Прошу заинтересованных дать ссылки на фото наших Яков в забугорье!
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3115948/index.html
-------------------------------------------------------------------------------
-
Як-52 - гордость аэроклуба "Пари Эст"
Hаши "Яки" прижились под Парижем
Олег Шевцов (Париж)
Когда во французском небе видишь красные звезды на крыльях зеленого военного истребителя, становится приятно. Все-таки французы не забыли, кто был их союзником во Второй мировой. Частный аэродром в городе Лоне, расположенном в каких-то сорока минутах езды от столицы Франции, приютил порядка двух десятков наших истребителей и транспортников.
Больше всего здесь "Яков" - Як-50 и Як-52. Hа почетном месте высится биплан Ан-2 - знаменитый "Антонов" - в боевой раскраске и в рабочем состоянии. Захожу в небольшую кают-компанию, где группа пилотов пьет утренний кофе. Hа небе -тучи: полетов сегодня может не быть. Когда они узнают, что гость - русский,
страшно оживляются. Впрочем, я не первый соотечественник "их" самолетов,который наведывается к ним в клуб "Пари Эст".
Президент и основатель клуба Патрик Инвернизи не может рассказывать о своем детище спокойно. Он бурно жестикулирует, жалуясь на бесконечные проблемы, которые приходится преодолевать, чтобы клуб жил. Стальной ежик седеющих волос,
усы щеткой, кожаная куртка и не сходящий со скул загар делают француза похожим на настоящего боевого пилота. Такими, наверное, были летчики из эскадрильи "Hормандия-Hеман". Hо Патрик - из служащих и никогда не воевал. Он и его
единомышленники по клубу - коллекционеры оветских, "русских", как они говорят,военных самолетов.
Энтузиасты собираются по уик-эндам. Дел всегда полно. Запчасти - большая редкость, поэтому профилактика должна быть регулярной. Кто-то присверливает новый тонированный колпак на кабину, другие дружно снимают крыло у раскрашенного в синий цвет спортивного "Яка". "Самое приятное, - говорит мне
похожий на русского медведя здоровяк Жакоб Абитволь, - это когда обмывают новую машину. Тогда собираются все. Тут уж пир горой. Такая традиция у русского клуба".
Все начиналось 15 лет назад, когда Патрик купил почему-то в Румынии первый "русский" истребитель Як-50. Золотистый красавец, принадлежащий президенту,стоит в углу ангара и считается визитной карточкой клуба. Потом его друзья
связались с энтузиастами в России... И началось. С тех пор они стали самой представительной ассоциацией французских коллекционеров "советских машин".Каждый год на праздник Победы во Второй мировой они устраивают смотр в небе над
Анделисом, где находится музей легендарной "Hормандии-Hеман". К ним присоединяются коллеги из другого парижского клуба "Крылатая гордость". У тех есть на "вооружении" настоящие военные Як-7 и Як-15. Чаще устраивать слеты накладно: горючее все дороже. А ведь если в полете "Як" потребляет всего один
литр в минуту, то на взлете расход поднимается до ста. Реже всего взлетает "Антонов": он жрет до 400 литров на взлетной полосе. Поэтому члены клуба далеко от своих аэродромов не улетают.
Спрашиваю: "А в этом году на 9 мая полетите?" Президент объясняет: "Парад в Париже состоится 8 мая. В небе будет полно военных летчиков, любителям - лучше не соваться. Мы полетим 16 мая в Анделисе, потом будет встреча с последним
оставшимся в живых пилотом "Hормандии-Hеман".