МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА Руководителям
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ территориальных органов
(МИНТРАНС РОССИИ) Росавиации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Руководителям организаций
(РОСАВИАЦИЯ) гражданской авиации
РУКОВОДИТЕЛЬ
24.03.11 № АН 1.02-1016
ИНФОРМАЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ № 4
19 марта 2011 года в районе г. Уфа на посадочной площадке
ДОСААФ России «Забельский» произошла авария вертолёта Ка-26.
При подготовке и выполнении данного полета были допущены
многочисленные грубые и сознательные нарушения воздушного
законодательства Российской Федерации, которые могли способствовать
авиационному происшествию.
Потерпевший авиационное происшествие вертолет Ка-26, 1977 года
выпуска, ранее эксплуатировался в ЗАО «Уфимские авиалинии» под
регистрационным номером RA-24313. Действие сертификата летной
годности на вертолет закончилось в январе 2008 года.
В октябре 2010 года вертолет был продан частному лицу Шайбакову
Д.Т. При этом, в нарушение статьи 3, пункт 2 Федерального закона от
14.03.2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок
с ними», не было зарегистрировано ранее возникшее право
собственности на ЗАО «Уфимские авиалинии», а также право
собственности на нового собственника вертолёта Д.Т. Шайбакова, не
переоформлено свидетельство о регистрации на вертолёт в связи со
сменой собственника (приказ Минтранса России от 02.07.2007 № 85) и
не продлён сертификат лётной годности воздушного судна.
Вертолет находился на посадочной площадке ДОСААФ России
«Забельский», находящейся в зоне полетов аэродрома Уфа. 19 марта
2011 года Шайбаковым Д.Т. (в прошлом пилот-инструктор ДОСААФ) было
принято решение о выполнении полетов. При этом, в нарушение
установленных требований заявка на выполнение полетов не подавалась,
органы ОВД в известность о предстоящем полете поставлены не были. В
нарушение ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации
осуществлена попытка полета на воздушном судне, не имеющем
сертификата летной годности, то есть фактически неисправном. При
этом, на борт вертолета был взят еще один человек (в прошлом
инструктор Уфимского высшего военного училища летчиков). Кто из них
выполнял функции командира вертолета, на данный момент не известно.
По показаниям очевидцев, после зависания вертолета произошло
грубое приземление с опрокидыванием на бок, что привело к
значительным повреждениям конструкции. Находившиеся на борту 2
человека получили травмы. Проводится расследование обстоятельств и
причин авиационного происшествия комиссией Межгосударственного
авиационного комитета.
Следует обратить особое внимание на формальное отношение
авиакомпаний, в совокупности с отсутствием должного контроля со
стороны межрегиональных территориальный управлений воздушного
транспорта Росавиации, в части исключения из государственного
реестра воздушных судов, не имеющих летной годности и долгое время
не эксплуатирующихся, восстановление которых в будущем невозможно.
Этот недостаток способствует тому, что недобросовестные
пользовали воздушного пространства используют непригодные для
полетов, но зарегистрированные в государственном реестре воздушные
судна для целей получения коммерческой выгоды (перевозка пассажиров,
выполнение авиационных работ) с созданием явной угрозы для
безопасности полетов.
При этом следует учитывать, что при продаже воздушных судов в
соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 г. № 31-ФЗ
необходимо оформить право собственности на старого собственника, а
затем совместно с новым собственником переоформить право
собственности на нового собственника и переоформить свидетельство о
регистрации воздушного судна в связи со сменой собственника.
Невыполнение вышеуказанного привело к тому, что потерпевший аварию
вертолёт Ка-26 RA-24313 по-прежнему числится за ЗАО «Уфимские
авиалинии».
С целью разработки дополнительных профилактических мероприятий
по предотвращению подобных нарушений
предлагаю:
Руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию до всех подконтрольных
организаций и эксплуатантов воздушных судов.
2. Предложить руководителям подконтрольных авиапредприятий
подготовить необходимую документацию (с целью ее направления в
Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации) на
исключение из государственного реестра гражданских воздушных судов
Российской Федерации данных о воздушных судах, долгое время не
эксплуатирующихся и восстановление которых невозможно или
нецелесообразно.
3. Во взаимодействии с подконтрольными авиапредприятиями
осуществлять контроль за соблюдением установленных разделом 12.3
НТЭРАТ ГА-93 правил списания воздушных судов.
4. Обратить внимание руководителей подразделений и должностных
лиц, отвечающих за охрану аэродромов и посадочных площадок, на
соблюдение правил приема и снятия с охраны воздушных судов.
5. Проанализировать эффективность проводимых мероприятий
предусмотренных пунктом 4 Информации по безопасности полетов № 8
(180730) от 17.06.2010.
6. В месячный срок доложить в Управление инспекции по
безопасности полетов Росавиации о проведенных мероприятиях.
А.В. Нерадько