"Узкие места" телег дельталетов: Поделитесь!

E.K.

За облаками всегда солнечно!
Откуда
G-YAM
Уважаемые, кто строит и летает, если не трудно, поделитесь такой информацией: С точки зрения безопасности прежде всего, ЧТО В ВАШИХ аппаратах за время эксплуатации Вы увидели наиболее "узким местом", какой узел или часть конструкции были признаны "слабым звеном", и, может быть, были изменены или заново спроектированы. . Мы построили один аппарат, и сейчас работаем над доработкой следующего, и просто нужны советы.  Например: я намеренно усилил переднюю вилку, даже ценой перетяжеления. А сегодня, наблюдая после при снятии крыла, как порывы ветра пытаются гнуть пластины 4 мм 30 ХГСА в узле сочленения двух половинок пилона, задумался о его прочности. Ну и так далее. Давайте ограничимся обсуждением телеги,. Не нужно про двигатель.
 
Забавно! "Узкие" места, вещь - ОЧЕНЬ конкретная, для конкретной конструкции, конкретного материала, и для - конкретного пользователя......!!! Штудируйте:
Орлов П.И. Основы конструирования.
Справочно-методическое пособие в 3-х книгах.  😉
 
Вот и отлично,Теперь,зато,все на практике будут знать каждое конкретное "узкое место",для конкретной конструкцыи,конкретного матереала и для конкретного пользователя......!!!
Поэтому пишем "каждое своё",а не справочно-методическое пособие в 3-х книгах  😉
 
Для телеги без обтекателя самое узкое место - его отсутствие, сильно уменьшается защита ног
 
С точки зрения безопасности
-- общими практически для всех телег дельталетов недостатками являются:
1) низкая устойчивость по направлению вперед-вбок, обусловленная трехточечным шасси.
2) расположение силового агрегата за экипажем.
3) отсутствие зоны деформации впереди экипажа по направлению движения
4) невозможность нормальной установки  ремней безопасности для переднего члена экипажа (некуда выводить верхние точки плечевых ремней), сюда же - отсутствие силовой спинки переднего сиденья.
5) компоновочные сложности с установкой спассистемы. Как правило не обеспечиваются ни должная надежность срабатывания, ни предсказуемое положение аппарата после срабатывания.
6) открытая кабина. Следствием являются очень многие серьезные недостатки - от защиты экипажа от воздействия извне, до сложностей с защитой от влаги приборов и электрооборудования.
На фоне перечисленного все остальное - ловля блох.
 
Я лично думаю так:

общими практически для всех телег дельталетов недостатками являются:
1) низкая устойчивость по направлению вперед-вбок, обусловленная трехточечным шасси.
Не для всех, дельталет Жук имеет 4 колеса.

2) расположение силового агрегата за экипажем.
Если он весит 50 кг, то это не проблема.

3) отсутствие зоны деформации впереди экипажа по направлению движения
Я извиняюся, а вы во что собираетесь врезаться телегой дельталёта, в бетонную опору моста или в железную опору ЛЭП?

4) невозможность нормальной установки  ремней безопасности для переднего члена экипажа (некуда выводить верхние точки плечевых ремней), сюда же - отсутствие силовой спинки переднего сиденья.
То есть при столкновении пилота откинет вперед. И обо что он ударится головой?

5) компоновочные сложности с установкой спассистемы. Как правило не обеспечиваются ни должная надежность срабатывания, ни предсказуемое положение аппарата после срабатывания. 
Вы имеете ввиду, что парашют может выстрелиться в крыло или запутаться в тросах?
С этим я согласен. Есть такая проблема. 
А на счёт положения - некоторые крепят фал БПС длинным тросом, проведя его по пилону, потом по килю крыла снизу, потом обратно по нему сверху и фиксируют возле узла подвеса.
Таким образом предполагается, что дельталёт приземлится на колеса.

6) открытая кабина. Следствием являются очень многие серьезные недостатки - от защиты экипажа от воздействия извне, до сложностей с защитой от влаги приборов и электрооборудования.
Открытая кабина это одна из основных фишек дельталёта.
Если летать с закрытой кабиной, то надо покупать самолет.
А приборы прекрасно живут в отдельном корпусе.

