Вниманию владельцев крыла "АТОМ"

Rusak

Я люблю строить самолеты!
Важное сообщение.
В течение последних шести месяцев на двух крыльях "АТОМ" произошел обрыв одного из двух тросов поперечины. К счастью, обнаружено это было на земле, и все обошлось без последствий. Случай, который произошел полгода назад мы расценили, как возможный, с определенной вероятностью брак, который не мог быть замечен визуально при изготовлении. Все прекрасно понимают, что не существует абсолютно надежных устройств, хотя от этого никому не легче.
Недавно произошел аналогичный случай, и стало понятно, что исключить повторения данной ситуации нельзя. Мы тщательно проанализировали случившееся и приводим здесь наше мнение о данной проблеме.
На данный момент изготовлено около полутора сотен крыльев "АТОМ". Крыло довольно маневренное, и большинство пилотов в полной мере используют это свойство. Иначе говоря, часто приходится наблюдать очень "жесткий" пилотаж на "Атоме". Причем, такие полеты происходят, в том числе, и на очень тяжелых аппаратах, таких, как "Фрегат" с Хондой. Существуют "хондалеты", причем работающие на "химии", с налетом более 1000 часов. Все это говорит о том, что причиной обрыва троса вряд ли является превышение допустимой нагрузки на тросы поперечины.
Этот момент важен, т.к.:
1. Не стоит опасаться обрыва тросов от перегрузки.
2. Скорее всего, как это ни прискорбно, речь идет о дефекте, допущенном в процессе производства.
3. Данный дефект может быть выявлен еще.
4. Но самое главное, это то, что если этот дефект был заложен изначально, то с большой вероятностью он может быть обнаружен при тщательном осмотре тросов.
Итак, суть проблемы. На всем нашем крыле, все концы тросов заделаны на коуши, кроме одного места - центрального узла поперечины. Два троса поперечины заделаны спереди на точеные, токарные ролики. В принципе, в этом нет никакой проблемы, если обжимка перед роликом поставлена правильно. Правильно, это если между обжимкой и роликом есть зазор, и трос не имеет резкого перегиба около ролика. Но если обжимка сильно поджата к ролику, трос имеет резкий излом и это место выдержит существенно меньшую нагрузку. Жилки троса, находящиеся на внутренней стороне изгиба сжаты, а те, которые расположены снаружи, существенно нагружены растяжением. Поэтому, если крыло уже эксплуатировалось, то, скорее всего данный дефект уже должен был проявиться.
Мы рекомендуем всем пользователям крыла "АТОМ" вынуть из крыла поперечину, разобрать центральный узел и осмотреть тросы в месте между заделкой и роликом. Мы думаем, что если на летающем крыле данная проблема заложена при производстве изначально, то она уже должна проявиться в виде обрыва отдельных проволочек троса. Если проблема обнаружится, свяжитесь с нами.
Хотелось бы заметить, что в последний год мы заделываем тросы в данном месте с зазором между обжимкой и роликом, но, тем не менее, рекомендуем проверить это место всем пользователем "Атомов".
В настоящее время мы продумываем устройство страховочного троса между поперечиной и килевой трубой. Там есть некоторые конструктивные трудности и мы их решаем. В будущем мы будем выпускать крылья с такой страховкой, но ее можно будет установить и на аппараты, произведенные ранее. При появлении данного девайса, мы сразу об этом сообщим.
Советы.
1. Поперечину извлекать из крыла удобно не через носовое отверстие в парусе, а через расстегнутую молнию на нижней поверхности крыла.
2. Когда отсоединяете поперечину от боковых узлов на консолях, ставьте обратно на болты М12 все, что с них сняли (на время, пока поперечина снята).
3. При разборке центрального узла поперечины, пометьте маркером ролики - какой был внизу, а какой вверху, и как они были ориентированы. При сборке они должны быть установлены так же.
4. После осмотра тросов, натяните армированный шланг до самого ролика.
5. При сборке боковых узлов после осмотра, наденьте на болт М12 пластину поперечины, лепесток верхнего поперечного троса, шайбу и наверните корончатую гайку М12 от руки, так, чтобы только можно было вставить контровочное кольцо. Не затягивайте гайку туго!
6. Не забудьте продеть тросы поперечины сквозь тканевую петлю, надетую на килевую трубу и уходящую в парус через отверстие в нижней поверхности.

P.S.
Мы искренне переживаем о том, что обладатели наших крыльев вынуждены ипытывать трудности и переживания в связи с обнаруженными дефектами, но хотелось бы сказать, что данный брак произошел не по халатности, и этот дефект стал для нас неожиданностью. Просим понимания и обещаем помощь в ликвидации проблемы.

