мои возмущенные вопросы был дан простой ответ: "А у нас цены вчера изменились. Не нравится - не бери!". Поняв, что тут я ничего не добьюсь я дал им свою кредитку, логично рассудив, что имея контракт я по возвращении просто позвоню в кредитное агенство и отменю платеж. Пусть потом они за мной побегают. В общем, Коннектикут мне сильно не понравился.

Приехав к ним домой я осмотрел товар. Я был уже третьим собственником этого набора. Вот несколько мелких фоток из объявлений. Первая это от самого первого владельца.
 

Вложения

  • 1_1695.jpg
    1_1695.jpg
    4,6 КБ · Просмотры: 580
  • 2_1267.jpg
    2_1267.jpg
    4,7 КБ · Просмотры: 577
  • 3_957.jpg
    3_957.jpg
    3,1 КБ · Просмотры: 583
Осмотрев все мы занялись погрузкой. Проблема была в том, что даже в самый большой грузовик, который можно было арендовать, консоли не влазили. Мне пришлось подвязать дверь, чтобы она оставалась в открытом состоянии.

Обратите внимание на количество чертежей у меня за спиной в коробке. Там есть рабочие чертежи на все детали и узлы, включая сварные. Там было все, что нужно для постройки планера даже без набора, просто по чертежам.
 

Вложения

  • 1_1696.jpg
    1_1696.jpg
    125,1 КБ · Просмотры: 507
Загрузившись я тут же выехал обратно. Дорога домой была ужасной. Через пару часов я въехал в погодный фронт и ехал в нем всю ночь весь обледеневший, периодически останавливаясь, чтобы отбить лед с фар. Такое погодное явление здесь называют ледовым штормом. Я выехал из него только за час до дома и провел в дороге 15 часов.
 

Вложения

  • 2_1268.jpg
    2_1268.jpg
    126,3 КБ · Просмотры: 388
  • 3_958.jpg
    3_958.jpg
    122,2 КБ · Просмотры: 369
Загрузившись я тут же выехал обратно. Дорога домой была ужасной. Через пару часов я въехал в погодный фронт и ехал в нем всю ночь весь обледеневший, периодически останавливаясь, чтобы отбить лед с фар. Такое погодное явление здесь называют ледовым штормом. Я выехал из него только за час до дома и провел в дороге 15 часов.
 

Вложения

  • 2_1269.jpg
    2_1269.jpg
    126,3 КБ · Просмотры: 351
  • 3_959.jpg
    3_959.jpg
    122,2 КБ · Просмотры: 338
При осмотре грузовика после прибытия мне показалось подозрительным, что щель под дверью, которую я оставлял привязав дверь, была меньше, чем я ее оставлял. Оказалось, что ручка на двери, за которую я привязал веревку, оторвалась на кочке с одной стороны и дверь опустилась ниже. После снятия упаковки с консолей я с огорчением обнаружил, что одна полка лонжерона и стенка под ней погнулись.
 

Вложения

  • 4_710.jpg
    4_710.jpg
    97,9 КБ · Просмотры: 477
Но на этом неприятности не закончились. Вымотаный я решил пойти поспать и разгрузить грузовик попозже. Проходя мимо моей машины я обратил внимание на то, что большая обледеневшая ветка над ней очень сильно нагнулась. Решив, что солнце уже взошло и через пару часов все растает я пошел спать.

Когда же я вышел через несколько часов на улицу эта ветка лежала на проломленом лобовике моей машины...

Расстроившись еще больше я пошел разгружать грузовик.

Белый налет на крыле это засохший клей от защитной пленки, которая уже отвалилась за все эти годы. Набор был изготовлен в 1974 году.
 

Вложения

  • 5_551.jpg
    5_551.jpg
    120,5 КБ · Просмотры: 492
  • 6_438.jpg
    6_438.jpg
    114,4 КБ · Просмотры: 491
Поскольку крылья не влазили не только в грузовик, но и в мой гараж мне нужно было что-то придумать. Я вышел из положения построив из подручных материалов пристройку к гаражу.
 

Вложения

  • 1_1697.jpg
    1_1697.jpg
    114,2 КБ · Просмотры: 388
  • 2_1270.jpg
    2_1270.jpg
    120,6 КБ · Просмотры: 379
  • 3_960.jpg
    3_960.jpg
    82,5 КБ · Просмотры: 373
Что успею выложу сегодня - завтра у меня планерные полеты, оказывается.  🙂 А послезавтра мы на Sun and Fun улетаем на пару дней.  😉

Так что елсли что, то закончу по возвращении.
 
Теперь мне надо было сделать стапель, благо у меня было из чего. Получилась монументальная конструкция.  🙂
 

Вложения

  • 4_711.jpg
    4_711.jpg
    120 КБ · Просмотры: 431
  • 5_552.jpg
    5_552.jpg
    117,5 КБ · Просмотры: 408
После завершения всех организационных мероприятий, приобретения инструментов и нивелировки стапеля начался собственно сам процес строительства.

Поскольку дело это было для меня новым, то процесс шел медленно. В ходе работ были выявлены косяки от предыдущих строителей, от папы с сыном. Как я теперь понял у них не очень получалось и они сдались и продали набор.

Начал я с выправления полки и стенки лонжерона. Со слесарными работами я очень хорошо знаком.
 

Вложения

  • 3_961.jpg
    3_961.jpg
    35,1 КБ · Просмотры: 431
  • 2_1271.jpg
    2_1271.jpg
    44,1 КБ · Просмотры: 440
  • 1_1698.jpg
    1_1698.jpg
    44,8 КБ · Просмотры: 454
Теперь надо было поднять стенку. Тут пришлось повозиться, но в результате после покрытия грунтом непосвященному человеку обнаружить место ремонта было невозможно.
 

Вложения

  • 6_439.jpg
    6_439.jpg
    33,6 КБ · Просмотры: 412
  • 7_362.jpg
    7_362.jpg
    35,9 КБ · Просмотры: 421
  • 8_296.jpg
    8_296.jpg
    39,6 КБ · Просмотры: 406
Назад
Вверх