На фоне перечисленного все остальное - ловля блох.
Практически всё, что вы перечислили, относится не к летанию, а к падению.
Максимум усилий надо направлять на недопущения падений, а не на выживание во время них.
 
-- общими практически для всех телег дельталетов недостатками являются:
Ну не знаю, можно ли это отнести к узким местам. Это нормальные места, обусловленные  типом ЛА.  Иначе к узким местам можно еще отнести способность летать, это тоже сильно уменьшает безопасность.
 
На моей телеге узкое место это ось поворота передней вилки.
Из за разбегов/пробегов по грунтовой ВПП (по кочкам) это место быстро разбивается.

Хорошо бы туда внедрить подшипники.
У кого нибудь так сделано?
Дайте глянуть чертежик.
 
Правильно сделали, что усилили переднюю вилку. Я тоже это делал, причем дважды.... первый раз после падения, второй раз после неудачной посадки 🙂 Но, как правильно замечает Алексей SRB, упор надо делать на усиление и доработку аппарата, а на умение летать. Летать так, чтобы сильно и часто не испытывать живучесть своего коняги.
А сегодня, наблюдая после при снятии крыла, как порывы ветра пытаются гнуть пластины 4 мм 30 ХГСА в узле сочленения двух половинок пилона, задумался о его прочности.
Эти пластины я тоже усилил. Тоже заметил на земле, как они гнутся из стороны в сторону, при ветре, и при рулении по неровной поверхности. Я не знаю из какого они металла, но я к ним приварил ребра жесткости. Обязательно сделайте что-то подобное.
 
У нас такие-же телеги, по мере износа отверстия под ось постепенно дошли до ф оси 12мм от родной 10-это быстрее и проще ,считаю что внедрение подшибников  нарушит общую концепцию элегантной, легчайшей 2-х местной телеги ,хотя технически это доступно и не сложно.
 
Эти пластины я тоже усилил. Тоже заметил на земле, как они гнутся из стороны в сторону, при ветре, и при рулении по неровной поверхности. Я не знаю из какого они металла, но я к ним приварил ребра жесткости. Обязательно сделайте что-то
подобное.


А Вы видели как гнуться крылья самолётов и планеров?
Усилили пластины,а срежет болты и не увидите...может быть!
Надо считать,а не варить- или проверять опытный экземпляр на земле!
 
У нас такие-же телеги, по мере износа отверстия под ось постепенно дошли до ф оси 12мм от родной 10-это быстрее и проще ,считаю что внедрение подшибников  нарушит общую концепцию элегантной, легчайшей 2-х местной телеги ,хотя технически это доступно и не сложно.




На элегантных легчайших 2-х местных мотоциклах на оси передней вилки стоят 2 упорных подшипника. Всё обслуживание заключается в том, чтобы отрегулировать затяжку гайки на оси – убрать люфты. Ничего не разбивается. Подобную конструкцию я проектировал в 1995 г. Когда мы с коллегой строили дельталёт «Харлей» Аппарат до сих пор летает, в основном на химии. Было несколько аварийных посадок, в т.ч. жёстких. Проблем с передней вилкой нет.
 
А вот такой способ крепления как Вам?
Под 12мм ось. Мясо есть, можно расточить и под 13мм
Радиус под трубу не виден на фото
 

Вложения

  • fsf.JPG
    fsf.JPG
    67,3 КБ · Просмотры: 122
3) отсутствие зоны деформации впереди экипажа по направлению движения

Я извиняюся, а вы во что собираетесь врезаться телегой дельталёта, в бетонную опору моста или в железную опору ЛЭП?

com_net писал(а) Сегодня :: 11:01:12:
4) невозможность нормальной установкиремней безопасности для переднего члена экипажа (некуда выводить верхние точки плечевых ремней), сюда же - отсутствие силовой спинки переднего сиденья.

