Всем кто строит, или будет строить вертолёт

Шарнирные наконечники сейчас предлагают в большом ассортименте, но выбрать подходящие
не так просто. Я в системе управления, в тех местах где нет постоянных перемещений и колебаний
использую шарнирный наконечник с диаметром резьбы М8  в котором в качестве материала трения
применяется какой то полиамид. По внешнему виду он похож на вкладыши которые используют в шаровых
опорах автомобилей. Хороши они тем, что абсолютно беззазорные, так как пластик впрыскивается при сборке
в расплавленном состоянии между корпусом шарнира и его шариком, на корпусе сверху видно отверстие предназначенное
для этой цели. Приобретал я эти шарниры уже давно в фирме занимающейся продажей запчастей к маленьким спортивным автомобилям карт. Там они применяются в качестве шарниров на рулевых тягах. Кто их производит я не знаю, продавец не захотел поделиться этой информацией, других типоразмеров у них не было.
В тех местах где присутствуют постоянные колебания с большой частотой я применяю шарниры с вкладышем из
материала PTFE на основе фторопласта. Обычно это шарнир с диаметром резьбы М10.
Шарниры которые можно приобрести, по большому счёту не предназначены для использования в авиации, по этому
их размерный ряд по диаметру резьбы и диаметру отверстия не соответствует нагрузке, то есть диаметр отверстие в шарике
завышен и приходится прибегать к нехитрому приёму вытачивая втулочки, для того что бы привести всё в соответствие.
Шарниры китайских и индийских производителей часто грешат грубым изготовлением и чрезмерными зазорами, хотя и
привлекают по цене, следует ориентироваться на немцев, англичан и итальянцев.
 

Вложения

  • SG203402G.jpg
    SG203402G.jpg
    147,8 КБ · Просмотры: 103
  • SHarnir_.JPG
    SHarnir_.JPG
    38,7 КБ · Просмотры: 111
  • SG203399G.jpg
    SG203399G.jpg
    140,9 КБ · Просмотры: 103
На сегодняшний день закончил в общих чертах механизм общего шага с ручкой и корректором.
Осталось лишь закрепить фрикционный механизм ручки на раме, используя сварку.
В магазине вентиляционных систем обнаружил хорошие трубы из нержавейки диаметром от 80 до 200мм.
Очень хороши в качестве заготовок для корпусов глушителей. Трубы есть с толщиной стенки 1 мм. и 0,5 мм.
Взял себе пару для экспериментов.
 

Вложения

  • IMG_20.jpg
    IMG_20.jpg
    147,2 КБ · Просмотры: 151
  • IMG_2_005.jpg
    IMG_2_005.jpg
    175 КБ · Просмотры: 157
  • IMG_201_003.jpg
    IMG_201_003.jpg
    126,3 КБ · Просмотры: 145
Подойдёт, проверено. Себе на EJ-25 резонаторы сделал, отлично получилось.
Только стенку миллиметровую нужно. 0,5 тонкая, звенеть будет.
То-же делал на Ж10 глушитель, стенка 1мм, отлично получилось. По-моему где-то даже матрица с пуансоном остались на сферические боковины. Дмитрий, если надо, могу поискать и отштамповать, если найду конечно.
 
Дмитрий, если надо, могу поискать и отштамповать
Ребята спасибо!
Только в этом нет необходимости, я уже заготовил на эти цели тарелочки
из нержавейки и сферическую поварёшку большого размера.

Сегодня пробовал настроить положение автомата перекоса на валу несущего винта с целью получить
информацию о размерах недостающих деталей системы управления, но процесс оказался не так прост
как это представлялось. В прежнем варианте управления с тросами имелась базовая неподвижная площадка
от которой всё довольно просто и быстро настраивалось, теперь же этого нет и любое изменение положения
какого либо элемента тут же приводит к уходу других. Теперь думаю о приспособлении для настройки.
 

Вложения

  • Avtomat_perekosa.jpg
    Avtomat_perekosa.jpg
    175,6 КБ · Просмотры: 143
Дмитрий, а почему от тросов отказались? 

Автомат перекоса и втулку я скопировал с вертолёта Exec.
Для двухместной машины взлётным весом 640 кг. это решение оправдано, но для одноместного
аппарата масса которого почти вдвое меньше, вес всего этого узла становится чрезмерным, потому и отказался.
 
Дмитрий, не видно винтов регулирования лопастей в линию, как на Экзеке. Почему отказались?
 
Exec собирают в гаражах люди с разной подготовкой и оснащённостью, по этому отклонения при работе
там просто неизбежны. Несколько десяток отклонения во время сверления в корневой части, приведут
к многим миллиметрам отклонения концевой части лопасти. Именно с целью компенсировать эти отклонения
и предусмотрено регулирование лопастей в одну линию. У меня же эти отклонения отсутствуют, так как корневая
часть и накладки просверлены в одном положении на станке с ЧПУ. Перед установкой на втулку я проверил отклонения
концевых частей лопастей поочерёдно закрепляя их на стапеле болтами - всё было в норме, разница не превышала 1 мм.
 
Дмитрий доброго времени суток. Очень понравилась твое творение и тем более описание.Хочу построить вертолет, знаю не просто и сложно технически именно по этому многие категорически отказываются строить,но меня это не пугает. Голова на своем месте  и руки растут из нужного места. Дмитрий мучают два вопроса. Из какого материала изготовлен вал несущего винта (труба или прут)и как он закреплен к раме или к редуктору.Этого нет к сожалению не на фото не на чертежах. Очень прошу подсказать.С уважением Николай. 
 