Тел. для связи (925) 543-52-89.
Почта    air44@mail.ru
Русак Александр.
 
Большое спасибо Александр Игоревич !!!!

Очень своевременное и ожидаемое сообщение  😉

Чтобы было понятно о чем речь выложу фотки предоставленные Костей.
 

Вложения

  • ATOM-bug1.jpg
    ATOM-bug1.jpg
    44,9 КБ · Просмотры: 160
  • ATOM-bug2.jpg
    ATOM-bug2.jpg
    36,8 КБ · Просмотры: 147
Ой, мои извенения, ника Русака не знал, до конца пост не дочитал отвлекли блин, за то на кнопки нажать успел, Саш не нарошно, пост удалил.
 
В разное время мы делали разные типы обжимок. Заделка тросов, показанных на фото была произведена, ориентировочно, в период с середины 2007 года, по середину 2009 года. Это Никопрессовские заделки, приобретенные на фирме Линдеман, и обжимались они, в силу разных причин, не как обычно, с раширением на крае трубочки, а до состояния круглой трубки, в упор поджатой к ролику. Проблемы могут быть, именно, с этим типом наших заделок.
С середины 2009 года мы стали обжимать заделки, как предписано Никопрессом с тремя обжимами и "юбками" на краях. Такие, как на фото ниже. И, хотя заделки подходили вплотную к ролику, скорее всего с ними не должно быть никаких проблем, т.к. трос не имеет резкого излома между заделкой и роликом.
Заделка, которая приведена на фото делается нами последние полгода. Здесь есть зазор 4-5 мм между роликом и заделкой. Мы считаем, что этот тип заделки совершенно безопасен.
Продефектуйте, пожалуйста, тросы поперечины на ваших крыльях. Особое внимание должно быть уделено "круглым" заделкам. При обнаружении дефектов, свяжитесь с нами. На остальных типах заделок можно летать спокойно.
 

Вложения

  • Zadelka-trosa.jpg
    Zadelka-trosa.jpg
    103,4 КБ · Просмотры: 141
😱 😱 😱
Судя по второму снимку, недолго этому крылышку летать оставалось.
Страшно то, что троса разрушались одновременно оба.

Жизненно ценная информация, полгода не афишировалась 🙁
 
Жизненно ценная информация, полгода не афишировалась 

Наверное не кто не думал что это будет массово, всегда есть вероятность брака на отдельном изделии, как бы это не ужасно звучало применимо к авиации. Обжимка тросов вплотную к валику да еще нержавейкой обречена на 100% и в этой ситуации больше удивляет как производитель мог на этом налететь, ведь по большому счету детский прикол.

Сколько крыло налетало до появления этого дефекта?

А крылышко все равно супер!!!. летает просто волшебно!!!
 
Заделки не нержавеющие. Это луженые медные заделки. Они очень мягкие.
 
Понятно, Саш а крыло то сколько налетало до всей этой фигни
 
Налета на этом крыле я не знаю. Я уже писал, что данная проблема не связана впрямую ни с нагрузкой ни с налетом. Это конструктивный дефект. Он может быть незаметен на новом крыле, но, если он есть, то должен проявиться в процессе эксплуатации. Конечно, повышенная нагрузка быстрей спровоцирует такое разрушение, но если дефект заложен изначально, то он обязательно вылезет, и при осмотре будет обнаружен. Я думаю, что на данном крыле трос имел повреждение давно, но никто об этом не догадывался.
Еще раз, проверьте, пожалуйста, свои крылья. Если на крыльях с приличным налетом дефект не будет обнаружен, то, по моему мнению, на них можно будет совершенно спокойно летать, но в ближайшее время приобрести у нас страховочный трос.
 
P.S.
Если сомнения не будут давать спокойно летать, решим вопрос о замене тросов в индивидуальном порядке.
Телефон, мэйл и личка известны.
 
Спасибо.

Вот это сервис (по правде без намеков)!!!
 
Ничего себе!!! :-? Сам всю жизнь на своих крыльях делал такие же заделки с точёными колечками, но даже и предположить не мог, что такое может быть. Буду делать тщательную ревизию. И это касается всех крыльев, у кого стоят подобные заделки.
 
Налет крыла до проишествия 100 - 150 ч хозяин точнее сказать не смог, собирался лететь но все же решил посмотреть почему крыло валит, стали разбирать и ох......., блин придется свой новый Атом с налетом в 1,5 ч дербанить смотреть заделки 🙁.
 
Александр, спасибо за ценную информацию. Респект. Будем разбирать, смотреть, фотографировать.
 
Назад
Вверх