В продолжение вышесказанного.Имеется у меня много ксерокопий книг и статей из
журналов Моделист-Конструктор,Крылья Родины,Техника Молодежи и др.по теме
самодельные (и серийные) самолеты и планеры,а также все связанное с авиацией.
В принципе почти все известное,но если собрать все в кучу то кому нибудь и
пригодится.Есть многое в электронном виде,книги,журналы,интернет страницы и
целые сайты скачанные,фотографии и т.д.Так вот хочу отсканить все более менее
интересное и вместе с тем что есть в электронном виде выложить на форуме.Но дело это не скорое,поэтому когда получится не знаю.А пока,раз выше говорилось
о конкретных планерах,кратко о них.
Grunau Baby.
Первый вариант Grunau Baby был построен Э.Шнейдером в соавторстве с другими в
1931 году,в местечке Grunau(сейчас польская территория).Для своего времени это
был весьма передовой планер и имел хорошие летные качества.В 1933 году на одном
из этих планеров Курт Шмидт установил мировой рекорд продолжительности полета-
36 часов 37 минут.Все это вызвало большой интерес к планеру.Но Grunau Baby был
недостаточно прочен и после нескольких проишествий был практически полностью
перепроектирован.Так возник Grunau Baby2.Он имел больший размах и больший вес.
Вначале выпускался Grunau Baby2a,затем планер был модернизирован до Grunau Baby2b
Внешне эти модификации почти не отличаются,но GB2b имел воздушные тормоза,поэтому
конструкция его крыла была изменена.Также у GB2b была изменена кабина и были
другие незначительные изменения.И вот эта модификация-Grunau Baby2b стала самой
массовой.Было построено около 5000 в Германии и в других странах и это рекорд.
GB2b строили до войны,во время войны и после нее.Многие немецкие летчики учились
летать на нем.В 50-х годах строился серийно во Франции-Nord 1300 и в Японии-Така7
Кстати обзорные чертежи Nord 1300 есть на форуме.Этот планер является практически
точной копией GB2b за исключением того что некоторые узлы были перетяжелены,что
привело к ухудшению его летных характеристик.Последняя модификация 1950 года-
Grunau Baby3.От GB2b отличается увеличенным оперением,наличием колесного шасси и
немного измененной формой фюзеляжа.Были и другии модификации,в том числе
двухместный Grunau Baby5.Grunau Baby около 50 лет использовался как учебно-
тренировочный планер,и сейчас еще есть много летающих экземпляров.
Конструкция
Grunau Baby2b-цельнодеревянный подкосный тренировочный планер.Ввиду большого
количества вариантов летно-технические характеристики в разных источниках немного
отличаются.
Размах-13.57 Длина-6.09 Высота-1.38 Ширина фюзеляжа-0.56 Площадь крыла-14.2
Удлинение крыла-13 Профиль (у корня/на конце)-Gettingen 535/симметр.
Вес пустого-170 Вес полетный-250 Нагрузка на крыло-17.7
Качество наибольшее при скорости-17 при 60 км в час
Минимальная скорость снижения при скорости-0.80 при 55 км в час
Минимальная скорость-45
Максимально допустимые скорости-при автостарте-80 при буксировке самолетом-90
в спокойном воздухе-150
Запас прочности-8
Крыло однолонжеронное подкосное.Основной лонжерон до 13 нервюры имеет постоянное
сечение,после нее высота и толщина лонжерона уменьшаются.Имеет коробчатую
конструкцию-2 полки из переклея сосновых реек переменного сечения,3 бобышки -
у корня для узла крепления крыла к фюзеляжу,посередине для узла крепления подкоса
и между 17 и 18 нервюрами для крепления роликов тросовой проводки управления
элеронами.Под каждой нервюрой между полками стоят диафрагмы.Лонжерон обшит с
двух сторон фанерой в основном 1.5мм.У корня крыла от 1 до 5 нервюры стоит косой
лонжерон из двух полок,бобышек и диафрагм.Обшит с одной стороны 2.0мм фанерой.
От 13 нервюры до конца крыла расположен фальшлонжерон для крепления элеронов.
Крыло имеет 23 нервюры,с 1 по 13 нервюры имеют одинаковый размер но почти все
разные по конструкции.С 14 по 23 размеры разные.1 и 2 нервюры имеют усиленную
конструкцию.Все нервюры имеют смешанную ферменно-балочную конструцию.Липовая
бобышка в носке,силовая ферма из реек 9на5мм,кницы и косынки из 1мм фанеры с одной боковой плоскости нервюры,с другой по внешнему периметру идет окантовка из
1мм фанеры,ширина окантовки 25мм.Это и другое можно увидеть по ссылке
http://www.baby58.nl/fotoalbum.htm
-Это фотоальбом о реставрации GB2A.
Между нервюрами стоят 22 носка(носовая часть нервюры)
Носок крыла до лонжерона,а у корня до косого лонжерона,обшивается фанерой
2мм-1.5мм-1мм(от корня к концу) Крыло имеет воздушные тормоза.Крепится крыло к
фюзеляжу в 3 точках,а не в 2 как обычно.Узлы крепления стоят на основном лонжероне,косом лонжероне и в носке крыла.Профиль крыла Gettingen 535-
выпукло-вогнутый.Этот профиль имеет большое значение Cy max и поэтому планер
может летать с меньшей скоростью,он имеет хорошие срывные характеристики,но
имеет довольно низкое аэродинамическое качество.Это одна из причин того что
качество планера -17единиц что маловато.Крыло имеет аэродинамическую крутку т.е.
профиль на конце крыла становится симметричным,поэтому при выходе на критические
углы срыв потока начинается у корня крыла и сохраняется управляемость.Задняя часть крыла обшивается полотном.Крыло из-за большого размаха довольно трудоемко в
изготовлении.Фюзеляж упрощенный,не круглый а шестигранный.Имеет 15 шпангоутов
рамной конструкции,каркас из реек и бобышек обшивается фанерой.Наверху 4,5и6
шпангоутов находятся узлы крепления крыла,внизу 5 узлы крепления подкосов и задней части лыжи.Подкосы были и деревянные и из стальных труб.Киль и стабилизатор обычной конструкции для деревянных планеров,стабилизатор подкосный.
Управление обычной конструкции,тросовое.Фюзеляж обшит фанерой 1.5мм и в районе
стабилизатора 2.0мм.В разных местах и в разное время на базе Grunau Baby создавались мотопланеры и они успешно летали .
Grunau Baby был обьектом для подражания,очень многие планера были или копиями или
сделаны по мотивам его.Особенно копировали его крыло.И хотя его и близко нельзя
сравнить с нынешними супер планерами,все таки планер который летает почти 80 лет
чего-нибудь да стоит.В интернете можно найти очень много фотографий и видео.Могу
дать ссылки.Все это есть у меня,но мой интернет-15MB в час,послать что-то нереально.
В следующий раз о планерах Salamandra,SG38 и Hutter17.