Николай здравствуйте!
Отговаривать не буду, хотя от многих из тех кто обращался ко мне с подобными
просьбами я так и не дождался какого либо продолжения их деятельности.
Вал лично у меня изготовлен из трубы ст.45 и термообработан, причём изначально
заготовка имела диаметр 45*26мм. Я предварительно её ободрал на токарном станке
до диаметра 41мм. а окончательный размер 40мм. шлифовал на круглошлифовальном станке.
Попытка сделать нужный размер на токарном станке приводила к искривлению вала и плохому
качеству поверхности. Сейчас я бы просто приобрёл готовый вал через Интернет, в сети довольно
много предложений по продаже полых гидравлических штоков различных диаметров.
В нижней части вала сделана проточка в которую запрессован валик меньшего диаметра для передачи
крутящего момента от редуктора. Конструкцию верхней части на которую крепится втулка хорошо видно
на приведённых картинках, все детали запрессованы с нагревом до 250 градусов.
 

Вложения

  • Snimok5_001.JPG
    Snimok5_001.JPG
    41 КБ · Просмотры: 125
  • Snimok6.JPG
    Snimok6.JPG
    48,7 КБ · Просмотры: 127
  • SG206320g.jpg
    SG206320g.jpg
    69,4 КБ · Просмотры: 130
Крепится вал в двух точках с помощью корпусных подшипников которые допускают значительные
отклонения в точности их положения на раме, их наружные обоймы выполнены сферическими и занимают
нужное положение в корпусе автоматически. Подшипники эти устанавливаются на скользящей посадке на вал,
поэтому диаметр вала необходимо выполнять на 0,015-0,02мм. меньше чем внутренняя обойма подшипника.
Для того что бы вал не проворачивался в обойме, на подшипнике установлено поводковое, эксцентриковое кольцо.
Проточка этого кольца входит в выступ внутренней обоймы подшипника и приводит её во вращение вместе с валом.
Корпус верхнего подшипника диаметром 40мм. крепится к площадке на верху рамы, а корпус нижнего диаметром 30мм.
крепится к поперечине рамы двумя болтами.
 

Вложения

  • Snimok3_003.JPG
    Snimok3_003.JPG
    40,5 КБ · Просмотры: 139
  • Snimok2_004.JPG
    Snimok2_004.JPG
    64,1 КБ · Просмотры: 145
  • Snimok1_003.JPG
    Snimok1_003.JPG
    48,4 КБ · Просмотры: 144
Вот как выглядят корпуса и подшипники в них.
Корпуса эти я так же изготавливал самостоятельно, сейчас же в этом нет
ни какой необходимости, все эти детали легко приобретаются в сети.
 

Вложения

  • SG206324G.jpg
    SG206324G.jpg
    83 КБ · Просмотры: 120
  • SG208215G.jpg
    SG208215G.jpg
    130,2 КБ · Просмотры: 113
  • SG208205G.jpg
    SG208205G.jpg
    137,3 КБ · Просмотры: 120
Соединяется вал с редуктором просто одеваясь на него шлицевой втулкой установленной
на торце вала с помощью болта и торцовых шлицов. Такое соединение часто используют для
соединения двух половинок коленчатых валов в двигателях. Для того что бы вал не выдернулся
из подшипников от действия подъёмной силы на нём установлена разрезная дюралюминиевая втулка
состоящая из двух половин, которые стянуты хомутами. Конструкция эта общеизвестна и широко применяется
на вертолёте Ехес. Нагрузка на редуктор передаётся лишь в виде крутящего момента, а действие подъёмной силы
и других нагрузок от вала целиком воспринимается рамой.
 

Вложения

  • SG206422G.jpg
    SG206422G.jpg
    123 КБ · Просмотры: 131
  • SG206323G.jpg
    SG206323G.jpg
    79,9 КБ · Просмотры: 135
  • SG209731G.jpg
    SG209731G.jpg
    112,9 КБ · Просмотры: 132
Вот ещё пара картинок для доходчивости. 🙂
 

Вложения

  • SG209736G.jpg
    SG209736G.jpg
    86,8 КБ · Просмотры: 140
  • DSC08162_001.jpg
    DSC08162_001.jpg
    163,9 КБ · Просмотры: 131
Самоконтрящиеся гайки использую довольно широко, но далеко не везде.
Если нужно законтрить шплинтом я засверливаю эти  же гайки сверлом диаметром 2,5 мм. в
шести местах и устанавливаю шплинты. Нужно ещё учитывать, что многие узлы и агрегаты работали
в пробном, довольно непродолжительном режиме и в дальнейшем будут шплинтоваться и вязаться проволокой.
Тем не менее гайки эти показали себя очень хорошо и их применение на многих
зарубежных конструкциях говорит в пользу их широкого использования.
 

Вложения

  • SG206968G.jpg
    SG206968G.jpg
    142,7 КБ · Просмотры: 104
Дмитрий здравствуй.Большое спасибо,что откликнулся.Все теперь предельно понятно.По мере возможности буду оповещать и советоватся о ходе постройке.Наверняка в ходе постройке возникнут вопросы,надеюсь не откажеш советом,ибо увидел в вас грамотного технического практика а п....бола что сейчас преобладают в инете.С уважением Николай.
 
Назад
Вверх