На нашем аппарате я тоже попытался усилить то, что возможно. И вилку, и рессору (правда, не хромансиль, а стеклопластик 25 мм. Тяжеловато конечно, но нареканий по отработке не вызывает, и в надежности нет сомнений. И при необходимом облегчении конструкции эти узлы оставлю как есть.
Страховочный трос в трапецию - принято, еще года два с половиной назад, при проектировании, сделали деталировку этого узла на М-17, но кто-то отговорил, так и не сделали. Постараюсь исправить. Я еще всерьез думаю о страховочном тросе, дублирующем трос нятяжения поперечной балки. Что скажете?
Ломается всё по слабым местам. Нужно тщательно «сканировать» конструкцию и вычислить слабые сечения, детали, узлы. Такая работа позволит повысить прочность и надёжность, не наращивая вес. Страховочный трос в трапеции у меня стоит с момента рождения крыла – уже больше 20 лет. Ни разу им не пользовался, и надеюсь, никогда не попользуюсь. Можно найти ещё много чего в тачке такого, что навряд ли когда понадобится, а если и понадобится, то вряд ли поможет. К примеру – трос аварийной дублирующей подцепки трайка к крылу. Но если эти ухищрения немного весят в килограммах, рублях и часах, то лучше ими заняться, на всякий, очень пожарный случай – вдруг понадобятся. Задублировать всё на дельте невозможно. Одна обломанная контровка может помножить на ноль надёжность всего аппарата. Поэтому нужно отбросить надежду на авось, и не лениться с осмотрами и регламентом. Вполне логично попытаться задублировать трос поперечины. Расположен он глубоко в потрохах крыла, труднодоступен, трудно его контролировать. Если есть возможность его задублировать, то не грех ей воспользоваться. Но делать это нужно осторожно, чтобы не получилось, что лучшее – враг хорошего. С тех пор, как я летаю с ПСК, дублирования тросов поперечины у меня практически нет. Хотя на центральный узел поперечины приходят 2 троса, судя по проведенным экспериментам, могу сказать, что при обрыве одного из них аппарат не сложится, но войдёт в вираж, из которого невозможно будет выйти. Поэтому я тщательно контролирую узел при каждой сборке. За 7 лет эксплуатации признаков патологии не выявлено. Для того, чтобы не было проблем с силовыми тросами поперечной балки, когда я использую их для управления, пришлось поломать голову, чтобы исключить изгиб троса при работе системы. Всё работает успешно, хотя в авиации не принято такое совмещение функций. В классической авиации тросовая система управления работает отдельно и независимо от силового набора. Одной из проблем в процессе проектирования стало то, что я не могу даже использовать авиационные справочники, методики и статистику для проектирования, к примеру, роликов, когда они понадобились. С учётом силовой нагрузки от поперечной балки на используемый диаметр троса, для соблюдения требования отсутствия остаточных деформаций троса при перемещении в ролике, диаметр ролика получался недопустимо большим. Пришлось менять конструкцию, но в результате, сейчас я знаю, что на новой АСК через полгода эксплуатации не начнут ломаться и вылезать «ниточки» троса.
В нашей работе фраза "бережёного бог бережёт", не является пошлостью.