То есть при столкновении пилота откинет вперед. И обо что он ударится головой?

Алексей я не дельтик- но 10 лет свечку держал вплотную к процессу. в это время были 2 катастрофы с лобовым ударом в препятствие на пробеге. Одна- это Василий Спиридонов- Москва, вторая- "Дядя Коля Комиссар" (видимо Николай Комиссаров- поправьте кто знает)- Норильск. в обоих случаях смертельные травмы были получены при ударе головой о щиток приборов и подкос.
 
А вот такой способ крепления как Вам?
Под 12мм ось. Мясо есть, можно расточить и под 13мм
Радиус под трубу не виден на фото

а я избегаю крепления вилки незатянутым болтом. получается что разбивает и вилку и телегу и болт- люфты суммируются.
на наших двухместных телегах в отверстии носовой части вращается стальная втулка, а эта втулка зажимается болтом между горизонтальными деталями вилки- "насмерть"- остается только одно изнашиваемое соединение- между втулкой и отверстием под нее. единственно по опыту болт нужно ставить 10мм- его хватает тк на смятие он не работает. но минимальная разумная толщина стенки втулки 3мм дает ее диаметр 16мм. довольно большое отверстие.
 
А вот такой способ крепления как Вам?
Под 12мм ось. Мясо есть, можно расточить и под 13мм
Радиус под трубу не виден на фото 


Конструкция хорошая. Подобную я затевал в 2000г. Когда «лепил» тачку под первый для меня «иномарочный» движок. Труба Д-16Т диаметр75, стенка 4мм.  Чтобы на такую сверхмощную трубу сделать буж для крепления передней вилки, пришлось бы повесить сумасшедшее количество железа. Тогда и придумалась конструкция с радиусной шайбой усилением. Точнее использовал ранее придуманное - подобные шайбы я использовал на предыдущей тачанке в узле складывающегося пилона крыла. Цель – та же, размазать нагрузку от высоконагруженного шарнира.
Узел вилки получился лёгкий и прочный. Выдержал всё, в том числе разрушение переднего колеса, а позже и разрушение всей телеги при посадке со скольжением в овраг после отказа двигателя на АХР. Но! Бронзовой втулки хватает на 1-2 сезона. Люфт растёт плавно, потом лавинообразно. При предыдущем ремонте втулку, похоже, слабо запрессовали в радиусную шайбу, а болт по тугой посадке вогнали в бронзовую втулку (это я так предполагаю, т.к.  ремонт этого узла проходил без меня) после этого разбило саму радиусную шайбу. В общем «техническо-творческий гемороизм». За 11 лет эксплуатации этой тачанки не раз пожалел, что решил сэкономить и не стал «заморачиваться» с упорными подшипниками. Сейчас тачка в реставрации – подшипники поставлю однозначно.
Конструктивно-силовая схема узла сохранится, а вместо втулки будет стоять подшипник.
 
На моей телеге узкое место это ось поворота передней вилки.
Из за разбегов/пробегов по грунтовой ВПП (по кочкам) это место быстро разбивается.

Алексей черкани искизик и покажи стрелкой где именно разбивается

на наших двухместных телегах в отверстии носовой части вращается стальная втулка, а эта втулка зажимается болтом между горизонтальными деталями вилки- "насмерть"- остается только одно изнашиваемое соединение- между втулкой и отверстием под нее

У меня не совсем так. но принцип тот же, чтоб втулки терлись а не болт. Будет время нарисую.
 
Вот наша вилка:
Здесь стоит бронзовая втулка, сверху и снизу. Диаметр оси 12 мм. Подножки будем укорачивать на 4 см на следующем аппарате. А вопрос остается по сварному чулку: нужны ли косынки дополнительно к основному шву? Некоторые советовали, говорили что были случаи разрыва по зоне синеломкости шва. Хотя вообще-то варили по технологии, год эксплуатации, трещин нет.
 
Пардон, не получилось с фото
 

Вложения

  • vilka_002.jpg
    vilka_002.jpg
    57,8 КБ · Просмотры: 132
Назад
Вверх